В этих обгонах – мощь и зрелищность «Формулы-1». Вспоминаем их вместе

Яркие эпизоды.

В этих обгонах – мощь и зрелищность «Формулы-1». Вспоминаем их вместе

Новый сезон «Формулы-1» стартует в лучшем случае летом, и в ожидании гонок остается только предаваться воспоминаниям о мощных спортивных эпизодах прошлых лет.

Авторы Sports.ru вспоминают о своих любимых, значимых и просто впечатляющих обгонах в «Ф-1». Присоединяйтесь к нам и делитесь в комментариях любимыми маневрами. 

Дмитрий Федотов (редактор Sports.ru) – о безумии и отваге

Мэнселл обгоняет Бергера в последнем повороте на Гран-при Мексики-1990

За три круга до финиша пилот «Макларена» Герхард Бергер на свежих шинах опередил Найджела Мэнселла на «Феррари». 

«Это так меня возмутило! – рассказал англичанин. – «Я решил, что обязательно должен отвоевать это второе место даже на изношенных покрышках». 

И он сделал это на последнем круге в скоростном опасном кочковатом повороте «Перальтада» – маневр выглядел полным сумасшествием для любого, но только не для привыкшего творить безумства Мэнселла: 

«Если в «Перальтаде» ты что-то сделаешь не так, то все закончится очень плохо. На входе в поворот мы ехали невероятно близко, и я даже решил, что если мы слегка соприкоснемся – я стану историей. Крутой момент. Но также, думаю, и я его шокировал и напугал – ведь если бы он уперся и сцепился со мной, то мы улетели бы вместе. Думаю, в тот день его инстинкт самосохранения был лучше, чем у меня». 

Великий круг Сенны на Гран-при Европы-1993

В 1993-м лучшей была машина «Уильямса» – Ален Прост и Дэймон Хилл могли легко привозить пелотону по полкруга в гонке, бороться с ними на равных было невозможно.

Если только не шел дождь и соперником был Айртон Сенна. 

В Донингтоне Сенна стартовал четвертым, а в первый поворот входил и вовсе пятым – удачно рванул Карл Вендлингер на черном «Заубере». Но за следующие две минуты мир увидел самый великий прорыв в истории – всего за один круг бразилец обогнал всех соперников. 

На мокрой трассе Айртон ехал без срывов, невероятно быстро разгонялся и, не совершая лишних движений, плавно проезжал мимо конкурентов. 

Култхард показывает Шумахеру средний палец, а затем обгоняет на Гран-при Франции-2000

Гонку на «Маньи-Куре» я смотрел в прямом эфире, но на Камчатке, а значит – ночью. Чтобы не разбудить и не напугать переживаниями и криками своих родных, болеть приходилось беззвучно, однако в комнате с телевизором я был один и мог хотя бы отчаянно жестикулировать. 

Сохранять спокойствие болельщику Дэвида Култхарда в той гонке было невозможно. 

Шотландец проводил эмоциональный уик-энд: в квалификации у него возникли трудности с машиной, поэтому пришлось подрезать настройки у Мики Хаккинена (Дэвид выиграл поул). В гонке он плохо стартовал и отвалился на третье место, но вскоре обогнал одну «Феррари» (Рубенса Баррикелло) и принялся за другую (Михаля Шумахера). 

Немец – великий соперник, который никогда не стеснялся бороться жестко. В шпильке «Аделаида» на тот момент двукратный чемпион мира захлопнул калитку, чем вызвал гнев пилота «Макларена». Момент запомнился всем и надолго – наэлектризованный Дэвид моментально вытащил руку из кокпита показал уезжающему сопернику средний палец. 

«Я долго искал брешь в его обороне, и, конечно, был сильно разочарован, когда он перекрыл траекторию. Но затем на пресс-конференции я, конечно, извинился за свой жест», – признался Дэвид. 

На 40-м круге шотландец все-таки дожал лидера Скудерии. Перед все той же «Аделаидой» он сделал ложное движение на внешнюю траекторию, а когда Михаэль попытался ее перекрыть, Дэвид уже в зоне торможения рванул на внутреннюю – и к моменту последующего разгона оказался в лучшей позиции. 

Я прыгал до потолка. 

«Нырок на внутреннюю траекторию был поздним, – отмечал Култхард. – Думаю, Михаэль решил, что из-за столь позднего торможения меня вынесет к обочине, но я контролировал поведение машины. Уже на разгоне болид слегка повело, мы соприкоснулись колесами, но, к счастью, на этот раз без последствий».

