«Зачем уходить, если тебе все еще нравится гоняться?» Краткие заметки о Клее Регаццони

В 1979 не существовало пресс-конференций, которые сейчас проходят после гонок, но иногда происходила какая-то неформальная церемония, как например в Сильверстоуне, где атмосфера была особенно эмоциональной: Фрэнк Уильямс наконец-то победил со своей командой, и все хотели разделить радость.

Поначалу он едва мог говорить. Затем кто-то дал ему виски, кто-то зажег сигару, и Фрэнк (который пил чай и никогда не курил) выпил и закурил. Он только и мог сказать: «Спасибо, спасибо большое». В его глазах были слезы.

Через несколько минут подошел гонщик, обтираясь полотенцем, так как день был жаркий. На подиуме он праздновал победу апельсиновым соком в знак солидарности со спонсорами из Саудовской Аравии. И после этого он был явно готов к стакану скотча. Он пожал руку Уильямса и тихо сказал: «Браво, Фрэнк». Это было невероятно скромно для человека, который имел право не сдерживать эмоций. Клей Регаццони выиграл первую гонку за три года, но в первую очередь он подумал о том, что это важный день для Уильямса.

Тот период казался закатом карьеры Регаццони. После того, как он ушел из Ferrari, Клей провел пару сезонов в Ensign и Shadow. А затем его позвали в Williams. Фрэнк вспоминал: «Я помнил, что Клей выиграл на Нюрбургринге в 1974, для меня это имело вес. И когда у него в последний раз была хорошая машина в 1976, он «укатал в асфальт» всех в Лонг-Бич, завоевав много очков. Не лучший гонщик в мире, но очень хороший, и наши отношения были вполне рабочими. Клей отличался от других гонщиков, он был джентльменом, который любил гоняться за самого себя. Очень приятный парень».

Регаццони выиграл в Сильверстоуне, в Монако он уступил Шектеру полсекунды, был на подиуме пять раз и финишировал пятым в общем зачете – несмотря на хороший сезон в команде Фрэнка, он знал, что не останется на сезон 1980. Клей сокрушался: «Это снова происходит со мной. У меня хорошая машина, я в команде, которая мне нравится, но они собираются заменить меня на Ройтемана, как поступили в Ferrari…»

Ferrari, в которой Регаццони провел шесть лет, была для него домом. Когда он пришел, у него была сомнительная репутация очень быстрого гонщика, который был просто катастрофически неаккуратен за рулем и жил одним моментом. В младших формулах у него было множество аварий, но в Формуле 1 он нашел себя. Его дебют случился только в середине 1970, но это не помешало Клею стать третьим в чемпионате, а самым ярким моментом была победа в Монце.

«Зачем уходить, если тебе все еще нравится гоняться?» Краткие заметки о Клее Регаццони

Клей Регаццони выигрывает в Сильверстоуне в 1979, Williams FW07 Ford

Любое упоминание Клея Регаццони (существует ли более мелодичное имя и фамилия гонщика?) всегда возвращало меня именно к этой гонке. Это был невероятно трудный и эмоциональный день, ведь только что погиб будущий посмертно награжденный чемпион мира Йохен Риндт. Регаццони проводил лишь пятую гонку в Ф1, и он выиграл ее. Выиграл в типичной борьбе в слипстриме в Монце. Рев трибун после его последнего выхода из Parabolica был невероятным. «Да, выиграть в Монце за Ferrari…для меня это был максимум, особенно тогда. Я выиграл там снова через пять лет, но это было легко – в 1970 я же выжимал все, что мог. И мне очень нравилась та машина, 312В. Непростая машина, но очень быстрая и красивая…»

Уйдя из Ferrari, Регаццони присоединился к Ensign в 1977, сменив первые ряды стартовой решетки на последние. Но Клей никогда особо не переживал из-за своего статуса: «Я считаю себя профессионалом. Если я ошибаюсь, значит я недостаточно амбициозен – я езжу за самого себя, да, но также за команду и для зрителей».

