Команды недооценивали роль резервного пилота. Этот сезон заставил задуматься

Герои второго плана

Команды недооценивали роль резервного пилота. Этот сезон заставил задуматься

На дворе декабрь, а это значит, что близится к завершению самый безумный сезон последних лет. Однако само безумие и не думает заканчиваться. В прошлое воскресенье весь мир затаил дыхание, ожидая хоть какую-то информацию с места чудовищной аварии Романа Грожана. Слава Богу и современной безопасности болидов, в частности системе Halo. Главным итогом гонки в Бахрейне стал тот факт, что Роман жив и почти здоров. Не успела общественность отойти от прошлого уик-энда, как мир Формулы 1 взорвало новое известие – Льюис Хэмилтон сдал положительный тест на коронавирус и пропустит ближайший гран-при Сахир. В связи с событиями последних дней сразу две команды — Haas и Mercedes прибегнут к услугам резервных пилотов. Это будет уже третий и соответственно четвертый подобный случай за этот сезон. И сейчас самое время задуматься о значимости позиции резервного пилота в современной Формуле 1.

Как обстояли дела с резервными пилотами раньше. У Ferrari были проблемы. McLaren — эталон.

Команды недооценивали роль резервного пилота. Этот сезон заставил задуматься

Ещё в 1970-е текучка кадров среди пилотов не была чем-то примечательным. В те времена безопасность была куда хуже нынешней, вследствие чего время от времени приходилось заменять травмированных, а порой к несчастью и погибших пилотов. К тому же была распространена практика, когда пилота при спонсорской поддержке сажали в кокпит только лишь на один или пару этапов. В этом плане помогало наличие третьего болида у некоторых команд (тогда ещё можно было командам участвовать в гонке тремя машинами).  

Со временем безопасность в королевских гонках стала повышаться, как и стабильность пилотского состава. В последние десятилетия замена пилота становилась всё более и более экстраординарным событием. Как правило, в последние годы пилота приходилось заменять по следующим причинам: 

— Травмы  (наиболее частый вариант)

— Недовольство командой результатами пилота (в последнее время всё реже)

— Отсутствие должного спонсирования (бывало, что прямо посреди сезона пилот терял спонсорскую поддержку)

— Дисквалификация (Грожан единственный пилот за десятилетие, кто пропускал этап по такой причине)

— Участие в Indy 500 (это Алонсо, ему можно)

Как правило, если команда говорит пилоту «до свидания» из-за неудовлетворительных результатов  или потерянной поддержки спонсоров, то с заменой проблем не возникнет, и кандидат на освободившееся место в кокпите уже есть. А вот, что касается травм, то здесь судьба может сложиться куда сложнее.

Бывают даже случаи, когда в день квалификации выясняется, что вместо травмированного пилота за руль болида сядет репортер. Пусть этот репортер и с суперлицензией и зовут его Пол ди Реста, думаю, эту историю помнят все. Безусловно, катализатором такой ситуации стали экстремальные обстоятельства, который как раз и проверяют резерв команды.

Если посмотреть в относительно недавнее прошлое, лет так на 10-20 назад, можно сделать вывод, что не все команды были готовы к подобным испытаниям. Так, например долгое время в Ferrari ближайший резерв представляла пара тест-пилотов – Лука Бадоер и Марк Жене.

В сезоне 1999, когда скудерия боролась за кубок конструкторов, а Эдди Ирвайн за титул в личном зачете. После злополучного для команды гран-при Великобритании, Ferrari потеряла Шумахера на несколько этапов. И в такой ответственный для команды отрезок руководство скудерии нашло замену в лице пилота BAR Мика Сало. Тем самым отдав предпочтение пилоту другой команды, а не своему тестеру с опытом выступления в королевских гонках (в том сезоне с позволения руководства Ferrari Бадоер выступал в составе Minardi).

Похожая ситуация возникла и в 2009-ом году, когда после травмы Фелипе Массы итальянской команде вновь потребовалась замена. Сначала планировалось пригласить Михаэля Шумахера, разорвав инфополе, но в итоге из-за проблем с шеей возвращение красного барона не состоялось. И только тогда боссы Ferrari решились на красивый жест и отдали свободное место в кокпите извечному тестеру – Луке Бадоеру. Тем самым позволив человеку отдавшему команде более десяти лет поучаствовать в гран-при за рулем Ferrari. К слову в том сезоне итальянская команда не боролась за высокие позиции, обладая третьим-четвертым по скорости болидом пелотона.