Култхард опережает Шумахера под дождем на Гран-при Бразилии-2001 с помощью кругового

Маневр незаслуженно остался в тени великого обгона Мики Хаккинена в Бельгии. И в этом эпизоде тоже важную роль сыграл круговой.

Култхард догнал Шумахера в конце стартовой прямой. Машины поравнялись, но перед ними возникла «Минарди» Тарсу Маркиса. Поначалу казалось, что ситуация благоволит немцу: он начал обгонять бразильца по внешней траектории, а шотландцу пришлось смещаться на более крутую и опасную под дождем внутреннюю. Однако из-за большого радиуса и удлинившего тормозной путь Маркиса Михаэль потратил больше времени на прохождение этого участка трассы, а шотландец на удивление легко вошел в поворот без каких-либо срывов и уже к середине виража вырвался вперед на целый корпус.

Вячеслав Самбур (редактор Sports.ru) – о мегапрорыве

Райкконен прорывается с 17-го места и становится лидером за круг до финиша на Гран-при Японии-2005

Несколько штрихов к любимой гонке – похоже, они в памяти навсегда: 

1) Тем воскресным утром отец демонстративно свалил на дачу, где не было телевизора. Его аргумент: при старте с 17-й позиции Райкконену не светит ничего. 

2) После заключительного пит-стопа Кими и до финиша я смотрел в экран уже не с дивана напротив, а с пола, примерно в полуметре от телика, еще и приняв некую фартовую позу. 

3) Перед уходом на последний круг режиссеры включили онборд с болида Кими. Он и лидирующий (пока) Физикелла прошли шикану настолько по-разному, что в следующий месяц я прочитал все доступные тексты Питера Уиндзора про пилотаж.

https://www.instagram.com/p/B-ZNe2sogaR/

4) Физико защищался очень жестко, но не грязно: занял центр, потом ушел внутрь, а к концу прямой оттеснил Райкконена на внешний радиус. Там оставалось пространство только для тех, у кого порядок с нервами и мастерством. 

5) Кими удержался на этой траектории-дуге – как будто даже без труда. И весь финальный круг я думал: если «Макларен», ломавшийся в тот сезон примерно через гонку, подведет и теперь – я, пожалуй, попрощаюсь с «Ф-1». 

Не подвел – и пару минут спустя я скакал по комнате ровно как механики команды. А отец посмотрел Гран-при в повторе.

Артем Рубанков (редактор Sports.ru) – о трюках, хладнокровии и бесстрашии

Двойной обгон Феттеля перед пит-лейн на Гран-при Китая-2016

Первая эмоция при просмотре – «Вау, а разве это по правилам?». Да, по правилам – безобгонная зона начинается только впереди с ограничением скорости – и, видимо, Нико Хюлькенберг и Карлос Сайнс об этом забыли. Зато Себ продемонстрировал всем четырехкратные чемпионские яйца: разгоняться по траве даже на скорости около 150 км/ч крайне опасно – дело может закончиться разворотом и свиданием со стеной. 

Хирургически точная атака Сайнса на Гран-при Бразилии-2019

Наверное, лучший обгон прошедшего сезона – и сделала его таковым не только смелость испанца из «Макларена», но и филигранная оборона Серхио Переса. Чеко предвидел маневр конкурента и сдвинулся на идеальную защитную траекторию для торможения без дальнейшей потери скорости на разгоне – но явно не ожидал от №55 дикого смещения совсем уж на апекс впритирку со стеной. Да и вряд ли кто-то вообще такое ожидал в самом начале гонки в схватке за 15-ю позицию – однако Карлос пошел до конца и завершил абсолютно гениальный момент, достойный золотых лет «Формулы-1». Жаль, что его обгон не попал в телетрансляцию и на камеры с вертолета. 

Масса прорывается мимо Кубицы на дождевом Гран-при Японии-2007

При просмотре этой битвы каждую секунду ждешь крэша с шевелящимися на спине волосами – но авария все не происходит и не происходит. Двое шикарных гонщиков рубятся колесо в колесо – и плевать, сколько раз они вылетели за пределы трека: слишком нереальные условия для гонок. Не разбить машину по такой погоде – уже достижение. А уж обогнать кого-то явно не сильно медленнее тебя – настоящий героизм. 