Это был не самый успешный год, но вполне счастливый, Клей отлично вписался в новую маленькую организацию Морриса Нана. Правда, понадобилось время, чтобы привыкнуть к новым привычкам: «Будешь чашку чая?» — как-то спросил он меня в паддоке. А затем позвал жену Морриса: «Сильвия, поставь, пожалуйста, чайник».

Зная, что его время в Williams подходит к концу, я сказал ему, что, отметив свой 40-й день рождения, он может остановиться. Он ответил, что это никогда не приходило ему в голову. «Ты должен понять, что мне необязательно все время выигрывать – я счастлив быть частью Ф1. Мне нравится подход Грэма Хилла – все говорили, что ему следовало уйти раньше, чем он это сделал, но почему он должен был уходить, если ему все еще нравилось гоняться?»

«Зачем уходить, если тебе все еще нравится гоняться?» Краткие заметки о Клее Регаццони

Клей Регаццони и Ники Лауда

Таким образом, в 1980 он вернулся в Ensign. В Лонг-Бич он ехал четвертым, но попал в аварию в конце Shoreline Drive: вместо того, чтобы замедлиться со скорости 290 км/ч, его машина уехала в зону вылета. Барьер находился в конце этой дорожки, в нее и ударилась машина на большой скорости. «Когда я нажал на педаль тормоза, ничего не произошло, совсем. Я должен был замедлиться и переключиться на третью, затем выключить двигатель. Brabham [Рикардо] Жуниньо уже стоял в зоне вылета, я врезался в нее, а потом ударился о барьер. Я потерял сознание на 10 минут, и я помню ужасную боль в спине…»

Клей вскоре понял, что ему придется столкнуться с тем, что он даже представить не мог. Его спинной мозг был очень серьезно поврежден, и он был парализован ниже талии. В течение двух лет он прошел через несколько операций, и у него снова то появлялась, то пропадала надежда, что он будет ходить. Он был то в эйфории, то в отчаянии.

В 1985 Регаццони снова стал приезжать на Гран-При в качестве комментатора на итальянском телевидении. Во время тренировки в Монако я видел, как он наблюдал за машинами на площади Казино. Прошло несколько минут, прежде чем я понял: он стоял, опираясь на барьер, держал секундомер в руке. Позже я сказал ему, что я был потрясен этим, и у него на лице появилась озорная улыбка. «Долгое время я жалел себя. Но когда происходит что-то подобное, ты попадаешь в другой мир, мир, о котором ты никогда и не думал, и тебе становится стыдно. Я помню, как Гуннар Нильсон говорил о детях в его раковом госпитале, о том, что у него впереди счастливые годы, которых не будет у них. Я очень спокоен сейчас, я понял, что чуда не произойдет, но я все еще могу ездить на моей Ferrari Daytona, у меня есть моя школа вождения для инвалидов, я все еще могу ездить на гонки, быть их частью. Я больше не в отчаянии».

«Зачем уходить, если тебе все еще нравится гоняться?» Краткие заметки о Клее Регаццони

Клей Регаццони, Ferrari 312T2

Регаццони всегда был достойным человеком и ненормально храбрым в то же время. И тот случай в Лонг-Бич сделал его гораздо более смелым, чем все 10 лет в Формуле 1 до этого. Возможно, ему не суждено было тихо уйти из жизни: в декабре 2006 он погиб на обледенелой автостраде недалеко от Пармы.

Тем вечером Марио Андретти сказал: «Таков был мой друг Клей – педаль в пол до самого конца. Он был редкой личностью, с ним всегда было весело, настоящий классический гонщик, у которого не было врагов. Поднимем же бокалы за него…»

Это перевод статьи Найджела Робака из журнала GP Racing UK за ноябрь 2020.

Этот блог в соцсетях: