От редакции: блогер Тимофей Поршнев рассказывает о предстоящих нововведениях в чемпионате мира по гонкам на выносливость (WEC) под эгидой Международной автомобильной федерации (ФИА) и появлении нового гоночного класса, в котором будут участвовать гиперкары – суперсовременные и сверхбыстрые машины, близкие не к спортивным прототипам, а автомобилям серийного производства.
Смена лидеров
Как известно, долгое время класс LMP1 был главенствующим в чемпионате по гонкам на выносливость. Но вот его эпоха подошла к концу. Об этом начали говорить еще в 2018-м году.
Основная цель нового проекта – большая доступность. «Тойота» как единственный представитель заводских команд в LMP1 является абсолютным лидером чемпионата (можно вспомнить две подряд доминирующие победы в 24 часах Ле-Мана). Во многом, конечно, это связано со средствами. У японцев их просто больше. Совет ФИА решил бороться с этой несправедливостью.
Теперь бюджеты производителей будут снижены до 75%, а конструкторам обещана свобода мысли. Новый класс составляют гиперкары, стилизованные под дорожные модели. Он получит название LMH (Le Mans Hypercars). Использование гибридной установки будет не обязательным. Также интересно в обсуждении новых правил принимали участие «Тойота», «Астон Мартин» , «Макларен», «Феррари» и «Форд».
«Он должен «взорвать» мир» – сказано в подзаголовке. И неспроста, ведь шумихи вокруг нового класса очень много. Для WEC – это практически то же самое, что для «Ф-1» регламент 2021-го. Коренные изменения. Что важнее, гиперкары привлекли множество производителей. «Тойота» и «Астон Мартин» уже заявили о своем участии в новой категории. Наверное, это было ожидаемо. Интересно совсем другое.
В WEC может оказаться «Макларен»
Об этом сказал сам Зак Браун. Правда, заявление выглядело поспешным. Возможно, Зак на радостях забыл о своей команде в «Формуле-1». Отсюда и возникло следующее заявление: «В экономическом плане нам будет сложно прийти в класс гиперкаров с существующим регламентом. Мне нужно с большой ответственностью подходить к вопросу финансов, особенно учитывая команду «Формулы-1», которой требуется несколько лет, чтобы уменьшить свои потери. Я не готов прийти в новую автоспортивную категорию, если это может привести к каким-либо значимым потерям».
Казалось бы, на этом можно заканчивать. Однако не все так просто. «Макларен» все же не отказался от участия гонках на выносливость. Дело в том, что в WEC также планируется ввести другой новый (к слову, американский) класс – DРi 2.0. Он должен появиться в 2022-м году. Если WEC и ФИА согласуют регламенты американской категории и гиперкаров, то машины двух классов смогут гоняться друг с другом. Эту информацию, кстати, подтвердил сам Браун.
Кроме того, Зак рассказал, что основной причиной сомнений «Макларена» являются именно деньги. По расчетам британцев, на участие в классе гиперкаров уйдет 40 млн долларов, однако сама компания считает разумной суммой только 20 млн.
«Макларен» также очень требователен. Поэтому даже с возникновением класса Dpi 2.0 участие британской «конюшни» в гонках на выносливость на гарантировано. Как сказал Браун, у машины «Макларена» должна быть собственная «изюминка», хотя регламент будет требовать разработки машины вокруг готового шасси LMP2.
«Между «Макларен» и машиной другого производителя должна быть разница, должна оставаться какая-то оригинальность. Исходя из того, как я понимаю правила DPi 2.0, мы могли бы построить гоночную машину, в которой будет много ДНК от «Макларена»: стиль, двигатель, коробка передач, гибридная система – что-то из этого, либо вообще все», – сказал Зак.
В общем, участие «Макларена» остается под большим вопросом, однако ребята готовы к выступлению в WEC, что было бы, безусловно, интересно. Сейчас команду из Уокинга волнует лишь окончательный регламент. А дальше узнаем, что произойдет.
Возвращение «Пежо»
Французская компания решила вернуться в WEC спустя несколько лет. В 2022 году «Пежо» вновь поборется в гонках на выносливость, и что самое главное – попробует одержать победу в «24 часах Ле-Мана». Больше деталей пока не раскрывается. Как известно, с «Пежо» будет сотрудничать команда «Ребелльон».
