Квят не виноват в провале на Гран-при Австрии. Да, опять защищаем Даниила – но у нас есть аргументы

Пять глупых секунд в квалификации убили весь уик-энд.

Квят не виноват в провале на Гран-при Австрии. Да, опять защищаем Даниила – но у нас есть аргументы

Вы часто слышали и читали об отличных выступлениях Даниила Квята в «Формуле-1», красивых обгонах, рекордных позициях, высокой скорости и перспективе снова попасть в «Ред Булл», так что, скорее всего, при изучении результатов Гран-при Австрии у вас возникли несколько вопросов. Должно быть, первый был: «какого хрена Даниил стартовал так низко?» (16-м), а второй – «почему он финишировал еще ниже?» (17-м).

Что ж, подобное недоумение оправдано — особенно если глянуть на результат первого круга: пропуск несчастного «Уильямса» Роберта Кубицы и напарника точно нельзя вписать в портфолио топ-пилота. Да и в остальном на бумаге выступление Квята выглядело не намного сильнее: он проторчал за другим аутсайдером Джорджом Расселлом 14 кругов, так и не смог достать проваливший уик-энд «Хаас» и проиграл в итоге напарнику 30 секунд.

Давайте разбираться, что случилось.

Фэйл в квалификации испортил гонку

В субботу в первом сегменте квалификации россиянин одним из первых поехал на финальный быстрый круг и попал в трафик — в слепом повороте его заблокировали сразу три машины во главе со все тем же Расселлом.

Гонщик «Торо Россо» вылетел с трека на высокие поребрики и не успел показать новый круг — в итоге он не просто остался лишь 16-м: сломалась вся тактика на уик-энд.

«Я чуть кого-то не убил!». Квалификацию Квята уничтожил соперник в слепом повороте

Изначально в команде планировали использовать второго пилота Александра Албона в качестве «разгонщика» слипстримом для Даниила, чтобы затащить россиянина в третий сегмент квалификации — потому Квята отправили на решающий круг первого сегмента пораньше, чтобы при случае отозвать тайца.

Более того, болид под номером 26 изначально настраивали под успех плана с третьим сегментом: баланс сдвинули в сторону максимальной прижимной силы, которая на трассе вроде «Ред Булл Ринга» обычно помогает максимально быстро проходить повороты и разгоняться. Это лучшая оборонительная тактика, если твоя машина — не король прямых.

Однако она совершенно не работает в противном случае: для прорыва в Шпильберге нужна скорость на прямых и смелость на точках торможений. Настройки превратили гонку в кошмар — максималки не хватало настолько, что Даниил провисел 14 кругов за стартовавшим с пит-лейн Расселлом (ему явно сбалансировали машину под прямые) и уничтожил шины в «грязном воздухе».

Квят не виноват в провале на Гран-при Австрии. Да, опять защищаем Даниила – но у нас есть аргументы

Следующие 14 кругов до пит-стопа обернулись страданиями и низким темпом. Квят не мог атаковать даже вполсилы, и гонка оказалась проиграна уже к 80-му километру.

«Мы настроили машину на высокий уровень прижимной силы, рассчитывая на хорошую стартовую позицию, – рассказал Квят после финиша. – Но выбор настроек сыграл против меня. Я просто ничего не мог поделать. Не самая приятная гонка, хотя это было ясно еще после квалификации. Я был как подсадная утка. Нам везде не хватало скорости везде. На скоростных участках, где нужна мощность – везде».

Единственное, что могла сделать команда для исправления ситуации — позвать Даниила на более ранний пит-стоп и понадеяться, что свежий «хард» продержится 50 кругов до финиша. В «Торо Россо» решили не рисковать.

Поломка воздухозаборника

Даже больше настроек на пилотаж и темп Квята повлияли неполадки — точнее, одна конкретная поломка одного конкретного заднего тормозного воздухозаборника. Судя по всему, в нем забилась или по-другому вышла из строя система продува диска, из-за чего карбоновые колодки постоянно перегревались. В результате Даниил не мог пользоваться поздними точками торможения и смело атаковать соперников по внутренней траектории: ему приходилось нажимать на педаль намного раньше и слабее, чтобы нагрузки на дисках росли постепенно и не прикончили систему внезапным скачком температур.

Квят не виноват в провале на Гран-при Австрии. Да, опять защищаем Даниила – но у нас есть аргументы

На слух эта проблема может не казаться слишком значительной, но на деле она очень серьезная: карбоновые детали системы замедления прогреваются свыше 1000-1200 градусов по Цельсию, и в жарких условиях тормоза легко могут расплавиться. Топовые команды постоянно внедряют инновации для улучшения циркуляции воздуха, а воздуховоды на скоростных треках становятся чуть ли не самыми важными элементами машины.

