Доброго времени суток, дорогие читатели sports.ru! Уже много воды утекло с тех пор, как я первый раз попробовал начать свой блог на этом сайте. Спустя долгих шесть лет, вдохновение нахлынуло вновь и, на этот раз, уверен, что всерьез и надолго.
Прежде чем перейти непосредственно к теме, хочу немного представиться — меня зовут Александр, я живу в Москве и буквально с рождения смотрю самые разные виды автоспорта. В 2001 году я познакомился с Формулой-1, в 2004 открыл для себя Северо-американские NASCAR и Indycar (на тот момент, IRL), в том же году, — более привычные европейскому зрителю, WRC, DTM и многое другое. В своем блоге, я хочу рассказывать не только об актуальных событиях, но и делиться интересной исторической справкой, которая поможет по новому взглянуть на любимые серии и гонщиков. А теперь, как и говорится в названии сегодняшней статьи, в бой!
Сезон 2020 — Красная Книга
В начале нулевых, большой популярностью пользовались печатные издания формата "Книга года". В моей личной коллекции таких экземпляров несколько, например, из 2003 года:
И если бы завершившийся сезон можно было бы представить в виде книге, то она, на 100%, была бы Красной. Ведь столько перемен, новшеств, возвращений, уходов и даже, не побоюсь этого слова, чудес, "Королева" не видела уже долгие годы.
Но обо всем по порядку. Для всех видов спорта, да и индустрий с вовлечением большого количества людей, этот год выдался ужасающе плохим. Традиционно для себя, именно "старушка" Формула, вместе с верной боевой подругой — FIA (- прим. фр. Fédération Internationale de l'Automobile) и матушкой в лице Liberty Media (-прим. владельцы Formula One Group), оплошала уже на самом старте сезона — в Австралии. Когда "коллеги по цеху" из других гоночных чемпионатов, вроде NASCAR, IMSA, Indycar уже готовили план спасения, видя неумолимо расползающийся по Земному шару вирус, Формула-1 во всю уверяла нас, что сезон пойдет на сто процентов по плану и начнется "здесь и сейчас". Но не вышло. Буквально за считанные часы до начала свободных заездов, было принято решение об отмене гонки из-за положительных тестов у части персонала команды Mclaren, и тысячи человек — журналисты, механики, организаторы, стали разлетаться по своим домам, везя с собой только грустные лица и желание успеть приземлиться на Родине до очередного объявления о закрытых границах. Парадоксально, но самая быстрая гоночная серия мира, оказалась, уже не в первый раз, одной из самых медленных, когда дело доходит до принятия важных стратегических решений. На мой взгляд, именно этот момент стал наиболее показателен для всех, включая самих "больших боссов", что Формула-1 должна меняться.
Цифровизация идет — Цифровизации дорогу!
Перефразировав для себя знаменитый Советский лозунг, Liberty Media достаточно быстро нашли способ, как сгладить ожидание сезона для болельщиков, команд и самих пилотов. В качестве решения, было выбрано проведение виртуального чемпионата на базе игры F1 2020 от компании Codemasters (- прим. здесь хочу сделать небольшую оговорку, что симулятором ,это творение студии с Туманного Альбиона, назвать никак не выходит, извините). Но правильным ли оно было?
Мое личное отношение к симуляторам строго позитивное. Компании-разработчики уже давно научились во всех деталях передавать как технику, так и сами автодромы, поэтому, не смотря на безусловные отличия в ощущениях в "виртуальном кокпите", сам процесс управления гоночным болидом сегодня повторяется вполне неплохо. Уже в далеком 2005 году, энтузиасты из компании Image Space Inc. создали первый автомобильный симулятор, в котором использовалась технология сканирования — rFactor, а уже в августе 2008, свет увидело творение бывших разработчиков Papyrus Studio, авторов известной по всему миру NASCAR Racing 2003, и творение это называлось iRacing.
Именно iRacing стали настоящими пионерами в области компьютерных симуляторов. Имея за плечами огромный опыт разработки, а также хорошие связи в автоспортивном мире, им удалось достаточно быстро получить разрешение на лазерное сканирование ряда Американских и Европейских трасс и автомобилей, что давало возможность с небывалой точностью передать все детали из реального мира в виртуальный. На волне подобных новостей, в симулятор начали быстро приходить настоящие пилоты, такие как Dale Earnhardt Jr. (NASCAR), Scott Speed (Формула-1, NASCAR), Max Verstappen (Формула-1), Lando Norris (Формула-1) и другие. Сервис начал развиваться семимильными шагами и получил повсеместное признание, как самый реалистичный симулятор на настоящий момент. Так зачем же я так подробно раскрываю эту тему?
