И все же шанс вернуться остался.
Этого ждали весной, но случилось только в августе: вопреки обещаниям, «Ред Булл» наконец отправил проваливающего сезон Пьера Гасли назад в «Торо Россо». Француз пробивал дно каждый уик-энд – пожалуй, лишь за одну гонку из 12 ему не должно быть стыдно. Но без сенсации не обошлось: вместо ожидаемого камбэка в Милтон-Кейнс Даниила Квята «быки» подняли в старшую команду неопытного Александра Албона. Именно таец будет пилотировать RB15 в девяти оставшихся Гран-при.
На первый взгляд решение «Ред Булл» кажется нелогичным и странным – как можно было не наградить Квята после первого подиума для «Торо Россо» за 11 лет? Но на самом деле ход австрийской команды не должен особо удивлять – «Ред Булл» поступил в полном соответствии со своим стилем.
Квят не доказал, что перспективнее Албона
Даниил впереди Алекса по очкам, у него есть подиум и четыре с половиной сезона опыта за плечами, а персонал «Ред Булл» его отлично знает. Казалось, оптимальный выбор для второго номера топ-команды – но в Милтон-Кейнсе со времен Марка Уэббера не принимают очевидных консервативных решений. Куратор спортивной программы Гельмут Марко годами говорит о том, что «быков» интересуют только потенциальные чемпионы, а не середняки – потому «Ред Булл» всегда готов рискнуть и выбрать перспективный вариант вместо надежного.
За три года в «Торо Россо» Жан-Эрик Вернь зарекомендовал себя сильным пилотом, но в 2014-м вместо ушедшего Себастьяна Феттеля «быки» взяли не его, а совсем молодого Квята. В 2016-м Марко не стал слушать скептиков, рассуждавших о неопытности талантливого Ферстаппена и поднял его в старшую команду. А в прошлом году «Ред Булл» вполне мог договориться с любым из гонщиков середины пелотона, но поверил в проехавшего всего один неплохой сезон Гасли.
Ситуация с Албоном и Квятом во многом похожа на кейс 2014-го с Квятом и Вернем: опытный гонщик едет лучше новичка, но не намного, и в «Ред Булл» делают ставку на потенциал. Даниил проиграл напарнику половину квалификаций, а большую часть очков набрал в дождевом Гран-при Германии за счет рискованной тактики – при том, что почти всю гонку ехал далеко позади Алекса. В других удачных гонках Квят был стабильнее и быстрее, но ни разу не уничтожил Албона. В некоторых случаях и вовсе ему проигрывал. Но для Даниила это уже пятый сезон в «Ф-1» – при такой разнице в опыте он должен был доминировать над партнером, чтобы считаться однозначным кандидатом на повышение.
Албон же ехал удивительно зрело для новичка: редко ошибался, не боялся обгонять и несколько раз приятно удивлял – например, на Гран-при Китая, где с последнего места на старте приехал в очки. «Ред Булл» обычно этого достаточно, чтобы дать шанс при наличии места в кокпите.
Албона нужно проверить
При всех плюсах Даниила его возможности отлично известны и Марко, и «Ред Булл» – чего не скажешь об Албоне. Вероятно, форма Алекса в сезоне-2019 стала сюрпризом для «быков», и они не смогли отказаться от соблазна поскорее устроить тайцу жесткую проверку. В его руках окажется машина, способная на подиумы и победы, а ориентиром станет лучший гонщик на данный момент – отличный способ выяснить, на что способен Албон в топ-команде. Такая информация о Гасли и Квяте у команды уже есть – теперь «Ред Булл» сможет проверить последнего кандидата. Это показывает, что в команде больше думают о сезоне-2020, а не о борьбе с «Феррари» за второе место в этом году.
Есть еще два момента. Для «Ред Булл» важен рынок Юго-Восточной Азии – он уж точно больше российского. В маркетинговом плане Албон явно привлекательнее Даниила. А еще Алекс – один из самых позитивных парней в паддоке, конфликт с его участием даже представить трудно. Для хорошего микроклимата в команде это очень важно.
Главный плюс для Алекса – слишком многого от него не понадобится. Перед летним перерывом Кристиан Хорнер озвучил примерные требования для напарника Ферстаппена: «Мы не должны сражаться с «Альфа Ромео» и «Маклареном». Мы хотим, чтобы Пьер боролся с болидами «Феррари» и «Мерседеса». Если Албон сможет регулярно отнимать очки у других топов – его задача будет считаться выполненной. Большого прессинга на него не будет: худшее, что с ним может произойти – возвращение в «Торо Россо».