Команды недооценивали роль резервного пилота. Этот сезон заставил задуматься

В итоге из положительных сторон данной истории можно отметить только символизм и благородное решение Ferrari. Результаты Бадоера были ужасны. Он в чистую проигрывал своему напарнику Райкконену и не только ему, ведя борьбу в конце пелотона. Бадоер провел за скудерию только лишь две гонки, а боссам Ferrari пришлось в срочном порядке переманивать из Force India Джанкарло Физикеллу. По сути эта ситуация показала, что у Ferrari не было достойного резерва.  

В противовес Ferrari можно привести McLaren. Вот кто-кто, а команда из Уокинга точно умеет работать с резервом. В середине 2000-х пару резервных пилотов McLaren составляли Педро да ла Роса и Алекс Вурц. В плане резервных пилотов выбор кажется едва ли не идеальным. Два взрослых пилота с опытом выступления в Формуле 1, готовые работать на команду, отодвинув личные амбиции. Статус резервного пилота ни на кого из них не довлел.

В 2005-ом году в результате травмы Монтойи Вурц и де ла Роса по очереди заменяли выбывшего на два этапа колумбийца. Со своей задачей справились два резервиста очень даже неплохо. Де ла Роса свою гонку завершил на пятом месте, а Алекс Вурц и вовсе смог заехать на подиум и это в единственной гонке сезона. В следующем году, когда Монтойа ушел из McLaren посреди сезона, на оставшихся этапах роль второго пилота единолично выполнял де ла Роса. И опять же испанец не посрамил честь отчизны. Пусть его результаты и не были сверхуспешными, но достойными их назвать точно можно.

Команды недооценивали роль резервного пилота. Этот сезон заставил задуматься

На этом история качественной работы McLaren с резервом не заканчивается. В 2015-ом году на первом этапе, пострадавшего в аварии на тестах Алонсо заменил знакомый по прошлому сезону Магнуссен. В следующем году всё того же Алонсо на этапе в Бахрейне подменил официальный резервист и в будущем пилот McLaren – Стоффель Вандорн. А уже в 2018-ом году, когда Фернандо захотел попробовать свои силы на Indy 500 его место в кокпите McLaren занял, ветеран Баттон. В общем, если Алонсо в вашей команде резервиста нужно держать под рукой.

За последние два десятилетия McLaren не раз терял боевого пилота на один или несколько этапов. И каждый раз команда из Уокинга достойно справлялась с этой ситуацией что, безусловно, говорит о грамотной работе команды с резервными пилотами.

Резервисты этого сезона

Команды недооценивали роль резервного пилота. Этот сезон заставил задуматься

С самого начала сезона было понятно, что в этом году резервистам будет отведена особая роль. Проводя сезон в эпоху пандемии нужно осознавать, что в любой момент пилот может выбыть из строя. От того казалось бы командам нужно особо внимательно и серьезно подойти к выбору резервных пилотов. Итак, давайте вспомним, кто был в резерве у команд в этом сезоне.

Racing Point и McLaren в этом сезоне могли рассчитывать на резервных пилотов Mercedes, а именно Вандорна и Гутьерреса. Хотя, когда замена требовалась Racing Point, команда прибегала к услугам своего старого знакомого пилота Нико Хюлькенберга. А Mercedes в свою очередь может рассчитывать на участника своей молодежной программы Джорджа Расселла По крайней мере так все думали до ситуации с Хэмилтоном (на момент написания статьи нет официальной информации по поводу того, кто заменит Льюиса). Тем не менее, как минимум Вандорн видится неплохим вариантом в качестве резервного пилота для каждой из трех команд (хотя Расселл для Mercedes был бы идеальным вариантом)

Red Bull, как всегда рассчитывает на собственные силы и в этом сезоне на позиции резервных пилотов находились Сержиу Сетте Камара, Себастьян Буэми и Юри Випс. Наличие в обойме взрослого пилота с опытом выступлений в Формуле 1 в лице Себастьяна Буэми выглядит разумным решением команды. Хотя, это скорее резервисты для Alpha Tauri, ведь если потребуется заменить кого-то из пилотов Red Bull, то кто-то из пары Гасли-Квят отправится на повышение (это будет Гасли).

