Автогонки мира меняют босса: сошлись радикальные реформаторы. Федерация даже подозревает подкуп и давление на избирателей

Требование открытия расходов и дешевых серий против вовлечения в политику.

Автогонки мира меняют босса: сошлись радикальные реформаторы. Федерация даже подозревает подкуп и давление на избирателей

17 декабря Международную автомобильную федерацию (ФИА) ждут огромные перемены: спустя 12 лет правления нынешний босс мировых гонок Жан Тодт вынужден оставить пост президента. Француз исчерпал лимит в три срока и больше не имеет права оставаться на должности.

«Во мне все еще много энергии, но мы изменили устав, ограничив количество президентских сроков в ФИА. Мне поступает много просьб остаться, но я буду следовать уставу», – сказал Тодт еще в прошлом году.

Из-за фигуры француза – бывшего спортивного директора «Феррари» эпохи Шумахера – на выборах президента ФИА давно не было серьезной конкуренции: в 2017 году на пост и вовсе выдвинулся один Жан. Сейчас же за управление гонками сразятся кандидаты с противоположными взглядами – британец Грэм Стокер и представитель ОАЭ Мохаммед бен Сулайем. Их противостояние вызывает немало беспокойства в руководстве организации – вплоть до подозрений в давлении на избирателей.

Бен Сулайем хочет изменить ФИА по подобию бизнеса и призывает сделать данные о расходах общедоступными

Автогонки мира меняют босса: сошлись радикальные реформаторы. Федерация даже подозревает подкуп и давление на избирателей

Мохаммед бен Сулайем – звезда арабских ралли: за 20 лет гоночной карьеры он 14 раз выиграл чемпионат Ближнего Востока. А еще он – президент автогоночной федерации ОАЭ, а с 2008 года – вице-президент ФИА по спорту во Всемирном совете автомобильной организации.  

Сулайем вышел на выборы с необычной программой FIA for Members («ФИА для клубов-членов»; клубы-члены – локальные организации по типу Российской автомобильной федерации). Хотя он и призывает «бережно относиться» к традициям и истории автоспорта, его планы – это большая внутренняя реформа.

Мохаммед собирается внедрить новую для ФИА должность – исполнительного директора (по аналогии из бизнеса). Сейчас президент полностью отвечает за работу организации, а за направлениями спорта и автопромышленности следит генеральный секретарь – арабский экс-пилот считает, что это тормозит ФИА.

«Повседневные обязанности – не для президента, – говорит Сулайем. – Я не хочу заниматься микроменеджментом. Я хочу быть президентом, а все рутинные дела предоставить исполнительному директору: он объединит спорт с автомобильным сегментном».

Чем же тогда займется президент? Развитием гонок. Аргументы у арабского кандидата весьма интересные: он сравнил ситуацию в Финляндии с Китаем и Индией – в финском государстве при населении 5,5 млн человек выдано примерно 11000 гоночных лицензий, а Индия и Китай могут суммарно похвастаться лишь 8000 профессиональными пилотами (и это при общем населении в 2,8 млрд человек). Потому Сулайем активно призывает развивать автоспорт путем создания множества местных недорогих чемпионатов.

«На начальном уровне нужно, чтобы техника была доступной, – объяснил Мохаммед. – Мы запустили проект под названием Cross Car (похожие на багги одноместные машины с двигателями от мотоциклов). Вышло потрясающе, я уверен за ним будущее. Цена за участие и технику предположительно составит около $9000, не больше. Хотя есть риск, что она вырастет до $28000.

Тем не менее, мы готовы составить полноценный план серии, взять на себя контроль за безопасностью и наконец-то дать гонщикам [из тех же Китая и Индии] участвовать в местном чемпионате. При этом за четыре года вполне возможно удвоить количество подобных региональных соревнований.

«Формула-1» и чемпионат мира по ралли в хорошей форме. Но миру нужно больше. Я говорю о региональном уровне, нужно больше местных мероприятий, событий, участников. А это произойдет, только если мы всерьез этим займемся».