Неожиданное решение станет тестом и для Квята: по ходу сезона и он сам, и Франц Тост много говорили о хладнокровии и возросшей психологической устойчивости. Только что Марко нанес еще один психологический удар по Даниилу – и если парень не сломается и вынесет Гасли, то сомнения в его ментальной стойкости окончательно исчезнут.
Что еще может стоять за переходом
Гонщики «Ред Булл» обычно принадлежат концерну с потрохами, но в случае с Квятом это не совсем так. С прошлого года у него есть собственный менеджер – влиятельный в паддоке Николя Тодт. Теперь любые серьезные решения в отношении Квята доктору Марко нужно обсуждать с ним – и возможно, этот фактор повлиял на промоушен Албона.
Квят и Тодт могли решить, что переход в «Ред Булл» прямо сейчас – не лучшая идея. Даниилу явно неплохо подходит машина «Торо Россо» STR14, в то время как к RB15 пришлось бы приспосабливаться заново. Гасли это не удалось за несколько дней тестов и 12 Гран-при. Также в «Торо Россо» русский пилот хорошо сработался с инженером Маттиа Спини – а его в случае перехода Квята в «Ред Булл» вряд ли бы отправили за ним посреди сезона.
Добавим к этому фактор Ферстаппена, который находится в лучшей форме за всю карьеру и получим немалую вероятность провала – не факт, что Даниил смог бы поехать намного лучше Гасли. В таких условиях стратегически выгодно остаться до конца года в «Торо Россо» – цельный и сильный сезон лучше гэмбла на девять Гран-при с «Ред Булл», по итогам которых запросто можно снова вылететь из Милтон-Кейнс.
Теоретически есть еще один вариант: Квят уже ведет переговоры с другими командами. Места на будущий год явно будут в «Хаасе», где Ромен Грожан зачастил с выносами напарника. Вакансия наверняка будет и в «Альфа Ромео»: там Антонио Джовинацци проваливает сезон, а возможная смена в лице Мика Шумахера и Роберта Шварцмана пока не выглядит готовой к «Формуле-1». Команда из Хинвила сейчас прочно связана с «Феррари», где после 2018-го Даниила хорошо знают – такой вариант исключать явно не стоит. Но пока об этом в СМИ не было даже слухов.
Гасли рискует потерять все
Понижение Гасли сильно отличается от понижения Квята в 2016-м. Даниил не был слишком плох – просто Ферстаппен объективно перерос уровень «Торо Россо», и его нужно было срочно поднимать. Иначе главный талант поколения попросту ушел бы к конкурентам. Пьер же виноват полностью сам – на фоне Ферстаппена он полностью провалился, исчерпал терпение боссов и вынудил их действовать, не дожидаясь конца сезона.
Теперь Гасли оказался в положении Квята-2016: психологически надломленный, в новой и более слабой машине и с быстрым напарником, который наверняка зол, что для повышения выбрали не его. Ничто не указывает, что в «Торо Россо» Пьер очухается и поедет так, что вернется в «Ред Булл» – скорее, речь идет о том, чтобы удержаться в Фаэнце на следующий год. А снизу подпирают: в программе «быков» есть эстонец Юри Випс, который сейчас идет вторым в «Формуле-3». Для получения Суперлицензии ему достаточно попасть в тройку по итогам сезона – и возможно, тогда доктор Марко не станет тянуть с его продвижением.
Для Квята не все потеряно
После стольких ожиданий и подиума оказаться в тени новичка обидно – но это еще не конец гонки за место в «Ред Булл» на сезон-2020. Гасли полностью провалился, и «зеленого» Албона может ждать ровно то же самое. При этом сам Квят остается в комфортных условиях «Торо Россо», а в напарниках у него будет деморализованный Гасли. Все, что от него нужно – справиться с негативными эмоциями и добить «раненого» Пьера, желательно разгромно. Для карьеры Даниила это станет решающим тестом. Если все сложится – то он станет единственным кандидатом на роль напарника Ферстаппена. Помешать сможет разве что сенсационное возвращение Феттеля.
Но расстановка сил все же изменилась, и не в пользу Квята. Теперь от него мало что зависит – фаворитом на кокпит «Ред Булл» стал Албон, чья судьба полностью в его руках. Только представьте: в 2018-м Алекса были готовы уволить из «Формулы-2», до февраля 2019-го он ни разу не пилотировал болид «Ф-1», а 1 сентября будет управлять машиной, способной побеждать. Похоже, «Формула-1» еще способна на невероятные истории.