Молодые гонщики просто лучше тормозят.
Великий семикратный чемпион MotoGP Валентино Росси переживает не лучшие времена: после празднования 40-летнего юбилея сезон у него не задался. Смотрите, что случилось на последнем Гран-при Японии – жесткое падение после ошибки на точке торможения и слишком быстром входе в поворот.
«У меня была маленькая ошибка в первом повороте, – объяснил после Вале. – Переднее колесо проскользнуло и я упал».
Провал в Мотеги стал уже четвертым за 2019-й – еще ни разу за всю карьеру в высшем дивизионе MotoGP Росси cтолько не падал за сезон.
Предыдущий был на Гран-при Нидерландов – и снова ошибка на входе в поворот.
Байк въезжал в вираж слишком быстро, и чемпион просто его не удержал.
Первый случай с домашнего Гран-при Италии: Валентино снова не справился с мотоциклом на апексе среднескоростного поворота.
В этот раз падение произошло не на самом входе только потому, что роковой вираж был вторым в связке, и предыдущий погасил большую часть скорости. Тем не менее, ошибка все та же: Росси проезжал поворот с небольшим перебором по километрам в час – и не совладал с техникой.
По сути только в Испании зрители не видели этой ошибки: там Вале не сумел увернуться от завала в повороте. Чемпион очень старался, у него почти получилось – здесь ему можно только поаплодировать и посочувствовать.
В остальном же падения явно не случайны: каждое происходит из одной и той помарки.
Что же происходит с Валентино? Простым и на первый взгляд очевидным объяснением всегда можно назвать возраст, поскольку в 40 лет гонщики редко сохраняли старый уровень силы, реакции, концентрации и решительности. Но в реальности все намного сложнее.
Сперва немного теории. В MotoGP особенно большую роль играет время прохождения прямых на этих отрезках байки разгоняются свыше 300 км/ч, а в любых поворотах замедляются намного сильнее любых болидов на четырех колесах. В результате принципиальная разница в скорости на виражах между пилотами не так велика, как в «Формуле-1» – намного больше времени можно выиграть на максимально позднем торможении, продлевая фазу езды на прямой до самого края.
Именно так и ездит большинство молодых пилотов во главе с шестикратным чемпионом MotoGP Марком Маркесом: они ищут ту самую предельную точку торможения и активно используют оба тормоза, чтобы из-за более резких перепадов скорости (по сравнению со старым подходом) зад байка не отправлял наездника в полет.
У Росси же на протяжение всей его карьеры сложился совсем другой стиль: в 80 процентах случаев он использовал только передний суппорт и удерживал баланс мотоцикла благодаря смещению тела назад вбок, в поворот. И раньше у итальянца не было конкурентов по части торможения из-за точности и плавности движений – но времена изменились.
«Торможение все еще остается моим слабым местом, – признал он после практики на Гран-при Японии. – У меня не получается эффективно замедлять байк. В последние годы усилилась роль заднего тормоза. Молодежь постоянно им пользуется, а я раньше жал на него на трассе в Мотеги только в одном месте – в конце длинной прямой».
То есть Валентино не стал значительно хуже или медленнее – просто конкуренты нашли точку прогресса, благодаря которой и начали обыгрывать старого льва. В погоне за новой волной итальянец тоже начал резче тормозить на более агрессивных точках – но после долгих лет езды с другим подходом переход на новую технику дается медленно. Мышечная память и инстинкты нарабатываются годами, и иногда Росси недостаточно хорошо замедляется в поворотах – из-за чего и происходят отлавливания байка в последний момент и падения.
Одно из главных (и вообще неочевидных) изменений в гоночный стиль Вале внес как раз перед Гран-при Японии: вместо нажатия на тормоз тремя пальцами он перешел на работу двумя.
«Это сделало замедление более линейным, – объяснил семикратный чемпион. – В теории важно не нажимать на ручку слишком сильно, ведь так эффективность торможения только снизится. Проблема в том, что времени на адаптацию по ходу уик-энда не хватает. Как если бы я был баскетболистом и на 25-м году своей карьеры решил изменить технику трехочковых бросков».
Из-за потери времени на торможении и меньшей скорости на апексе Вале после проигрывает и на разгоне, из-за чего отставание растет еще больше. В итоге на Мотеги, где важность торможения чуть ли не наибольшая в сезоне, итальянец уступил в квалификации Маркесу целых 0,8 секунды.
Однако Доктор есть Доктор: если у него все-таки получится перестроить технику под современные реалии, он вполне способен провести еще пару сезонов в топе MotoGP, поражая мир долгой карьерой и несгибаемостью.