«Мерседес» уже остался позади.
В ноябре-октябре 2019-го на пик формы вышло обсуждение невероятного преимущества «Феррари» на прямых – после пяти поулов Скудерии подряд и сразу двух технических директив ФИА, направленных против возможного мошенничества инженеров из Маранелло по-другому и быть не могло.
Моторная война в «Формуле-1»: конкуренты пытаются утопить «Феррари» руками судей
Но из-за драмы, связанной с итальянскими моторами, практически незамеченным остался прогресс моторов «Хонды» – особенно на трассах с высоким расположением над уровнем моря (Мексика и Бразилия). У воздуха в этих местах особые свойства: из-за более низкой плотности падает и мощность моторов – всех, кроме продукции японской компании.
В итоге в Мехико и Сан-Паулу «Ред Булл» на прямых обошел «Мерседес» примерно на 0,2 секунды. Более того, в «Интерлагосе» Максу Ферстаппену даже удалось подобраться к Скудерии!
Ферстаппен удивил поулом в Бразилии: даже догнал «Феррари» на прямых. Теперь в читерстве с мотором подозревают «Ред Булл»
«Я удивлен не тому, что «Ред Булл» был быстр, а скорости на прямых. Это немного подозрительно. Не думаю, что они обновили двигатель, так что это стало неожиданностью», – удивился Феттель.
«Я удивлен выступлениями «Ред Булл» в Бразилии, – согласился Хэмилтон. – Не думаю, что в последней гонке они так сильно уступали нам в скорости. Здесь же они также быстры и на техничном втором секторе, но при этом и их двигатель стал мощнее. С учетом того, что эта трасса расположена выше над уровнем моря [чем трек в Остине – а чем выше трек, тем меньше мощность мотора], я понятия не имею, откуда у них взялась такая скорость.
Только до конца понимаю, действительно ли команды могут готовить новинки и внедрять их на старые моторы».
«Ред Булл» смотрелся даже сильнее, чем мы ожидали – в особенности это касается их скорости на прямых», – подтвердил Боттас.
Но секрет «Хонды» недолго оставался тайной: бывший технический директор «Джордана» и эксперт издания Autosport Гэри Андерсон объяснил, как же японцы смогли так спрогрессировать относительно конкурентов.
«Без сомнений, у «Ред Булл» отличное шасси, но и у «Хонды», судя по всему, появляется преимущество, когда речь заходит о гонках на значительной высоте над уровнем моря. В Мексике их мотор выглядел на уровень лучше, да и в Бразилии при гонках на высоте в 800 метров над уровнем моря (можно добавить и Шпильберг с выигранным Ферстаппеном Гран-при Австрии – там высота составляет 700 м – Sports.ru).
Причин может быть много, но, судя по всему, все упирается в размер турбонаддува. На высоте у атмсоферных моторов всегда наблюдается падение мощности, но турбо обычно помогает все компенсировать. Правда, наддуву приходится работать с намного большей интенсивностью.
Регламент ограничивает максимальную скорость турбины в 125 тысяч оборотов в минуту, так что ее размер крайне важен. Когда лопасти разгоняются до предельной скорости, в работу включается гибридный рекуператор энергии MGU-H – он удерживает турбину от превышения лимита оборотов через генерирование электроэнергии и передачу ее в MGU-K на всю остаточную мощность.
В Мексике, Бразилии (и Австрии – Sports.ru) из-за расположения над уровнем моря в двигатель попадает меньше воздуха – а следовательно производится и меньше выхлопных газов для вращения турбины. Но если у «Хонды» размер наддува меньше, чем у конкурентов, то он может достигать предельного значения оборотов даже с меньшим воздушным потоком.
Да, шасси «Ред Булл» намного эффективнее, чем у «Феррари» и «Мерседеса», и потому Ферстаппен отлично гонял на высоте с меньшей плотностью воздуха и в прошлом году, но именно в этом году Макс опередил Хэмилтона с Боттасом и почти достал Феттеля на большинстве точек замера максимальной скорости. За последний сезон «Ред Булл» прибавил 5,5 км/ч на прямых в Бразилии – Скудерия только 2,2 км/ч, а «Мерседес» и вовсе замедлился на 0,9 км/ч».
При этом турбонаддув «Хонды» уже не в первый раз попадает в поле зрения технических экспертов «Формулы-1»: именно после победы Ферстаппена в Австрии в паддоке пошли слухи, что японцы обновили мотор новыми технологиями, рожденными из симбиоза разработки силовой установки для гонок и авиационных двигателей.
Авиатехнологии помогли «Хонде» в «Формуле-1». С новым двигателем пришла победа
В предыдущих сезонах главной проблемой японских мотористов стала надежность: у них никак не выходило разогнать турбину до 125 тысяч оборотов без перегрева и постепенного разрушения блока нагнетателя. Сильное снижение числа оборотов уменьшало объем нагнетаемого воздуха в ДВС, а следом и пиковой мощности — в результате падали и скорость отработанных газов вместе с их температурой, что вело к уменьшению количества выработанной на MGU-H энергии.
В итоге в 2017-м гоночная «Хонда» вступила в альянс с авиаподразеделением Honda Jet и приступила к разработке новой турбины с использованием проверенных технологий с реактивных самолетов. В дело пошли накопленные десятилетиями знания и пример мотора HF120 – он в несколько десятков раз больше силовой установки «Ф-1», но турбина из него с легкостью справлялась с 50 тысячами об/мин в рабочем (не экстремальном) режиме. Пиковые нагрузки на авиационном двигателе многократно превышали гоночные – и инженеры использовали наработки коллег в производстве новой концепции мотора.
В итоге после установки новых деталей на Гран-при Франции мощность «Ред Булл» выросла на 20 л.с., а вторая волна новинок в Бельгии добавила еще 25 л.с. И , судя по всему, японские инженеры работали не только над повышением толерантности к пиковым нагрузкам, но и над уменьшением всего агрегата без потери скорости. Судя по результатам – у них получилось.
«Эффективный турбокомпрессор повышает мощность ДВС и возможности гибридного блока, – объяснил технический директор спортивного подразделения «Хонды» Тоехару Танабэ. – Мы поставили очень эффективный турбокомпрессор. Это оптимизировало общий баланс и мощность силовой установки. Энергию от хорошего турбокомпрессора можно распределить по всему блоку».
Как видим, никакого читерства. Только самая инновационная новинка года.