Герои второго плана
На дворе декабрь, а это значит, что близится к завершению самый безумный сезон последних лет. Однако само безумие и не думает заканчиваться. В прошлое воскресенье весь мир затаил дыхание, ожидая хоть какую-то информацию с места чудовищной аварии Романа Грожана. Слава Богу и современной безопасности болидов, в частности системе Halo. Главным итогом гонки в Бахрейне стал тот факт, что Роман жив и почти здоров. Не успела общественность отойти от прошлого уик-энда, как мир Формулы 1 взорвало новое известие – Льюис Хэмилтон сдал положительный тест на коронавирус и пропустит ближайший гран-при Сахир. В связи с событиями последних дней сразу две команды — Haas и Mercedes прибегнут к услугам резервных пилотов. Это будет уже третий и соответственно четвертый подобный случай за этот сезон. И сейчас самое время задуматься о значимости позиции резервного пилота в современной Формуле 1.
Как обстояли дела с резервными пилотами раньше. У Ferrari были проблемы. McLaren — эталон.
Ещё в 1970-е текучка кадров среди пилотов не была чем-то примечательным. В те времена безопасность была куда хуже нынешней, вследствие чего время от времени приходилось заменять травмированных, а порой к несчастью и погибших пилотов. К тому же была распространена практика, когда пилота при спонсорской поддержке сажали в кокпит только лишь на один или пару этапов. В этом плане помогало наличие третьего болида у некоторых команд (тогда ещё можно было командам участвовать в гонке тремя машинами).
Со временем безопасность в королевских гонках стала повышаться, как и стабильность пилотского состава. В последние десятилетия замена пилота становилась всё более и более экстраординарным событием. Как правило, в последние годы пилота приходилось заменять по следующим причинам:
— Травмы (наиболее частый вариант)
— Недовольство командой результатами пилота (в последнее время всё реже)
— Отсутствие должного спонсирования (бывало, что прямо посреди сезона пилот терял спонсорскую поддержку)
— Дисквалификация (Грожан единственный пилот за десятилетие, кто пропускал этап по такой причине)
— Участие в Indy 500 (это Алонсо, ему можно)
Как правило, если команда говорит пилоту «до свидания» из-за неудовлетворительных результатов или потерянной поддержки спонсоров, то с заменой проблем не возникнет, и кандидат на освободившееся место в кокпите уже есть. А вот, что касается травм, то здесь судьба может сложиться куда сложнее.
Бывают даже случаи, когда в день квалификации выясняется, что вместо травмированного пилота за руль болида сядет репортер. Пусть этот репортер и с суперлицензией и зовут его Пол ди Реста, думаю, эту историю помнят все. Безусловно, катализатором такой ситуации стали экстремальные обстоятельства, который как раз и проверяют резерв команды.
Если посмотреть в относительно недавнее прошлое, лет так на 10-20 назад, можно сделать вывод, что не все команды были готовы к подобным испытаниям. Так, например долгое время в Ferrari ближайший резерв представляла пара тест-пилотов – Лука Бадоер и Марк Жене.
В сезоне 1999, когда скудерия боролась за кубок конструкторов, а Эдди Ирвайн за титул в личном зачете. После злополучного для команды гран-при Великобритании, Ferrari потеряла Шумахера на несколько этапов. И в такой ответственный для команды отрезок руководство скудерии нашло замену в лице пилота BAR Мика Сало. Тем самым отдав предпочтение пилоту другой команды, а не своему тестеру с опытом выступления в королевских гонках (в том сезоне с позволения руководства Ferrari Бадоер выступал в составе Minardi).
Похожая ситуация возникла и в 2009-ом году, когда после травмы Фелипе Массы итальянской команде вновь потребовалась замена. Сначала планировалось пригласить Михаэля Шумахера, разорвав инфополе, но в итоге из-за проблем с шеей возвращение красного барона не состоялось. И только тогда боссы Ferrari решились на красивый жест и отдали свободное место в кокпите извечному тестеру – Луке Бадоеру. Тем самым позволив человеку отдавшему команде более десяти лет поучаствовать в гран-при за рулем Ferrari. К слову в том сезоне итальянская команда не боролась за высокие позиции, обладая третьим-четвертым по скорости болидом пелотона.
В итоге из положительных сторон данной истории можно отметить только символизм и благородное решение Ferrari. Результаты Бадоера были ужасны. Он в чистую проигрывал своему напарнику Райкконену и не только ему, ведя борьбу в конце пелотона. Бадоер провел за скудерию только лишь две гонки, а боссам Ferrari пришлось в срочном порядке переманивать из Force India Джанкарло Физикеллу. По сути эта ситуация показала, что у Ferrari не было достойного резерва.
В противовес Ferrari можно привести McLaren. Вот кто-кто, а команда из Уокинга точно умеет работать с резервом. В середине 2000-х пару резервных пилотов McLaren составляли Педро да ла Роса и Алекс Вурц. В плане резервных пилотов выбор кажется едва ли не идеальным. Два взрослых пилота с опытом выступления в Формуле 1, готовые работать на команду, отодвинув личные амбиции. Статус резервного пилота ни на кого из них не довлел.
В 2005-ом году в результате травмы Монтойи Вурц и де ла Роса по очереди заменяли выбывшего на два этапа колумбийца. Со своей задачей справились два резервиста очень даже неплохо. Де ла Роса свою гонку завершил на пятом месте, а Алекс Вурц и вовсе смог заехать на подиум и это в единственной гонке сезона. В следующем году, когда Монтойа ушел из McLaren посреди сезона, на оставшихся этапах роль второго пилота единолично выполнял де ла Роса. И опять же испанец не посрамил честь отчизны. Пусть его результаты и не были сверхуспешными, но достойными их назвать точно можно.
На этом история качественной работы McLaren с резервом не заканчивается. В 2015-ом году на первом этапе, пострадавшего в аварии на тестах Алонсо заменил знакомый по прошлому сезону Магнуссен. В следующем году всё того же Алонсо на этапе в Бахрейне подменил официальный резервист и в будущем пилот McLaren – Стоффель Вандорн. А уже в 2018-ом году, когда Фернандо захотел попробовать свои силы на Indy 500 его место в кокпите McLaren занял, ветеран Баттон. В общем, если Алонсо в вашей команде резервиста нужно держать под рукой.
За последние два десятилетия McLaren не раз терял боевого пилота на один или несколько этапов. И каждый раз команда из Уокинга достойно справлялась с этой ситуацией что, безусловно, говорит о грамотной работе команды с резервными пилотами.
Резервисты этого сезона
С самого начала сезона было понятно, что в этом году резервистам будет отведена особая роль. Проводя сезон в эпоху пандемии нужно осознавать, что в любой момент пилот может выбыть из строя. От того казалось бы командам нужно особо внимательно и серьезно подойти к выбору резервных пилотов. Итак, давайте вспомним, кто был в резерве у команд в этом сезоне.
Racing Point и McLaren в этом сезоне могли рассчитывать на резервных пилотов Mercedes, а именно Вандорна и Гутьерреса. Хотя, когда замена требовалась Racing Point, команда прибегала к услугам своего старого знакомого пилота Нико Хюлькенберга. А Mercedes в свою очередь может рассчитывать на участника своей молодежной программы Джорджа Расселла По крайней мере так все думали до ситуации с Хэмилтоном (на момент написания статьи нет официальной информации по поводу того, кто заменит Льюиса). Тем не менее, как минимум Вандорн видится неплохим вариантом в качестве резервного пилота для каждой из трех команд (хотя Расселл для Mercedes был бы идеальным вариантом)
Red Bull, как всегда рассчитывает на собственные силы и в этом сезоне на позиции резервных пилотов находились Сержиу Сетте Камара, Себастьян Буэми и Юри Випс. Наличие в обойме взрослого пилота с опытом выступлений в Формуле 1 в лице Себастьяна Буэми выглядит разумным решением команды. Хотя, это скорее резервисты для Alpha Tauri, ведь если потребуется заменить кого-то из пилотов Red Bull, то кто-то из пары Гасли-Квят отправится на повышение (это будет Гасли).
Что касается Ferrari, то резервным пилотом скудерии является Антонио Джовинацци. В случае если итальянского пилота поднимут в Ferrari, пустующий кокпит Alfa Romeo займет Роберт Кубица. Плюс ко всему резервистом скудерии числится ещё и Паскаль Верляйн.
В Haas как мы все уже знаем, Романа Грожана на гран-при Сахир заменит Пьетро Фиттипальди. Выбирать Гюнтеру Штайнеру пришлось между бразильцем и Луи Делетразем.
Williams же решил использовать свою возрожденную юниорскую программу по максимуму. Официально место резервного пилота занимает Джек Эйткен. Однако в этом сезоне Рой Ниссани имел честь попробовать Williams во время пятничных заездов. Израильтянину осталось только получить суперлицензию и готовый кандидат в резерв.
В Renault на подстраховку взяли своего старого знакомого Сергея Сироткина, который уже не первый год исполняет роль резервиста и талантливого юниора из своей академии Чжоу Гуаньой.
В этом году Racing Point стал первой командой, которая на себе ощутила все прелести соревнований в эпоху пандемии. В начале сезона Серхио Перес заразился коронавирусом, из-за чего пропустил два этапа. Через два месяца та же участь постигла его напарника Лэнса Стролла. В обоих случаях палочкой выручалочкой выступил Нико Хюлькенберг. Он что называется без потери в качестве, сумел поочерёдно заменить боевых пилотов команды. В этом плане Racing Point можно сказать сработал безупречно.
Когда выяснилось, что Перес пропускает британские этапы, сразу же слетели варианты с Вандорном и Гутьерресом. Тогда боссы Rasing Point не растерялись и пригласили Хюлбкенберга, который на тот момент не был официальным резервистом команды. Собственно так и нужно решать подобные вопросы.
Следующей командой, которой потребовался резервный пилот, стал Haas. Наверняка тот факт, что в эти выходные в составе Haas поедет Пьетро Фиттипальди заставляет задуматься. А все ли команды достаточно серьезно подошли к выбору третьего пилота. Ничего не могу сказать против Пьетро, но всё же он не видится железным кандидатом на пустующее место в пелотоне. Из достижений у Пьетро только победа в не самом конкурентном чемпионате Формула V8 3.5.
В его пользу, конечно, говорят спонсоры, что в первую очередь объясняет выбор в пользу бразильца, а не Делетраза. Но всё же спонсоры спонсорами, но и навыки пилота никто не отменял. Не секрет, что Никита Мазепин, подписал контракт с Haas во многом благодаря спонсорской поддержке. Тем не менее, в способностях Никиты сомневаться не приходится. Чего не скажешь о Фиттипальди.
Командам нужно пересмотреть роль резервного пилота. Не факт, что следующий сезон станет легче.
Этот сезон внятно сообщил командам, что роль резервного пилота в современных реалиях достаточно серьезно выросла. Отныне это не просто абстрактный пилот, с ограниченным функционалом, а вполне себе готовый боец. Заканчивается 2020-й год, к сожалению, пандемия никуда не собирается уходить. Вполне вероятно она с нами будет и весь следующий год.
Спортивные организации постепенно адаптируются к новым условиям и Формула 1 не исключение. Этот сезон показал, что при определенных условиях можно провести сезон и при таких обстоятельствах. Вполне возможно, что и следующий сезон пройдет похожим образом. Сохранятся и те же риски. Вероятно, в этом сезоне пелотон отделался малой кровью и в следующем сезоне заболевших пилотов будет куда больше.
Поэтому в каждой команде должны осознавать, что в любой момент практически случайным образом может заболеть любой сотрудник команды, в том числе и пилот. И пилота нужно будет заменить с минимальными потерями в скорости. От того и роль резервного пилота нуждается в пересмотре. Теперь резервный пилот, можно сказать полноценный член команды, сродни запасному в командных видах спорта, который в любой момент может выйти на площадку, заменив партнера.
Для команд одной из задач на это межсезонье будет работа с резервными пилотами, а точнее с их поиском. Понятное дело, что роль резервного пилота не самая желанная. Однако сейчас Формула 1 как никогда нуждается в них.
Всем здоровья.