Тормоза на болидах раскаляются до 1200 градусов по Цельсию во время гонок. Вот как работает система их охлаждения

Поломка одного из воздуховодов осложнила не только разгонную динамику: именно на задних колесах находятся рекуператоры кинетической энергии MGU-K. Из-за перегрева и более плавных торможений они не вырабатывали обычное количество электрической энергии — потому Квят потерял былую скорость еще и на разгонах: ему просто не хватало помощи от гибридной составляющей мотора. А ведь именно в Австрии точная работа рекуператоров играет ключевую роль: из-за расположения трека на высоте 640 м над уровнем моря двигатели внутреннего сгорания теряют до 10 процентов мощности — разрывы между производителями сокращаются, и тащат именно гибриды.

Откуда же взялась поломка воздухозаборника? Скорее всего, как раз в тот момент, когда Квят вылетел за пределы трека в квалификации. Россиянин несколько раз проскакал по высоким поребрикам, а обычно такие путешествия не обходят машины бесследно: антикрыло, подвеска и колеса всегда в зоне риска.

Квят не виноват в провале на Гран-при Австрии. Да, опять защищаем Даниила – но у нас есть аргументы

Почему же команда не починила болид? Либо не заметила проблему, либо просто снова решила не рисковать: после квалификации техника переходит в режим «закрытого парка», и за замену любых деталей можно отправиться на старт с пит-лейн — гарантированный проигрыш примерно 15 секунд с самых первых метров.

В «Торо Россо» попытались прочистить воздуховод на пит-стопе (именно с этим связана заминка при смене шин на болиде Квята), но у них не вышло — проблема оказалась слишком серьезной.

Поломка убила старт

Теперь к главному: Даниил на самом деле не проиграл начало Гран-при, он просто объективно не мог ничего сделать.

Давайте обратимся к старту с борта Роберта Кубицы (начинал заезд рядом с россиянином).

Квят не виноват в провале на Гран-при Австрии. Да, опять защищаем Даниила – но у нас есть аргументы

После срыва с места Квят все еще впереди.

Квят не виноват в провале на Гран-при Австрии. Да, опять защищаем Даниила – но у нас есть аргументы

И даже неплохо уехал вперед. Именно в этот момент Роберт нажимает на тормоза — метров за 20 до отметки «150 м». Это очень рано: обычно гонщики на полной скорости начинают замедляться в конце этой прямой примерно в районе 120 м или и вовсе на отметке в 100 метров — Кубица же точно не добрался и до 250 км/ч.

Квят не виноват в провале на Гран-при Австрии. Да, опять защищаем Даниила – но у нас есть аргументы

Тем не менее, у таблички «100 м до поворота» Квят проиграл Роберту уже полкорпуса — следовательно, он начал тормозить еще раньше: где-то в районе 200 метров. Это очень далеко: никто из гонщиков даже при всем желании избежать любых инцидентов так не делает. Следовательно, у Даниила уже тогда возникли проблемы с тормозным воздуховодом, и он справлялся с ними по ситуации.

Квят не виноват в провале на Гран-при Австрии. Да, опять защищаем Даниила – но у нас есть аргументы

Далее Квята обогнал Карлос Сайнс на «Макларене». У россиянина не было ни единого шанса сдержать испанца: «оранжевые» просто летели по «Ред Булл Рингу», и Карлос в итоге прорвался на восьмое место с 19-го. Лишь поломка антикрыла помешала ему догнать и унизить Пьера Гасли на «Ред Булл».

Квят не виноват в провале на Гран-при Австрии. Да, опять защищаем Даниила – но у нас есть аргументы

А здесь Квят добровольно отдал гоночную траекторию напарнику, не желая вредить его заезду. Это точно не была попытка контратаки на Сайнса или защиты от Албона: Карлос уже оторвался достаточно сильно, а для обороны Даниил затормозил слишком рано.

В следующем повороте за россиянином остался только Расселл — к слову, даже у него на безнадежном «Уильямсе» было больше скорости на прямых и возможностей для более позднего торможения. Взгляните на атаку Джорджа на Даниила и Роберта: «Уильямс» оказался намного быстрее даже при условии открытого DRS на машине Квята!

https://www.instagram.com/p/BzXlRXznmPS/

Вряд ли парень с №26 вообще мог что-то сделать в тот день, хоть и пытался.

Лучшие пилоты Гран-при Австрии по данным телеметрии. Квят — в топ-3

Конечно, заезд по «Ред Булл Рингу» нельзя записать Даниилу в актив, но обстоятельства были сильнее. Да и вряд ли свежий провал всерьез повлияет на карьеру: Австрия была девятой гонкой в календаре, и россиянин уже несколько раз показал свои способности потенциальным работодателям до нее. В конце концов, он выбрал очень правильную модель пилотажа: если бы парень решил бороться с машиной на грани возможностей и блокировок колес, все бы закончилось очередным ярким торпедированием и валом из язвительных комментариев. Может, выбранный путь и оказался блеклым и разочаровывающим, но он хотя бы доказал, что Квят и правда изменился.

Шедевральный прорыв Ферстаппена в Австрии: провалился на старте, но обогнал всех топов и победил