Что касается Ferrari, то резервным пилотом скудерии является Антонио Джовинацци. В случае если итальянского пилота поднимут в Ferrari, пустующий кокпит Alfa Romeo займет Роберт Кубица. Плюс ко всему резервистом скудерии числится ещё и Паскаль Верляйн.     

В Haas как мы все уже знаем, Романа Грожана на гран-при Сахир заменит Пьетро Фиттипальди. Выбирать Гюнтеру Штайнеру пришлось между бразильцем и Луи Делетразем.

Williams же решил использовать свою возрожденную юниорскую программу по максимуму. Официально место резервного пилота занимает Джек Эйткен. Однако в этом сезоне Рой Ниссани имел честь попробовать Williams во время пятничных заездов. Израильтянину осталось только получить суперлицензию и готовый кандидат в резерв.  

В Renault на подстраховку взяли своего старого знакомого Сергея Сироткина, который уже не первый год исполняет роль резервиста и талантливого юниора из своей академии Чжоу Гуаньой.

В этом году Racing Point стал первой командой, которая на себе ощутила все прелести соревнований в эпоху пандемии. В начале сезона Серхио Перес заразился коронавирусом, из-за чего пропустил два этапа. Через два месяца та же участь постигла его напарника Лэнса Стролла. В обоих случаях палочкой выручалочкой выступил Нико Хюлькенберг. Он что называется без потери в качестве, сумел поочерёдно заменить боевых пилотов команды. В этом плане Racing Point можно сказать сработал безупречно.

Команды недооценивали роль резервного пилота. Этот сезон заставил задуматься

Когда выяснилось, что Перес пропускает британские этапы, сразу же слетели варианты с Вандорном и Гутьерресом. Тогда боссы Rasing Point не растерялись и пригласили Хюлбкенберга, который на тот момент не был официальным резервистом команды. Собственно так и нужно решать подобные вопросы.

Следующей командой, которой потребовался резервный пилот, стал Haas. Наверняка тот факт, что в эти выходные в составе Haas поедет Пьетро Фиттипальди заставляет задуматься. А все ли команды достаточно серьезно подошли к выбору третьего пилота. Ничего не могу сказать против Пьетро, но всё же он не видится железным кандидатом на пустующее место в пелотоне. Из достижений у Пьетро только победа в не самом конкурентном чемпионате Формула V8 3.5.  

В его пользу, конечно, говорят спонсоры, что в первую очередь объясняет выбор в пользу бразильца, а не Делетраза. Но всё же спонсоры спонсорами, но и навыки пилота никто не отменял. Не секрет, что Никита Мазепин, подписал контракт с Haas во многом благодаря спонсорской поддержке. Тем не менее, в способностях Никиты сомневаться не приходится. Чего не скажешь о Фиттипальди.

 

Командам нужно пересмотреть роль резервного пилота. Не факт, что следующий сезон станет легче.

Команды недооценивали роль резервного пилота. Этот сезон заставил задуматься

Этот сезон внятно сообщил командам, что роль резервного пилота в современных реалиях достаточно серьезно выросла. Отныне это не просто абстрактный пилот, с ограниченным функционалом, а вполне себе готовый боец. Заканчивается 2020-й год, к сожалению, пандемия никуда не собирается уходить. Вполне вероятно она с нами будет и весь следующий год.

Спортивные организации постепенно адаптируются к новым условиям и Формула 1 не исключение. Этот сезон показал, что при определенных условиях можно провести сезон и при таких обстоятельствах. Вполне возможно, что и следующий сезон пройдет похожим образом. Сохранятся и те же риски. Вероятно, в этом сезоне пелотон отделался малой кровью и в следующем сезоне заболевших пилотов будет куда больше.

Поэтому в каждой команде должны осознавать, что в любой момент практически случайным образом может заболеть любой сотрудник команды, в том числе и пилот. И пилота нужно будет заменить с минимальными потерями в скорости. От того и роль резервного пилота нуждается в пересмотре. Теперь резервный пилот, можно сказать полноценный член команды, сродни запасному в командных видах спорта, который в любой момент может выйти на площадку, заменив партнера.

Для команд одной из задач на это межсезонье будет работа с резервными пилотами, а точнее с их поиском. Понятное дело, что роль резервного пилота не самая желанная. Однако сейчас Формула 1 как никогда нуждается в них.

Всем здоровья.