Предвыборная кампания республиканцев.
Устали без спорта на бесконечном карантине? Не вы одни: в Европе и США тоже истощены от локдаунов и самоизоляции. Германия и Португалия планируют возобновление чемпионатов по футболу уже в мае, в Серии А тоже проголосовали за доигровку и уже ищут временной слот для рестарта сезона.
Примерный календарь возвращения спорта: Бундеслига – 15 мая, Ла Лига – в начале июня
Однако, похоже, первым крупным возобновленным чемпионатом станет серия кузовных гонок по овалам NASCAR. На ее сайте уже есть пресс-релиз о возвращении в мае и расписанием четырех заездов главной серии до конца весны в двух городах – Дарлингтоне и Шарлотте. Фактически американские болельщики получат возможность смотреть топовые (для США) гонки каждые четыре дня: 17, 20, 24 и 27 мая. Также запланированы три этапа второго и третьего дивизиона в тех же городах на близкие даты.
Правда, на трибуны никого не пустят: заезды пройдут без зрителей, а команды будут максимально изолированы друг от друга. Более того, в шести из семи ивентах не проведут даже практик и квалификаций. Исключением станет лишь гонка «Кока-Кола 600»: легендарный заезд по овалу Шарлотта на 600 миль, традиционно проводящийся в американский День поминовения (национальный праздник в честь погибших за страну военных).
Организаторы чемпионата обещают тестирование всех пилотов и членов команд на вирус, а также полномасштабное снабжение средствами индивидуальной защиты. Также NASCAR пока не стал публиковать расписание на другие месяцы – но, судя по пресс-релизу, у ассоциации гонок на сток-карах мощные планы по проведению полного сезона без сокращений вместе с полноценным плей-офф.
Стойте, но в США же кошмар?!
Может и не апокалипсис, но что-то близкое к нему: больше миллиона зараженных COVID-19 (треть всех случаев в мире – как в Испании, Италии, Германии, Великобритании и Китае вместе взятых), колоссальный ежедневный прирост новых случаев (по 30 000 в сутки!) и 64 000 смертей – четверть от общемировых.
Настоящим символом борьбы с вирусом стал Нью-Йорк: мегаполис опустел, как в зомби-хороррах, а медики описывали ситуацию в больницах как «последний день Помпеи» – из-за бесконечных госпитализаций, работы без средств индивидуальной защиты, а также заражений и смертей среди персонала.
Если свести статистику в пересчете на миллион жителей, то в Америке выходит смертность в 191 – для сравнения, во Франции 364, а у Италии – вообще 463. До Германии с показателями в 79 погибших на миллион, еще очень далеко – и это при сравнимой обеспеченности стран в больничных койках интенсивной терапии в 34 места на 100 000 человек. К примеру, у коллапсирующих Франции, Великобритании и Италии их в два раза меньше – но Штаты оказались ближе именно к ним.
Тем не менее, США – чертовски огромная и неоднородная страна: если восточное и западное побережья облепили прогрессивные штаты и мегаполисы, то отсталая глубинка какой-нибудь Алабамы представляет совершенно другое зрелище. Именно там живут всевозможные реднеки, фермеры и более консервативное (и бедное) население, которое страдает из-за потери доходов при локдаунах. По ироничному совпадению, они же составляют и ядерный электорат президента США Дональда Трампа, у которого в разгаре предвыборная кампания – оставлять избирателей без зрелищ еще на месяц-другой главный шоумен среди политиков не отважился.
Именно поэтому Трамп переложил ответственность за продление (или снятие) карантина на губернаторов штатов – просто чтобы уйти от критики за продолжение периода без работы и доходов, за которые ратовали его политические оппоненты из демократической партии.
Между тем недовольство карантином в некоторых штатах США достигло нешуточных масштабов: в штатах Мичиган, Юта, Огайо и Кентукки республиканцами организованы многочисленные митинги против локдаунов. В Северной Дакоте режим изоляции под давлением общественности отменен с 1 мая.
Именно с этой даты Трамп и предложил начать постепенное «переоткрытие Америки» штат за штатом. При этом курировать процесс вместе с советами губернаторами и президенту должен специальный «Комитет», в который попали дочь президента, ее муж и несколько действующих министров.
Республиканцы не хотят обвинений в падении уровня жизни от избирателей перед выборами (запланированными на ноябрь) – и потому готовы идти на смелые шаги по возвращению нормальной жизни. Оттого и пособничество каждому признаку восстановления старого образа США – и рестарт сезона самых американских гонок в мире вписывается в эту картину просто идеально.
