Люди, удивившие больше всех.
Феттель
В этом году я написал несколько текстов о Феттеле с пораженческими настроениями, поэтому после победы Себастьяна на Гран-при Сингапура отмалчиваться нельзя.
Безусловно, вчерашний перфоманс был мощным – приятно поразили реактивные ускорения сразу после пит-стопа и на рестартах (у Леклера не было ни одного шанса), прорубание трафика и аккуратная работа с шинами без каких-либо блокировок колес на торможениях (что трудно назвать типичной работой четырехкратного чемпиона мира в последнее время).
Несмотря на отличную, заслуженную, выстраданную победу и вообще большую симпатию к этому парню еще со времен немецкой «Формулы-3», от прежней критики в адрес Себа отказываться смысла не вижу: во-первых, вчерашняя крутая гонка – это пока единичный случай за целый год; во-вторых, амбиции Леклера, его страсть и желание стать в этой команде главным в конечном счете победят – будущее всегда за молодостью, напором и агрессией (и вы ведь обратили внимание, что Маттиа Бинотто уже отчитался о действиях перед менеджером монегаска Николя Тодтом? – То-то!)
В-третьих, Феттелю невероятно повезло со стратегией: гениальная импровизация стратегов, уловивших намерение «Ред Булл» провести ранний пит-стоп для Ферстаппена и сыгравших на опережение, позволила подрезать не только Льюиса Хэмилтона, но и Леклера.
Но я люблю дикие теории (даже если не верю в них сам), и что, если никакого везения со стратегией не было, а был тонкий расчет? Лучшая импровизация – это подготовленная импровизация.
Команды в субботу вечером проводят брифинги и разбирают возможный ход гонки – неужели в «Феррари» не предполагали, что соперники на четвертом-пятом местах постараются сделать подрезку? Наверняка знали, более того, итальянцы не могли не следить именно за «Ред Булл», который как раз и любит заниматься такими вещами чаще остальных.
Но дальше – только вопросы. Если в «Феррари» догадывались, что первыми на пит-стопы скорее всего поедут Ферстаппен или Боттас, то почему Леклер был уверен, что его остановка наступит раньше, чем у Феттеля? И почему самого Леклера не предупредили по радио о заезде в боксы Себа – пока монегаск плелся и берег резину, немец отыграл у него 3,5 секунды.
Возможно, это всего лишь очередной пример неудачной коммуникации в Скудерии. Но что если это хорошо рассчитанный, умный ответный удар бригады Феттеля после Монцы? Может быть, немец все же еще поборется с напарником?
Бинотто
Половину сезона Маттиа было очень легко и даже приятно пинать – он нелепо и смешно оправдывал косяки стратегов и механиков, нес непонятные вещи о статусах своих пилотов и старательно повторял знакомые еще по работе предшественника Маурицио Арривабене фразы об ошибках «все еще молодой команды».
Главным просчетом Бинотто как руководителя и технического директора казалась выбранная концепция гоночной машины. Если максимально упрощать понятия, то «Феррари» в 2019 году построила ракету – очень быструю на прямых и плохо управляемую в поворотах.
«Это же страшная ошибка – думал я весь год, – вы будете быстры на трассах вроде Монцы, но сольетесь в среднескоростных поворотах, коих в календаре подавляющее большинство».
Но смотрите-ка – в «Феррари» показали, что способны приделать к ракете крылья и научить ее вполне сносно поворачивать. (Кстати, обратите внимание на то, как менялась расстановка сил среди топ-команд под действием волн обновлений: сначала серьезно прибавил «Мерседес», затем улучшил машину «Ред Булл», третьей – в две волны – проапгрейдила технику Скудерия.)
Успехи в гоночной стратегии (все-таки финиш в Сингапуре 1-2 вместо 1-4 – это большое достижение), конечно, не возникли внезапно и ниоткуда – «Феррари» и прежде пыталась играть на опережение, рисковала и выбирала интересные варианты развития заезда.
Тогда в чем изменения? – Думаю, дело в психологии. При суровом Арривабене после смелых, но неудачных попыток совершать нестандартные ходы команда неизменно отступала на два шага назад и возвращалась к консервативным тактикам. При Бинотто тоже случаются ошибки и глупые действия, но, похоже, изменились даже разборы неудачных моментов, после которых люди могут свободно поднимать головы и работать дальше без груза тяжелой вины.
Наконец, главное пришло после побед – не сомневаюсь, что в «Феррари» почти все сотрудники раскрепостились, разгрузились и вздохнули свободнее. В проваленном сезоне они наконец-то что-то выиграли – окрыленной команде сложные решения даются проще, и выбирать правильный путь – легче.
И, да, Маттиа пока успешно балансирует между Леклером и Феттелем: поддерживает чемпиона в сложное время и не дает амбициям юной звезды затмить интересы команды – работает почти по заветам самого Энцо, но в современных условиях.
Я специально нашел запись гонки и сделал этот кадр – наконец-то твое время пришло, чертяка!
Алекс Йонг – телевизионный эксперт
Так получилось, что я смотрел Гран-при Сингапура на канале FOX Sports Asia, и не могу удержаться от сравнения с Матч ТВ. Увы, российское телевидение заметно проигрывает.
Речь не о самом комментарии (тем более, что FOX Sports ретранслирует во время гонки Sky Sports F1, сравнивать с которым наш канал вообще бессмысленно), а о работе до и после заездов.
Во-первых, работа журналистов прекрасно организована. Если у нас кажется, что Алексея Попова и Наталью Фабричнову просто забросили в паддок и сказали им: «Крутитесь сами как хотите», после чего Алексей бегает и в случайном порядке выцепляет старых знакомых вроде Жака Вильнева или Алена Проста, то ведущие FOX Sports непринужденно дожидаются заранее назначенной встречи с Тото Вольффом и берут у босса «Мерседеса» интервью без необходимости куда-то спешить (кстати, австриец именно в разговоре с «фоксами» признался, что если он и рад чьим-то победам кроме своих пилотов, то это победам Себастьяна).
Я подчеркну: это именно менеджерский вопрос – расписание встреч с боссами команд, пилотами и другими важными людьми. Судя по всему, на Матч ТВ им никто не занимается и Алексей вынужден компенсировать этот просчет работодателей какими-то своими находками.
Во-вторых, FOX Sports Asia держит в своем штате профессиональных экспертов. Один из которых – Алекс Йонг, бывший пилот «Минарди» в начале XXI века. Матч ТВ, обладающий солидными ресурсами и доступом к большому количеству умных людей из мира российского автоспорта, до сих пор никого из них не привлек к работе на телевидении.
Йонг оказался потрясающим парнем – никакой показухи, кривляния перед камерой или напускной эпатажности. Говорит то, что думает, но без огульной критики – интеллигентно разбирает щекотливые моменты в командах и гоночные эпизоды, и видно, что он прекрасно понимает стратегии и тактические ходы. Его английский куда лучше, чем у распиаренных Каруна Чандока или Давиде Вальсекки – в общем, Алекс в роли эксперта оказался невероятно хорошим. Огромный ему респект.