Алонсо обгоняет Шумахера на Гран-при Японии-2005

3

Это сейчас у машин настолько много прижимной силы, что они проезжают поворот 130R с педалью в пол на каждом круге. Раньше такое возможно было только на очень легком болиде практически в квалификационных настройках, на свежих шинах и с минимальной топливной загрузкой. Да и даже в таком случае требовалась огромная уверенность в себе и машине, ведь в противном случае смельчака ждет срыв и полет в барьеры на скорости 300+ км/ч. 

У Алонсо оказалось все необходимое – причем он атаковал самого семикратного в «Феррари», а не какого-то кругового. Пусть в том году «Рено» оказалась намного быстрее, но именно подобные моменты декларации собственной крутости и позволили Фернандо прервать доминирование Михаэля не только на трассе, но и по части любви болельщиков. Невероятно символический обгон – намного больше, чем простое опережение на трассе. 

Михаил Ширяев (автор, редактор ленты новостей Sports.ru) – о супергероях современности

Ферстаппен уделывает Росберга на Гран-при Бразилии-2016

Красота, мастерство и напряжение борьбы за титул – все необходимые ингредиенты на месте. Нико Росберг рвался к чемпионству и отстаивал вторую позицию в заключительных гонках сезона – ее хватало для победы над Льюисом Хэмилтоном, но Максу Ферстаппену из «Ред Булл» было плевать и на амбиции Нико, и на погодные условия. На дождливом «Интерлагосе» все гонщики выбирали в поворотах проторенную траекторию с чуть более сильным держаком, но молодой нидерландец продемонстрировал божественный контроль, направив болид прямо по воде и по внешней. А до этого Макс размялся на Кими Райкконене, совершив чуть менее эффектный маневр. 

Леклер объезжает Магнуссена на Гран-при России-2018

В 2018-м миру явился второй из двух гигантов нового поколения – Шарль Леклер дебютировал в «Формуле-1» за «Заубер». В конце сентября монегаск приехал в Сочи уже в статусе будущего пилота «Феррари» и выдал один из лучших перформансов на Гран-при России, обогнув Кевина Магнуссена из «Хааса» в затяжном повороте вокруг медальной площади. 

Риккардо проносится мимо трех соперников на Гран-при Азербайджана-2017

В таком рейтинге нельзя обойтись без одного из лучших обгонял современности – Даниэля Риккардо. В его карьере было множество красивых маневров, но, на мой взгляд, в тройном обгоне в Баку есть что-то поистине эпичное. Да, Даниэль опередил три машины, уступающие «Ред Булл», но свой ход он исполнил в высшей степени по-гоночному, не став выжидать удобный момент, чтобы расправиться с соперниками поодиночке. И это на узких городских улицах!

Александр Моисеенко (редактор ленты новостей Sports.ru) – о том, что никогда нельзя сдаваться

Баттон проваливает заезд, но в итоге побеждает на Гран-при Канады-2011

Выбрать несколько отдельных обгонов из всей истории просмотра гонок «Формулы-1» очень трудно. Впечатления размываются, остаются в памяти лишь яркими вспышками без особого контекста. Другое дело – целостный, целенаправленный прорыв гонщика после неудачи на старте. И, желательно, итоговый триумф.

Я никогда не был особым фанатом Дженсона Баттона и уж тем более «Макларена», но в 2011 году в Монреале британец буквально заставить переживать за него и желать успеха в абсолютно безнадежном деле.

Канада, дождь, старт за машиной безопасности – классика. По ходу заезда Дженсон собрал все неприятности: столкнулся с напарником Хэмилтоном, выбил Алонсо, нахватался штрафов, проколол колесо и отвалился на последнее место.

Однако регулярные выезды сейфти-кара и чутье при выборе шин на финальную часть гонки и помогли англичанину вернуться в игру.

К 62-му кругу Баттон уже почти висел на заднем крыле у замыкавшего топ-3 Уэббера. Австралиец решил реагировать агрессивно и бросился в атаку на ехавшего вторым Шумахера – но ошибся и сам отдал позицию гонщику «Макларена». Новый круг – новый обгон: Баттон опередил Шумахера на торможении в конце прямой и стал вторым. Впереди только Феттель. Но на последнем круге у Себастьяна сдают нервы, его разворачивает на входе в шикану, и лидером оказывается Дженсон. Выдыхаем.