«Это замечательное достижение – автоспорт возвращается на рабочие рельсы, а состояние духа фанатов по всему миру получит отличный буст, – прокомментировал директор трека в Шарлотте Маркус Смит. – Пока Америка бьется с пандемией и экономической паузой, мы горды вновь принять одну из главных гонок мира – «Кока-Кола 600».
Как одна из первых гонок на телевидении, наш заезд станет частью американского движения по возвращению спорта и главных лиг. Фанаты по всему миру нуждаются в нас – в возвращению к хоть какой-то нормальности в виде спортивных трансляций по ТВ – и NASCAR собрался предоставить им такую возможность».
Зачем NASCAR так рисковать? В случае чего пресса и общественное мнение их уничтожат?
Республиканцы – основа аудитории NASCAR
Да, протестующие против карантина, избиратели Трампа и любители покатушек кузовных машин по овалам – это одни и те же люди.
По исследованию консалтингового агентства Morining Consult в 2016 году, 38 процентов респондентов из зрителей чемпионата определили себя как ярые республиканцы (для сравнения, в демократы записались только 18 процентов). Также есть прямое совпадение в разбивках от Nielsen среди зрителей гонок и членов партии: и там, и там 91 процент – белые.
Более того, в США есть специальный термин, описывающий вот таких средневозрастных белых мужчин из рабочего или нижнего среднего класса из южных или центральных штатов – NASCAR dad (Наскаровский папочка). Понятие появилось во время избирательной кампании 2004-го после попыток демократов привлечь такую аудиторию как раз через спорт – тогда их численность оценивали в 45 миллионов человек.
Естественно, чемпионат пытается ловить волну ядерной аудитории: если она хочет конца карантина и возвращения атрибутов нормальной жизни – серия должна их дать (чтобы не остаться без зрителей совсем).
При этом и руководство NASCAR разделяет те же ценности: босс организации Брайан Франс и несколько пилотов публично поддержали Трампа на выборах в 2016-м. С тех пор Франса успели отстранить от должности за наркотики и угрозы полиции связями с президентом, но внутренние политические координаты федерации не изменились: с начала года NASCAR уже перечислил всевозможным республиканским структурам более полумиллиона долларов.
«Думаю, они сохраняют четкое понимание своей аудитории», – описал видение чемпионата представитель политтехнологической кампании Gameplan Creative.
Трамп ее тоже понимает: в феврале он с помпой открыл сезон на «500 милях Дайтоны», показав единство со своей аудиторией. Содействие в переоткрытии – поступок того же разряда: если какой-то чемпионат в США и мог перезапустить сезон в кратчайшие сроки под хотелки республиканцев – то только NASCAR.
Дональд Трамп дал старт главной гонке США с призовым фондом в $23 миллиона. А потом на лимузине возглавил пелотон
NASCAR нужно спасаться от падения интереса и поддерживать образ серии
Серия гонок на овалах за 71 год существования создала себе вполне определенный образ: соревнования для смелых, дерзких и наглых (а еще для бедных и тупых, конечно же – спасибо Картману за это знание). Изначально чемпионат родился из идеи заездов на машинах, максимально схожих с обычными авто, продающимися в любом автосалоне – потому теоретически даже в высшую лигу NASCAR мог попасть каждый. Решал лишь талант и напор.
С тех пор в серии многое изменилось: болиды превратились в уникальных монстров за сотни тысяч долларов почти без связи со стоковыми предшественниками (разве что дизайном кузовов), а огромные деньги от телевидения и спонсоров превратили соревнование в закрытый клуб профессионалов (вроде «Формулы-1») без шансов для любителей. Однако имидж соревнований отчаянных, смелых и бесстрашных остался. Публика привыкла видеть чемпионат именно таким, и организаторы не могут разочаровать: южане из глубинки максимально нетерпимо относятся к любым проявлениям слабости.
К тому же все дивизионы NASCAR переживают далеко не лучшие времена: доходы и популярность американских гонок обваливаются уже 14 лет подряд. Телеаудитория стагнирует и стареет: по данным Nielsen, годовое количество зрителей в 2018-м составило всего 4 миллиона уникальных болельщиков против 5,77 миллиона в 2013-м (без учета аудитории «Дайтоны-500» – эта гонка регулярно генерирует высокие показатели и в 2019-м собрала у экранов 9,17 миллиона человек).
Естественно, в США больше развита культура похода на овал-спидвей на 200-300 тысяч человек, но и там в последние годы наблюдается обвал – и по доходам автодромов, и по чистой посещаемости.