«Это новый вызов. Я уверен, что наши парни справятся, показав свою волю к победе, сотрудничая с другими командами, финансируемыми «Пежо», – заявил автоспортивный директор компании Жан-Марк Фино.
Стоит отметить, что в «Пежо» уже приняли решение использовать гибридную силовую установку. Она будет создана на основе двигателя внутреннего сгорания, работающего на унифицированном для всех участников топливе.
Касательно сотрудничества с «Ребелльон» Фино сказал следующее: « Программа начнется в 2022. Мы рады объединиться с именитой командой гонок на выносливость. Опыт «Ребелльон» в WEC очень важен, потому что мы собрали здесь сильнейшую из всех команду, что доказано недавней победой в Шанхае».
Немцы тоже в деле
Один из самых знаменитых участников WEC «Порше» также не остается в стороне. Ранее компания разрабатывала двигатель для выступления в «Формуле-1». Хотя установка была практически готова, программу закрыли. Но двигателю все же нашли применение.
«Порше» планирует использовать 1,6-литровый гибридный мотор V6 на своем дорожном гиперкаре, который будет аналогом гиперкара «Мерседес», имеющего также установку с 6-ю цилиндрами из «Ф-1». Изначально «Порше» хотела сделать электрическую модель, но возникли трудности при ее создании.
Помимо дорожной версии немцы создадут и гоночную. Именно ее они и могут использовать в WEC для участие в 24 часах Ле-Мана. Что также интересно, разработкой нового двигателя занимали те же эксперты, что и для мотора прототипа «Порше» LMP1 и команды в «Формуле Е». Однако пока что никаких официальных заявлений не было. Хотя все мы понимаем, что «Порше» не упустит возможность вновь проявиться себя в высшем классе.
Кроме того, в борьбу за победу в 24 часах Ле-Мана в новом классе может вступить «Мерседес». Да, немцы, скорее всего, будут использовать ту самую модель, что стала аналогом гиперкара «Порше» – Project One. Однако все это только намерения. Пока что «Мерседес» также не делал никаких заявлений.
Свой вызов бросил легендарный конструктор
Самое «вкусное» напоследок. Достаточно сильное заявление относительно недавно сделал Гордон Марри, известный конструктор «Формулы-1». Недавно он создал компанию Gordon Murray Automotive (GMA) для разработки новой машины Т.50 стоимостью в 2 млн фунтов стерлингов. Автомобиль объявлен в качестве преемника именитого McLaren F1, который уже выигрывал 24 часа Ле-Мана (в 1995 году). К слову, именно он создал легендарные болиды «Макларена», на которых свои титулы брал Айртон Сенна.
К проекту Мюррея проявил интерес целый ряд команд. Об этом рассказал сам Гордон: «У нас появилось несколько клиентов, которые очень заинтересованы в нашем гиперкаре. Мы все здесь гонщики, поэтому мы также этого хотим. Такова наша ДНК».
Однако британец также подчеркнул, что пока не было принято никаких решений касательно участия Т.50 в гонках. Хотя он очень этого хочет.
В продаже автомобиль окажется в 2022 году. Будет выпущено 100 моделей Т.50 с 4-литровым двигателем Cosworth V12. Но на саму трассу, как заметил Гордон, машина может выехать и раньше. Кроме того, Марри отметил, что гоночная версия гиперкара будет отличаться от дорожной: в ней не будет вентилятора.
«Я не думаю, что они бы позволили использовать вентилятор. Навряд ли это снова сойдет нам с рук», – сказал конструктор. Дело в том, что Марри уже ставил вентилятор на свое творение. Так, на таком болиде «Формулы-1» выступал Ники Лауда за «Брэбэм» в 1978 году.
Но и это не все. Марри не просто решил одержать победу в 24 часах Ле-Мана. Надо сказать, у него неплохая поддержка. Гордону будет помогать команда «Ф-1» – «Рейсинг Поинт». Коллектив Строллов согласился поделиться с британцем своими знанием, а что важнее, своей аэродинамической трубой, где и будет протестирован Т.50.
В общем, у фанатов автоспорта появился новый повод ждать новое десятилетие, помимо нового регламента «Ф-1».