В фокусе – чудо-установка на заводах самых богатых команд.
С предсезонных тестов в Бахрейне 12 марта стартовала новая «Формула-1», но пока интриги в борьбе за титул в обоих зачетах не чувствуется. Уже несколько лет Льюис Хэмилтон и «Мерседес» удерживают лидерство, и при относительно стабильном регламенте сбить их с их чертового насеста будет весьма непросто. Тем не менее, способ вернуть чемпионату зрелищность существует.
Свой вариант в колонке американского издания Racer предложил бывший инженер семикратных чемпионов Габриэль Элиас. Он проработал в команде из Брэкли шесть лет (2020 год был последним), а сейчас перешел в менеджеры гонщиков и нашел место в компании GME Concepts – представителе коммерческих интересов «Ф-1» в США,
Сила топ-команд в особом оборудовании для тестов шасси – именно от него нужно избавиться
«Меня спрашивали, что делает «Мерседес» лучше всех, и каждый раз я думал о динамометрическом стенде для шасси. Многие даже не знают, что «Мерседес» им обладает, но сейчас такие же есть и у других топ-команд. Стенд построила «Хонда» в 2008 году. Вскоре японцы ушли, оставив разработанную специально для «Формулы-1» дорогостоящую установку. Наша команда как раз и получила такую (современный «Мерседес» образовался после покупки «Брауна» в конце 2009-го – команды, которую основали на базе «Хонды» после ухода японской компании – Sports.ru).
На нем вы продуваете воздух через радиаторы на скорости, скажем, до 320 км/ч или что-то в этом духе. Можно установить любую плотность и температуру воздуха и скорректировать высоту. И не надо следовать никакому расписанию трассы. Стенд не ограничен распорядком с 8:30 до 16:30. Он активен 24/7. Можно организовать три смены, и если машина выйдет из строя – к примеру, из-за утечки масла – то всегда есть механики, которые все исправят. А потом мы возвращаем машину на стенд и продолжаем процесс.
Когда вы видите «Мерседес» на предсезонных тестах, знайте: это уже не «зеленый» болид. Долгие недели его мучали на испытательном стенде.
Вот что будет происходить в «Мерседесе» в ближайшее время: двигатель, коробка передач, система охлаждения, гидравлика – все, включая еще и подвеску, пройдет дополнительные испытания на стенде. В мою смену как-то раз что-то сломалось при тестировании, и мы тут же приняли меры и исправили все до прибытия на трассу. Если возникали проблемы – они решались на месте и больше не тревожили.
У команд поменьше отсутствуют такие возможности. Если что-то ломается – оно ломается на треке. Потому приходится ремонтировать болид в безумной спешке, чтобы все подготовить к гонке. В этом и заключается отличие первой «большой тройки» от остальных.
Если «Формула-1» хочет вновь вернуть интерес – нужно забанить испытательный стенд. Просто запретить для всех. Команды не должны им обладать. Они должны приезжать на тесты, где у всех все разлетается и ломается».
Оказывается, свежий «Мерседес» всегда разваливается. А стенд – главная причина его надежности
В рассказе о невероятной эффективности чудо-стенда для шасси Элиас привел несколько примеров, когда оборудование буквально спасало начало сезона для чемпионов:
«К старту первой гонки на болиде уже стоят обновленные детали. В день на испытательном стенде машина «проезжает» где-то от 400 до 600 км. Умножьте на количество имеющегося у нас времени. Каждая деталь должна выдержать определенное расстояние, иначе нельзя уверенно вывести ее на трассу. Стенд позволяет нам быстрее разобраться с любой проблемой. Хотя это очень нервный процесс.
Помню, в 2017-м мы сломали кучу днищ. У нас постоянно отваливался диффузор. Это смешно, но ужасно: такая проблема обычно приводит ко мгновенному сходу. Поломки начались еще на первом тесте. Причиной же стало увеличение прижимной силы на 40 процентов. Мы неправильно сопоставили прочность днища с нагрузочным уровнем. В другой год мы уничтожили тонну тормозных дисков.
В общем, со временем всегда выявляются новые проблемы. Но их количество при выезде треке невероятно мало как раз благодаря этим долгим тестам. Это бесценно: вы работаете над машиной за две недели до Гран-при, причем у себя дома, так сказать.
Допустим, тормозной диск выходит из строя во время теста на стенде. В таком случае есть время для полного анализа, привлечения к делу коллег. На гоночном треке же находится только костяк команды. Приходится использовать их глаза и уши. В случае неполадок они только передают на базу: «Эй, тут кое-что сломалось, гляньте там». Расстояние значительно усложняет работу.
Стенд не повышает мощность, но делает машину надежней. Он позволяет проверить болид еще даже до первого выезда на трассу. Этим занимались и будут заниматься в дальнейшем мои коллеги».