В «Ф-1» 90-х команды читерили на стартах: заранее ловили сигнал для срыва с места. Их раскрыли опаснейшим экспериментом – c риском завала

И никого не оштрафовали!

В «Ф-1» 90-х команды читерили на стартах: заранее ловили сигнал для срыва с места. Их раскрыли опаснейшим экспериментом – c риском завала

В начале 90-х команды «Формулы-1» вскрыли принципы работы системы процедуры стартов – и нашли способ слегка мошенничать с моментом срыва с места.

Классически алгоритм начала гонки выглядит так: дирекция ждет прибытия пелотона на стартовую решетку после прогревочного круга, ждет зеленого флага от маршала, проверяющего состояние машин (не заглох ли кто-то случайно или не подал ли сигнал о проблемах), а затем включает светофор. Огни загораются последовательно по одному, затем держат паузу – а по сигналу гоночного директора гаснут, отпуская пилотов в заезд.

(сперва – процедура для прогревочного круга, затем – для старта).

Причем гоночный директор управляет светофором нажатием кнопки – то есть запускает Гран-при вручную. Потому между «разрешением» сорваться с места и погасшими огнями всегда есть задержка в несколько мгновений – пока сигнал идет до светофора.

И в 90-х команды перехватывали радиоразрешение и направляли пилоту в наушник автоматический «гудок» – тот срывался с места фактически еще до погасания огней, но фальстарта не происходило, ведь гонка формально начиналась буквально через мгновение. Ребята из хитрых команд просто уничтожали соперников на первых метрах.

Когда у Международной автомобильной федерации появлись подозрения в нечестной игре, она осмелилась на гениальный, но невероятно опасный эксперимент с риском закончить заезд огромным завалом. На Гран-при Европы 1999-го гоночная дирекция изменила процедуру без оповещения команд: внедрила временной лаг между сигналом и откликом от светофора. Сразу пятеро лидирующих машин (Ханц-Харальд Френтцен из «Джордана», Дэвид Култхард и Мика Хаккинен из «Макларена», Ральф Шумахер из «Уильямса» и Оливье Панис из «Проста» плюс один из аутсайдеров из глубины пелотона) спалились.

Однако никого из них не наказали, потому как старт прервали прямо на середине зажигания красных огней из-за неправильного порядка стартовой решетки — Алессандро Дзанарди из «Уильямса» и Марк Жене из «Минарди» заняли неправильные позиции. В итоге дирекция гонки приняла решение по проведению еще одного прогревочного круга для исправления ситуации.

В итоге формальных обвинений никто не получил – как и штрафов. ФИА скорректировала процедуру – теперь между нажатием на кнопку на пульте гоночного директора и отклика от светофора обычно проходит случайное время от 0 до 1 секунды, и слежение за сигналом потеряло смысл. Официально никого не обвинили в нарушениях – хоть президент Международной автомобильной федерации Макс Мосли неоднократно после признавался, что в его организации «знали о как минимум одной команде, занимавшейся серьезным читерством, но без итогового влияния на исход чемпионата».

Однако даже после обнаружения читерской лазейки старты Хаккинена и «Макларена» остались неподражаемыми – Мика выдал гениальное начало Гран-при Японии в финале сезона и забрал титул у Эдди Ирвайна из «Феррари».

Но, глядя на его мастерство, становится ясно, почему в ФИА вообще заподозрили неладное.

Пилотов «Ф-1» больше нельзя снять с гонки – за любые нарушения. «Горячую дисквалификацию» отменили из-за прогресса в правосудии

Суровый прогрев шин в «Ф-1» 80-х: кипяточком из обычного чайника. Руками будущего босса чемпионата Берни Экклстоуна

Однажды Прост гонялся в шлеме Сенны. Айртон забил на съемки рекламы, его врагу пришлось работать за двоих