NASCAR теряет интерес: доходы падают с 2007-го, аудитория сократилась наполовину
В подобных условиях американская серия не могла пройти мимо шанса максимально громко заявить о себе по всему миру и привлечь внимание изголодавшихся по спорту болельщиков не только в США, но и за пределами Америки. Лучшей рекламы заездам по овалам и быть не может – особенно в то время, когда фанаты автоспорта остались лишь с виртуальными ивентами. «Формула-1» вернется только в июле, дата возвращения прямого конкурента NASCAR – «Индикара» – пока неизвестна, даже японская «Супер-Формула» отложена до лета. Рынок искусственно вычищен до нуля, и при наличии должной смелости каждый может рискнуть и отхватить большой кусок – и в свете последних трендов развития американской серии им терять, наверное, уже просто нечего.
Обязательства перед телевещателями – 36 гонок за год
Особенно грузит NASCAR не только падение посещаемости и аудитории, но и необходимость показывать заезды: сейчас действует два дорогущих контракта на трансляцию гонок: с FOX (примерно по $320 млн за сезон) и с NBC ($440 млн за год). По из условиям, первые 16 гонок чемпионата (вместе с «Дайтоной-500») транслируются холдингом FOX, а последние 20 заездов (включая плей-офф) для NBC. В низших дивизионах – примерно такая же структура.
И это важный момент: в прошлом году гонки для FOX закончились уже 23 июня, после чего в дело вступила ветка NBC. В 2020-м же NASCAR успел показать только 12 заездов Cup Series – а значит, с обычным темпом гоночных уик-эндов обязанности перед FOX пришлось бы исполнять вплоть до середины августа. Судя по всему, федерация изо всех сил пытается избежать подобного наложения на традиционный по времени переход вещания на NBC – вероятно, в контракте прописаны штрафные санкции за подобное. Потому NASCAR и планирует сразу по семь гонок за полмесяца.
Также очевидны и сложные финансовые последствия за несоблюдение контракта: у «Ф-1», к примеру, соглашения более гибкие (в нем прописаны не менее 15 гонок за сезон). Число заездов Cup Series же регламентировано – и чемпионат просто не может урезать количество этапов в эфирах каналов без серьезных сокращений выручки.
Конечно, данный фактор влияет на ситуацию меньше всех: в США действует широкая программа помощи бизнесу и гражданам на $2,5 триллиона, и вопрос невыполнения обязательств в связи с форс-мажором вряд ли стоит так же остро, как в России.
Тем не менее, 760 миллионов – это 760 миллионов. Даже «Ф-1» зарабатывает не телевидении меньше.
Провал переоткрытия NASCAR поставит на долгую паузу рестарт любого другого чемпионата
Да, американские гонки не станут первым большим соревнованием в расписании: UFC возвращается 9 мая, а на 15-е планируются первые игры бундеслиги. Но все-таки масштаб полноценного заезда не сравнить с боями или футболом: схватку можно организовать и показать без зрителей при участии десятка человек, на матч с учетом команд потребуется 60-80 человек. Автоспорт – совсем другая лига: по самым скромным оценкам, первая же гонка в Дарлингтоне потребует присутствия не менее 800 членов команд, пилотов и официальных лиц – настолько крупные ивенты в коронавирусном мире пока еще не предлагали.
Для организации потребуется действительно огромная работа по тестированию и обеспечению безопасности – и успех первых гонок NASCAR может стать сигналом профессиональному спорту во всем мире.
Но у риска есть и обратная сторона. Вспомните хаос на Гран-при Австралии: стоило найти болезнь лишь у одного механика, как заезд моментально свернули, болельщиков отказались пускать на трек, а несколько команд по возвращении на базу ушли на карантин практически в полном составе.
Если же подобное произойдет в крайне сжатом паддоке NASCAR во время одной из гонок – чемпионат потенциально вернется на паузу еще на несколько месяцев. Имиджевые потери окажутся колоссальными – причем не только для серии, республиканцев и Трампа, но и для спорта в целом. Вопрос проведения крупных событий вновь отложат на долгое время – еще повезет, если власти Австрии не передумают и все еще позволят «Формуле-1» провести местный Гран-при 5 июля.
Но, как говорится в английской пословице, удача благоволит храбрым. Хоть какие-то реальные гонки – всегда лучше, чем вообще никаких, даже если они внезапно оказываются локомотивом предвыборной кампании в стране с крупнейшей экономикой мира.