Буквально параллельно с запланированным чемпионатом по F1 2020, во всю начинался виртуальный сезон Американского NASCAR, платформой для которого был выбран, как раз, iRacing. Собрав на старт полный (!) пелотон боевых пилотов чемпионата, включая нескольких легенд прошлого, организовав трансляцию по национальному телевидению и создав настоящие цифровые студии, чемпионат уже с первых этапов привлек больше миллиона зрителей со всего мира, что сопоставимо с трансляциями в обычное время. Более того, за счет этих самых трансляций и возможности изменять цветовые схемы в симуляторе, команды смогли разместить на своих виртуальных "боевых конях" вполне реальные наклейки спонсоров, что позволило им продолжить исполнение ряда контрактных обязательств и получать выплаты. Что же происходило в Европе?
А в Европе царил хаос. Liberty смогли привлечь лишь небольшую часть действующих пилотов для участия в чемпионате, сверх этого, игра просто-напросто смешно смотрелась со стороны из-за абсолютного отсутствия базовых вещей хорошего онлайн-симулятора. Как итог, болиды проезжали сквозь друг-друга, гонщики таранили стены ради выигрыша времени на круге и с полного газа заезжали на автоматический пит-стоп. Подобные детские развлечения не могли привлечь большую аудиторию, а уж тем более привести серьезных спонсоров, для компенсации хотя бы части расходов команд. Тучи начали сгущаться…
Перемен! Требуют наши сердца!
Работая в крупной международной компании, понимаешь, что при всей идеальности процессов и опыте сотрудников, у организации есть один, но немалый минус — невозможность быстро подстроиться под ситуацию, требующую гибкости. И решение, в более понятной для нас среде, обычно, всегда одно — реструктуризация. Причем, не всегда она несет в себе массовые увольнения, порой, наоборот, требуется перетасовка имеющихся кадров, смена зон ответственности и правильная расстановка приоритетов. Увидев свой провал с организацией старта сезона, поняв, что виртуальный чемпионат, в том виде, в котором он существует, никому не интересен, услышав, что больше половины команд вынуждены отправлять сотрудников в бессрочные отпуска и закрывать заводы, стало очевидно — не будет чемпионата 2020 года, не будет и Формулы-1.
И трансформация началась. Было принято одно из самых важных управленческих решений, которое наклевывалось уже долгие годы — уйти от абсолютного согласия команд, к согласию большинства. В любой ситуации, когда необходимо оперативно и четко реагировать на изменения, первое и самое важное правило — должен быть единоличный лидер. И Liberty этим лидером стали. Затем, отталкиваясь от этого решения, удалось договориться о стратегических вопросах:
- Сокращение бюджета на предстоящие сезоны;
- Перенос нового регламента с 2021 на 2022;
- Введение ограничений на свободную доработку болидов.
Подобные шаги дали, наконец-то, показали самим командам, особенно не относящимся к "воротилам" бюджета из первой тройки, что цель одна и общая для всех — спасти друг друга, чтобы спасти любимый чемпионат.
Далее, предстояло решить уже более насущный вопрос — что же делать с гонками в этом году? Было понятно, что для проведения Гран-При, требуется найти островок спокойствия, причем не просто от COVID-19, но и от городской инфраструктуры вблизи автодрома. Усложняло поиск еще и то, что такая трасса должна была находиться обязательно в Европе, так как ситуация в мире просто не позволила бы "безболезненно" совершить все логистические процессы. И тут-то в игру вступил человек, создавший одну из самых больших империй современного бизнеса — Дитрих Матешиц (-прим. создатель Red Bull). Дитрих не только является большим фанатом автоспорта, непосредственно участвующим в принятии решений, которые касаются команды Red Bull Racing, но и владеет трассой Red Bull Ring в Австрийском Шпильберге.
