Конкуренция по-американски.
В элитном чемпионате мира прошло 13 Гран-при, по результатам которых у большинства комментаторов, журналистов, репортеров и особо внимательных болельщиков появилось серьезное подозрение в адрес команды режиссеров «Формулы-1». Если пересмотреть хотя бы 6 последних гонок, станет полностью очевидно: Карлоса Сайнса реально игнорируют и почти не показывают в общей картинке для международных телетрансляций. Лишь в Бельгии он дважды в начале заезда попал на телеэкраны, да и то потому, что «Макларен» заглох на старте – испанец сошел одним из первых, а больше в гонке, проходившей в тот момент в режиме автомобиля безопасности, показывать было нечего.
Первыми на ситуацию обратили внимание еще в июле российские комментаторы Алексей Попов с Натальей Фабричновой, а также испанские журналисты — последние особенно бурно выразили недовольство после Гран-при Венгрии, где Карлос в честном бою вынес Пьера Гасли на превосходящем «Ред Булл» и приехал пятым. Общий хронометраж противостояния пилота «Макларена» с победной машиной, показанный на телевидении — ровно 0 секунд.
«Этого не было по ТВ? Как странно», – саркастически заметил Сайнс, когда журналисты спросили, что он сам думает о ситуации.
Все потому, что в «Макларене» обратили внимание на проблему еще раньше — в июне. Судя по инсайду Олега Карпова из его канала в телеграме, уже перед Гран-при Австрии представители легендарной команды встретились с людьми из маркетингового отдела «Формулы-1» и выразили недовольство. В результате Карлос на «Ред Булл Ринг» совершил 12 обгонов — но получил ровно прежнее количество эфирного времени.
Наверное, в это время показывали что-то поинтереснее? Не совсем: почти в каждый момент никто не боролся за лидерство или подиумы — топ-6 либо ехал паровозиком, либо расслаивался на разные тактики и прорывался сквозь круговых, соревнуясь больше с секундомером. Ситуация действительно странная.
Может, дело в самом Сайнсе?
На самом деле Карлос в самом деле мелькает на телеэкранах намного реже даже своего напарника Ландо Норриса: к примеру, в трэшовом Гран-при Германии (испанец занял пятое место) в кадр угодил только его вылет, а в остальном режиссеры трансляции его успешно игнорировали. Тем не менее, успехи у №55 намного выше: начиная с Гран-при Монако, он пять раз финишировал в топ-6.
В некотором роде именно успешность Карлоса и вредит его перспективам съемки: сын двукратного победителя «Дакара» выглядит намного сильнее большинства соперников по середине пелотона, но его машина все-так недотягивает до «большой тройки». В результате Сайнс часто едет по трассе в одиночку без особой борьбы, проигрывая около 30 секунд «Феррари» и «Мерседесу» и выигрывая столько же у «Рено» с «Альфа Ромео». В таких случаях по телевизору его в самом деле бессмысленно показывать.
Еще Карлос не так уж и часто обгоняет (в основном – на старте), редко попадает в аварии и почти не отжигает по радио в процессе заезда (в отличии от Норриса). Формальные причины поместить его на экран в самом деле выпадают не так уж и часто (особенно без наложения на разборки лидеров).
Тем не менее, ситуация достигла абсурдных масштабов, которые трудно отрицать: к примеру, помимо прорыва в Австрии Карлос оформил еще и шикарный обгон в Монако.
Показали ли это по телевизору? Кажется, вы уже догадались.
Похоже, все дело в борьбе за испанского зрителя
На самом деле, никто доподлинно и точно не знает, почему же режиссеры «Формулы-1» игнорируют Сайнса. Даже у иберийских журналистов и инсайдеров из паддока нет никакой информации — все находятся в полном недоумении. Вряд ли это связано с личностью Карлоса, ведь №55 сам по себе приятный молодой человек без груза ошибок или порочащих чемпионат действий за плечами. Да и выступает он не за безнадежного аутсайдера, а за возрождающийся «Макларен» – легендарную английскую команду.
Но все-таки одно предположение имеется: подобным варварским способом американские менеджеры маркетингового отдела пытаются забрать себе перспективный телерынок Испании.
Сперва немного теоретической информации: всю международную картинку снимают не каналы, не провайдеры и не ретрансляторы, а сама команда «Формулы-1»: она же занимается монтажом, повторами, ракурсами и прочей технической работой. Все обладатели прав во всех странах мира получают одинаковую картинку — и в США, и в Англии, и в Италии, и в Испании, и в России. Поэтому Сайнса не видят везде.