Вдобавок Мохаммед собирается поменять финансовую политику – по его мнению, сейчас ФИА в кризисе, и для выхода нужно следовать новым тенденциям:

«Финансовый вопрос в ФИА полностью не проработан, – заявил Сулайем. – Мы хотим взглянуть на него по-новому и вернуть ФИА в бизнес в хорошем смысле этого слова. Прозрачность и подотчетность – главное, если вы хотите, чтобы вас принимали всерьез. К примеру, когда мы хотели взглянуть на счета ФИА, достать их оказалось очень трудно. Поэтому я уверен, что нужно последовать за ведущими федерациями мира, вроде МОК (Международный олимпийский комитет). Вы увидите на их сайте отчеты обо всех финансовых операциях».

Насчет доступности данных МОК арабский кандидат сказал правду. Из отчета о токийской Олимпиаде, можно узнать: только 10% средств пойдет на развитие спорта, а бюджет организации на период 2021-2024 годов составит $590 миллионов за счет продаж прав на показ Игр.

Было бы и правда интересно так же глянуть на расходы ФИА.

Стокер – настоящий революционер: хочет полностью превратить США в ключевой рынок и вовлечь ФИА в политику

Автогонки мира меняют босса: сошлись радикальные реформаторы. Федерация даже подозревает подкуп и давление на избирателей

С 2009 года – первого года правления Тодта – заместителем президента ФИА работает Грэм Стокер: специалист по спортивному праву из Лондонской школы экономики (49-е место в списке вузов по версии QS) и ныне представляет Великобританию во Всемирном совете по делам автоспорта. Именно он разбирал самые громкие скандалы современной «Формулы-1»: умышленную аварию Нельсона Пике в Сингапуре в 2008-м (ФИА вынесла вердикт только год спустя и в результате дала «Рено» условную дисквалификацию до 2011 года) и шпионский скандал «Макларена» 2007 года (тогда британская команда получила слив чертежей алого болида от инженера «Феррари» – и закончила сезон дисквалификацией и штрафом в $100 млн).

«Полагаю, у меня есть достаточно опыта и знаний для работы президентом, – говорит сам Стокер. – Я прошел через большое количество ключевых историй в мире гонок и знаю ситуацию изнутри. Я принимал участие в заключении двух Договоров Согласия, продлении контракта на проведение WRC, организации нового чемпионата «Формула Е». И мне хочется использовать весь этот опыт».

И опыт Стокера – его главное оружие: именно благодаря ему Грэм и стал правой рукой Жана Тодта.

«Важно понимать, что в тот момент я уже входил в Международный апелляционный суд, руководил антидопинговой комиссией, был судьей в «Формуле-1», – вспоминает британец первые выборы Тодта. – Я знал Всемирный совет, национальные клубы со всего мира, работающие в 146 странах. Весь этот багаж я принес в команду Жана. Его считают одним из лучших менеджеров своего поколения. А я знал работу ФИА и ее подразделений. Мы объединили усилия, и я с гордостью могу сказать, что тоже трижды побеждал на выборах в его команде».

А что там с его планами на будущее? Грэм объявил об участии после Сулайема и назвал программу FIA for All («ФИА для всех») в противовес арабу. Здесь – все самые популярные тезисы: об общедоступности гонок, о многообразии и инклюзивности участников и даже о поддержке экологии. Но видение Стокера гораздо глобальнее:

«Есть одна ключевая составляющая: это автомобилизм, который затрагивает водителей со всего мира. Напомню, мы представлены в 146 странах. У нас много организаций-членов. Это открывает возможности, когда мы можем направлять определенные процессы и воздействовать на политику. А я очень заинтересован во влиянии на политические решения».

Самое время вспомнить: Тодт придерживается принципа «ФИА – вне политики». Возможно, заявления британского кандидата объясняет его взгляд на достижения нынешнего президента: по словам Стокера, 12 лет правления Жана – «тихая революция», которая теперь должна показать свое лицо.

Стокер собирается ускорить процессы, с которыми ФИА медлила: вовлечь в спорт больше женщин, заняться более серьезно киберспортом и сделать США главным рынком.