Глеб Каланов (автор Sports.ru) – о дерзости и ультрапрофессионализме

Обгон века от Хаккинена на Гран-при Бельгии-2000

Есть обгоны крутые, есть очень крутые, а есть легендарные. Этот – максимально эпичен: Хаккинен феноменальным по красоте и дерзости маневром просто украл у Шумахера победу в Спа.

Два главных претендента на титул рубились за победу: Шумахер лидировал, но из-за перегрева шин начал терять темп. Мика был явно быстрее, но Михаэль отлично защищался и даже не стеснялся практически выдавливать соперника за пределы трассы. Когда финн снова прицепился к пилоту «Феррари» на прямой, впереди появился круговой Рикардо Зонта. Шумахер начал его обгонять, а Мика моментально сориентировался, нырнул вправо в маленький зазор между Зонтой и обочиной и на торможении прошел Михаэля, который уже ничего не мог сделать. 

За эталонное использование слипстрима, молниеносную реакцию и филигранный пилотаж этот маневр почти сразу назвали обгоном века – и продолжают считать таковым до сих пор.

Монтойя врывается в «Формулу-1» суператакой на Шумахера на Гран-при Бразилии-2001

Хуан-Пабло всегда был хорош во всем, что касается обгонов и доказал это в самом начале карьеры в «Формуле-1». Уже в третьем Гран-при сезона-2001 колумбиец на рестарте в начале гонки дерзко пошел в атаку на лидирующего Шумахера в эске «Сенна» и просто выгрыз первую позицию у чемпиона – дошло даже до контакта колесами. Мне было 9 лет, когда я смотрел ту гонку, и именно в тот момент я стал фанатом Монтойи.  

Кажется, Михаэль вообще не ожидал такой наглости от новичка. Но обгон принял с достоинством: «Он выпихнул меня на внешнюю траекторию – но это гонки. Мы даже коснулись колесами, но я ничего не имею против такой борьбы».

Тот день мог стать лучшим в жизни Монтойи: он уверенно ехал к первой победе в «Формуле-1», но ему на пути повстречался круговой Йос Ферстаппен, вынесший колумбийца даже глупее, чем это получилось у Эстебана Окона с Максом Ферстаппеном спустя 17 лет.

Хэмилтон и Баттон устраивают лучшую борьбу года на Гран-при Турции-2010

Гонщики «Макларена» во все времена могли устроить шоу. В эпичном гонке на «Истанбул-парке» Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон устроили экшн с хэппи-эндом и, пожалуй, показали одно из лучших сражений напарников в истории «Формулы-1».

Два англичанина устроили рубку за победу на протяжении пяти поворотов и главной прямой: ехали бок о бок, менялись позициями и не допустили при этом даже намека на контакт. На фоне клоунады, которую несколькими кругами ранее в той гонке устроили партнеры по «Ред Булл» Себ Феттель и Марк Уэббер, парни из «Макларена» выглядели ультрапрофессионалами яркой, но корректной борьбы.

Про то сражение вспоминают не так много лишь по одной причине: внезапно начавший атаку Баттон в итоге остался вторым. Все могло продолжиться, но успевшие потерять уйму нервных клеток стратеги «Макларена» приказали обоим «экономить топливо».

Уэббер разделывается с Алонсо в «О Руж» на Гран-при Бельгии-2011

Во времена движков V10 связка «О Руж-Радийон» считалась непростой – чтобы пройти ее полным газом, требовался не только скилл, но и смелость. После появления V8 все стало несколько проще, но вау-эффект от поворотов остался. А уж обгоны там точно запоминаются на всю жизнь.

Самый эпичный обгон в «Красной воде» удался Марку Уэбберу в 2011-м: он оказался позади только выехавшего из боксов Алонсо, но не стал задерживаться позади «Феррари», а сразу рванулся в безумную атаку прямо перед «О Руж». И прошел же!

Через год такой фокус почти один в один повторил Кими Райкконен, разобравшийся в том же месте с Михаэлем Шумахером. Но Уэббер был первым – и потому попал в эту подборку вместо Кими.

Какие обгоны запомнились вам?

Гонорары пилотов «Ф-1» в 2020 году: $185,5 миллиона на 20 гонщиков, Квяту платят в 12 раз меньше Ферстаппена

Фильм «Гран-при» – шедевр на стыке кино и автоспорта. Его снимали прямо во время гонок «Ф-1» с реальными пилотами в дублерах