Шпильберг соответствовал всем вышеперечисленным требованиям, более того, добраться туда с британских земель, где расположились подавляющее большинство команд, можно было обычными фурами, что удешевляло сам процесс и делало его максимально замкнутым. Был предложен максимально простой и понятный формат Гран-При, который быстро пришелся по душе как местным властям, так и автомобильной федерации:
- Весь автодром должен был быть полностью изолирован от зрителей и любых других людей, не принимающих непосредственного участия в Гран-При и его подготовке;
- Весь паддок (прим. — зона размещения на самой трассе) должен быть разделен на несколько "пузырей". Каждая гоночная серия (Формула-1, Формула-2 и Формула-3) должна находиться в контакте только с коллегами из своей категории, это касается и гонщиков, и команд;
- Так как требуется полная изоляция, команды должны сократить количество сотрудников, присутствующих непосредственно на автодроме, а всех участвующих разместить непосредственно на трассе;
- Журналисты должны были работать из специально выделенной зоны, их количество было сокращено до единиц, интервью и любые коммуникации с гонщиками и командами можно было брать только с расстояния 1.5 метра или более. Большинству фотографов доступ в паддок команд был запрещен полностью;
- Каждый человек, находящийся в пределах трассы, должен постоянно сдавать тесты на коронавирус, а при любом недомогании оставаться изолированным.
Стало ясно, что при таком подходе, гонка вполне может состояться и 30 мая общественность увидела официальный пресс-релиз, что чемпионат начнется именно в Австрии, пройдя сразу двумя уикендами — 5 и 12 июля. Больше того, тут же стало понятно, что есть еще целый ряд Европейских трасс, где можно выстроить похожий формат, и уже 2 июня были подтверждены первые восемь автодромов, готовых принять Гран-При: венгерский хунгароринг, два английских сильверстоуна, неожиданно вернувшаяся в календарь каталонская барселона и еще две гонки, на тот момент не изменивших свое место в календаре — бельгийский спа и итальянский "храм скорости" в монце.
Увидев, что Формуле-1 необходимо расширять Европейский "пулл" трасс, к списку желающих принять у себя Гран-При в это непростое время примкнул целый ряд автодромов, которые уже давно или вообще никогда не принимали такого соревнования. Федерация и сама понимала, что просто обязана пойти на встречу организаторам, так как календарь нужно было формировать быстро, а собрать типовой взнос за проведения гонки, в такой сжатый срок, было бы просто безумием. Уже 10 июля было объявлено о продолжении календаря на итальянской муджелло и российской сочи автодром, и календарь все продолжал расширяться, видя первые успехи в проведении этапов. В некоторых городах даже начали продавать билеты на осенние этапы или приглашать врачей, в качестве благодарности за их верную службу народу. Поезд тронулся, сезон разгорелся.
Итог
Не смотря на все перипетии начала года, Формула-1 смогла провести целых 17 гонок. Кто-то скажет, что это совсем мало, но, как корректно замечали телевизионные коллеги, еще буквально десять лет назад, это был бы вполне типичный сезон. И каков был этот сезон! Шесть новых автодромов, которых даже не должно было быть в этом календаре, одна новая конфигурация трассы, которая показала, что даже короткий круг с небольшим количеством поворотов, может создавать безумно интригующий Гран-При. Но самое важное то, сколько уроков вынесла "Королева" за весь этот год. Наконец-то тронулся "лёд" стабильности, вернулись исторические автодромы, изменились форматы и правила, Федерация стала диктовать свои условия, а не слепо слушать то, что говорят им заинтересованные команды. А не этого ли мы ждали, друзья?
Все еще предстоит проделать большой путь для возвращения конкуренции среди команд, все еще необходимо брать большую самостоятельную ответственность, чтобы двигать весь караван вперед, меняя регламент уикенда, правила и многое другое, но какой шаг уже проделан!
В следующем году, к работе в роли CEO (-прим. Генеральный Директор) Liberty Media приступит Стефано Доминекали. Человек, вписавший свое имя в историю годами успешной работы на Ferrari в Формуле-1 и на компанию Lamborghini в глобальном представительстве. Человек, как никто другой знающий этот спорт изнутри и понимающий, какие вещи могут пойти чемпионату на пользу. Сможет ли он приумножить достижения 2020 года? На мой взгляд — да, но покажет только время. А пока, давайте просто порадуемся, что мы живем во времена больших перемен в нашем любимом спорте и занесем прошедший сезон в книгу. Красную книгу.