Пик невезучести Даниила.
Российские болельщики вряд ли ожидали великих результатов от Даниила Квята в гонке на «Трассе Америк»: у пилота «Торо Россо» не пошло с первого же дня, когда он раз за разом оказывался на полсекунды медленнее напарника в каждой практике.
В субботу ситуация никак не улучшилась, да и еще и подключилась фирменная невезучесть №26 – прямо перед началом финальной квалификационной попытки по нему ударили разборки Хэмилтона и Ферстаппена за очередность выезда на быстрый круг.
A near miss for Max, Lewis and Dany in qualifying…#USGP 🇺🇸 #F1 pic.twitter.com/j5FYSo4tAn
— Formula 1 (@F1) November 3, 2019
Хэмилтон и Ферстаппен практически вытолкали Квята с трека в США. Стюарды простили обоих
В результате Даниилу пришлось начинать круг на холодных покрышках и терять время из-за среднего сцепления на техничном и высокоскоростном первом секторе. Итоговый отрыв от Пьера Гасли и топ-10 на финише составил всего 0,07 секунды, но россиянину снова не повезло – его время удалили из-за минимального выезда за пределы трека.
«Похоже, я заехал на один сантиметр, – предположил Даниил после квалификации. – Больше там быть не могло, потому что правое колесо осталось на белой линии. Было бы здорово узнать, почему время удалили.
Я так и не понял, должен ли я быть на линии или полностью с внутренней стороны. Я был уверен, что все в порядке, потому что колесо было на белой линии, а нам весь сезон говорили, что она и есть предел. Но теперь выясняется, что быть на ней – недостаточно.
Я не против наказания, правила есть правила. Я их нарушил и поплатился. Ничего от этого не выиграл, но такова жизнь. Просто хочется знать, где находится черта, а не обнаруживать в каждом повороте новое правило».
Из-за этого россиянин упал с 11-й позиции на 13-ю – и расположение на стартовой решетке сыграло ключевую роль при определении стратегии: «Торо Россо» выдала №26 самые жесткие покрышки, и пилот предсказуемо пропустил двух соперников на более мягкой резине на первых метрах.
В процессе гонки лучше не стало: Даниил оказался позади Нико Хюлькенберга на такой же тактике и следовал за немцем до нового пит-стопа. Однако там команда уничтожила все старания россиянина, организовав долгую остановку на 6,2 секунды из-за заминки с задним правым колесом.
В середине пелотона обычно идет плотная борьба, и здесь каждая десятая на счету. Механики отняли у №26 сразу около 3,5 секунды, и это моментально выстрелило – Даниил выехал позади Ромена Грожана и потерял кучу времени со сцеплением шин для обгона фрацуза.
После Квяту вновь не повезло: он застрял за Лансем Строллом – более того, №18 очень умно подставился под россиянина и помог напарнику Серхио Пересу отнять у Квята позицию.
После этого пилота «Торо Россо» вновь объехал Хюлькенберг, и тогда уже точно показалось, будто гонка для №26 окончена. Особенно после второго пит-стопа, когда топ-10 оказался впереди на 25 секунд.
Однако за следующие 16 кругов Даниил на «софте» последовательно сокращал отрыв почти по секунде с круга, обогнал Райкконена, проехал мимо напарника на поврежденной в стычке с Пересом машине и оказался на границе очковой зоны!
Для добычи зачетного балла россиянину нужно было взять реванш у Серхио, но Квяту и здесь не повезло: за два круга до финиша у Кевина Магнуссена отказал тормозной диск, и он увяз в гравии на самом удобном для обгонов втором секторе.
LAP 55/56
Race over for Kevin Magnussen as he ends up in the gravel#USGP 🇺🇸 #F1 pic.twitter.com/wc5z0qwXKw
— Formula 1 (@F1) November 3, 2019
По данному участку трассы моментально вывесили желтые флаги, требующие сбросить скорость в опасном месте и запрещающие атаки. В итоге Даниил провисел на хвосте у Переса до последнего сектора последнего круга, пошел в атаку, опередил №11 с контактом и приехал десятым на финиш.
Однако сразу после клетчатого флага стюарды наградили №26 пятью секундами штрафа за этот самый инцидент – прямо как на Гран-при Мексики недельной давности.