«Откровенно говоря, американский рынок не просто важен, но и очень силен, – сказал сам Грэм. – Они понимают специфику гонок. Я хочу укрепить их отношения с Чемпионатом мира по гонкам выносливость. Та же «Формула-1» уже здесь. Уверен, количество гонок будет только увеличиваться. На них есть спрос и большие возможности. США – ключевой рынок, ключевой игрок, и нам нужны крепкие отношения».

ФИА очень переживает из-за грядущих выборов: уже предупредила о возможных махинациях

После долгих лет без конкуренции Международную автомобильную федерацию ждет слегка позабытый состязательный процесс – и обстановка накаляется. Кандидаты уже объявили свои команды: Стокер собирается сделать заместителем Тома Кристенсена – 9-кратного победителя «24 часов Ле-Мана» и главу Комиссии гонщиков ФИА, а также сохранить действующего президента сената Брайана Гиббонса.

Среди сторонников Сулайема стоит выделить претендента на роль заместителя президента в делах спорта Роберта Райда и бывшего штурмана чемпиона ралли 2001 года Ричарда Бернса. Но куда больший интерес вызывает Фабиана Экклстоун – жена бывшего босса «Формулы-1» Берни. Ее выдвинули на пост ответственного за Южную Америку вице-президента.     

Автогонки мира меняют босса: сошлись радикальные реформаторы. Федерация даже подозревает подкуп и давление на избирателей

Но все-таки программы соперников демонстрируют: у обеих сторон – серьезные радикальные планы на ФИА. И самое главное – эти планы очень отличаются друг от друга. Так что федерация уже опасается давления на избирателей – поскольку недавно комитету по этике сообщили о просьбе присылать фото заполненных бюллетеней. Глава комитета Франсуа Белланже быстро отреагировал и разослал всем заинтересованным лицам предупредительное письмо:

«Оказание любой формы давления на члена ФИА с целью повлиять на его голос на президентских выборах – это несоблюдение основополагающих принципов ФИА. Предоставление же членом ФИА фото-доказательства своего голоса считалось бы еще более серьезным нарушением».

Франсуа призвал к благоразумию и демократии и обозначил три возможных нарушения на грядущих выборах: угроза избирателям из-за их голоса, предложение вознаграждений за поддержку определенного кандидата и просьба сфотографировать свой бюллетень. ФИА уже заявила, что подобные случаи будут расследованы и виновные понесут серьезное наказание.

Вообще давление на кандидатов в спортивных выборах – не редкость. Вспомните МОК: там не обошлось без коррупции на выборах места проведения корейской Олимпиады-2018: по данным SBS, 27 избирателей поддержали Пхенчхан за маркетинговые контракты и соглашения с Samsung. Или коррупционные скандалы в ФИФА – они взрываются чуть ли не каждый год. С учетом серьезности и важности выборов ФИА подобный инцидент может повториться: все-таки организация взаимодействует не только со спортом, но и автопромом в целом, где жесткая конкуренция – обыденное дело.         

К тому же, просматриваются и примерные возможные пути махинаций: Стокер – классический кандидат с «административным ресурсом» и большим внутренним влиянием, а Сулайем – из щедрых ближневосточных Эмиратов: соседний Катар подозревают в получении ЧМ-2022 по той же схеме. А традиционная репутация ФИА как максимально закрытой и непрозрачной организации только подчеркивает и подогревает ситуацию – раз уж беспокойство менеджеров о манипуляциях просочилось в публичное поле, то внутри там, должно быть, и вовсе разворачивается инквизиционный процесс как во время Реформации. Нет сомнений – 17 декабря все затихнет только в случае подавляющего разгрома одного из кандидатов.

Бразилия купила Олимпиаду-2016? В махинациях обвиняют Попова и Бубку

ФИФА получит 200 млн долларов за… коррупцию в ФИФА. Тут есть что обсудить

Америка рассорилась с WADA и больше не платит $3 млн в год – все это во многом из-за России. Что у них случилось?