При чем же здесь зрители с Иберии? Дело в том, что с 2014 года трансляции «Формулы-1» в стане Сайнса и Алонсо продает платный канал и платформа Movistar. Причем за последние 5 лет аудитория значительно сократилась: перед передачей прав мадридскому провайдеру гонки по бесплатному телевидению смотрели свыше 3 миллионов человек. В 2018-м от них осталось только 200 тысяч контрактов с Movistar – в том же году компания продлила эксклюзивный договор с «Формулой-1». Количество аудитории продолжило снижаться — за последние три года только Гран-при Монако 2017 года посмотрели 302 тысячи человек. Все остальные заезды получили примерно вдвое меньшие рейтинги.
С чем же связано падение интереса? Прежде всего со значительным падением конкурентоспособности местного героя Фернандо Алонсо. В годы пика его карьеры (два титула, год отжига в «Макларене» и борьба за первые места на «Феррари») интерес к «Ф-1» в Испании был настолько велик, что менеджмент чемпионата даже организовывал два Гран-при на территории южного королевства — и зрителей хватало на обе. В 2014-м же №14 лишь дважды поднялся на подиум, а после сгинул в пучине мучений с альянсом «Макларена» и «Хонды», лишь трижды за 4 года попав в топ-5. Естественно, его показывали все реже — да и то в основном в моменты сходов или мощнейших отжигов по радио касательно качества моторов.
Карлос Сайнс пришел в «Ф-1» только в 2015-м и еще не успел заручиться такой же фанатской базой. Да и выше четвертого места он пока не поднимался.
Конечно, даже в таком случае вряд ли кто-то будет добивать интерес к чемпионату в целой перспективной стране игнором местного героя без веских причин. Но, кажется,у менеджмента «Формулы-1» они имеются.
Movistar продает подписку на гонки на месяц за 7 евро. F1 TV от маркетинговой компании гоночного чемпионата запущен почти по всей Европе и доступен по 6 евро в месяц в соседней Португалии и за те же 7 евро в остальных локациях (кроме Франции, где подписка продается только на год и оценивается в 190 евро). На территории Испании купить доступ к F1 TV теоретически нельзя, но практически лицензионное соглашение позволяет резидентам Евросоюза приобретать трансляции на территории одних стран и смотреть их потом из других. В случае с Испанией — никто не мешает воспользоваться более дешевой португальской подпиской. Следовательно, фактически местный провайдер все-таки конкурирует с самой «Формулой-1», принадлежащей американской медиакорпорации Liberty Media.
Более того, у Movistar идет предпоследний год соглашения и постоянно снижается аудитория — скорее всего, из-за небольшого количества подписчиков права в Испанию продали не слишком выгодно. У F1 TV же есть серьезное преимущество по отношению к международной картинке: сервис чемпионата предоставляет возможность следить за любым пилотом в процессе гонки — хоть с камер на трассе, хоть с бортовых. По сути, для испанцев именно подписка на платформу от «Ф-1» – единственный способ следить за испанским гонщиком. Так что когда режиссеры чемпионата игнорируют круто выступающего Сайнса, то они мягко подталкивают зрителей к переходу с Movistar на F1 TV.
Подобная схема имеет огромный смысл: судя по интересу к «Ф-1» в эпоху Алонсо (да и по рейтингам MotoGP), Испания по сей день остается одним из крупнейших гоночных рынков Европы и мира — причем очень слабо освоенным в данный момент. Естественно, поэтому чемпионату будет намного выгоднее не продавать права сторонней компании, а собирать плату за просмотры самостоятельно — но для этого нужно вынудить конкурента отказаться от продления контракта (вероятно, в нем могут быть подобные опционы) или завершить соглашение досрочно.
Выходит, скорее всего, менеджмент «Формулы-1» просто пробует на испанцах новую тактику конкурентной борьбы, используя Карлоса Сайнса как предмет манипуляции. Неудивительно, что под раздачу попали именно иберийцы: такая ситуация с успешным гонщиком, огромным рынком и малой вовлеченностью при конкуренции по публику сложилась только в Испании. На других странах такое не сработает: там либо нет своих успешных пилотов (Австрия и Чехия), либо их слишком много и их невозможно совсем не показывать (Великобритания и Франция), либо есть легендарная команда с огромным эфирным временем (Италия).
По сути, в аналогичную ситуацию могла бы попасть только Россия, но вряд ли в СНГ найдется много желающих платить по 7 евро в месяц за «Формулу-1». В Испании же, похоже, схема работает.