Квят классно ехал в Мексике. Но в последнем повороте включил режим торпеды, получил штраф и послал стюардов
После известия о наказании пилот «Торо Россо» вновь разъярился.
«Это просто чушь какая-то! – сказал Квят в эфире голландского Ziggo Sport. – Просто невероятно. Даже не знаю, что сказать. Судьи – полные… Даже не знаю. У меня нет слов. Это глупо. Очень глупо. Просто неприемлемо. Правда.
Я прошел его по внутренней траектории, он захлопнул калитку, это нормально. Потом мы соприкоснулись, а после этого я вышел вперед по внешней траектории. Штраф за такое – это неприемлемо.
Мне кажется, маневр был жестким, но в рамках правил. Это отличная борьба – гонки, которые мы и хотим видеть и неоднократно видели в нынешнем сезоне. Только в тех случаях пилотов не штрафовали за такие маневры».
Даниил явно намекнул на атаку Макса Ферстаппена на Шарля Леклера на Гран-при Австрии – на нее сейчас часто ссылаются в вопросах жестких гонок и судейства.
*That* pass — from every angle#AustrianGP #F1 pic.twitter.com/alDXTbLsNO
— Formula 1 (@F1) July 1, 2019
Тогда нидерландца и правда оставили без штрафа, разъярив болельщиков «Феррари».
Вот только атака Квята оказалась совсем другой.
Смотрите: Даниил атаковал в связке из двух медленных поворотов – то есть это не было торпедированием-нырком с далекого расстояния. Россиянин сознательно выбрал внутреннюю траекторию.
При этом он заблокировал колесо, но все равно не вышел вперед на апексе (что бы он сам ни говорил) – более того, даже не поравнялся с Серхио, чтобы получить право диктовать траекторию, а остался строго позади. Причем он забрал слишком влево (чуть ли не обоими колесами за белой линией) – мексиканец оставил ему достаточно пространства, и не было никакой нужды так сильно резать трек. Особенно в США с высокими поребриками и кочками.
Как раз высокий поребрик и сыграл роковую роль – болид «Торо Россо» подпрыгнул на нем, потерял сцепление с асфальтом и полетел напрямик через трек. Даниил выкрутил руль на полную для входа в поворот и ухода от столкновения, но это уже было бессмысленно — машина не успела достаточно замедлиться.
И это чистая ошибка Даниила: он знал о поребрике и у него было достаточно места, чтобы не ехать на него. Однако россиянину пришлось столкнуться с последствиями – машину вынесло вплоть до противоположной кромки трека, наперерез Пересу. Пилот «Рейсинг Пойнт» никак не сумел бы избежать столкновения при всем желании.
При этом и сам Квят чуть не вылетел с трека – только посмотрите, болид на 75 процентов пересек белую линию (Ферстаппен во время своего обгона проехал по стандартной внешней траектории).
У Чеко не было шансов остаться в пределах трека – болид «Торо Россо» его просто вынес.
Здесь и заключается главное отличие между инцидентом с Ферстаппеном и Леклером: Макс выиграл апекс и имел право диктовать траекторию, в то время как Шарль сам выбрал внешнюю траекторию и поехал до конца. Квят же проиграл апекс и все равно выдавил соперника, который не ехал ему наперерез. Более того, Чеко оставил достаточно места на внутренней траектории, и если бы Даниил сместился немного правее, то все равно оказался бы впереди из-за лучшего сцепления более мягких шин – не было никакой нужды рисковать с высоким поребриком. №26 однозначно молодец, что попытался (ведь терять ему было нечего), но все-таки горячка гонки во второй раз подряд победила трезвый расчет, и он перестарался.
Да, к стюардам есть немало вопросов по справедливости судейства (особенно за последние несколько Гран-при), но именно невынужденная ошибка Квята на сей раз вновь спровоцировала столкновение. Не штрафовать его за нее только потому, что на предыдущих Гран-при кого-то простили за похожие нарушения, не совсем правильно – все-таки судейство должно быть не только последовательным, но и справедливым. В данном случае вердикт не выглядит предвзятым – осталось только разобраться с остальными.