Лауда, Хант, Фиттипальди и другие известные и не очень герои Формулы 1 1970-х

Для Формулы 1 1970-е начались с посмертного награждения чемпиона мира. Смертельная авария Йохена Риндта в Монце не только забрала талантливейшего гонщика, но и стоила Джеки Стюарту одного из его ближайших друзей и подтолкнула его начать беспрецедентную кампанию по улучшению безопасности гонщиков и трасс Формулы 1. Будучи последним чемпионом 1960-х, Стюарт входил в новое десятилетие как лицо спорта: не только самый быстрый на трассе и будущий чемпион 1971 и 1973, но и самый модный и влиятельный человек в паддоке.

Стюарт научился продавать себя и не только. У него были длинные волосы, клетчатая полоса в шотландских цветах вокруг его шлема, солнцезащитные очки с ободом из серебра и отверстиями, которые бы напоминали дизайн гоночных автомобилей. Пластиковые копии таких очков вы могли вскоре купить на любой АЗС: шотландец знал не только, как быстро ездить, но и как монетизировать свою славу.

Его борьба за безопасность столкнула его лбами с многими консерваторами, для которых риск и опасность считалась характерной чертой Формулы 1. Но он и его жена Хелен посетили слишком много похорон, чтобы отступить. И многим его критикам стоит напомнить, что из его 27 побед в 99 гонках самая известная случилась на Гран-При Германии в 1968, где он на 22 километровом Нюрбургринге финишировал в четырех минутах впереди всех своих соперников в условиях дождя и тумана. Это была невероятная демонстрация храбрости и мастерства.

Лауда, Хант, Фиттипальди и другие известные и не очень герои Формулы 1 1970-х

Джеки Стюарт

Проведя начало своей карьеры (три сезона) в BRM, Стюарт выиграл все свои титулы вместе с Кеном Тирреллом, который изначально принимал участие в старой Формуле 3, затем провел год в Формуле 2, но решил, что его присутствие в гонках будет иметь другую форму. Его команда Формулы 1 базировалась возле лесного склада в Суррее и дебютировала в 1968 в партнерстве с Matra. Эта французская автомобильная и аэрокосмическая компания использовала Cosworth DFV. После победы со Стюартом в обоих зачетах в 1969, Кен решил строить собственные машины и использовать DFV, которые разрабатывал Дерек Гарднер.

Их первая машина Tyrrell 001 выиграла поул в первой же гонке в 1970 (при этом ее дисквалифицировали после первого появления на трассе на тренировке). Ее последователи привели Стюарта к титулам в 1971 и в 1973. В 1976 революционная P34 Гарднера стала единственной шестиколесной машиной, которая выиграла Гран-При – Джоди Шектер и Патрик Депайе оформили дубль в Швеции. Когда Тиррелл ушел из спорта и продал команду в 1998 British American Racing, его машины выиграли 33 гонки в 463 стартах. BAR в итоге преобразовались в Honda, те – в Brawn GP, и в конце концов эта команда стала нынешней Mercedes – ДНК старой школы Кена Тиррелла все еще присутствует в Формуле 1.

Лауда, Хант, Фиттипальди и другие известные и не очень герои Формулы 1 1970-х

Кен Тиррелл

Десятилетие 70-х только началось, когда Брюс Макларен в возрасте 32 лет погиб во время тестов в Гудвуде. Но его имя после смерти стало звучать еще громче. Он родился в Окленде и был сыном владельца автомастерской, в 14 лет он уже участвовал в гонках по подъему на холм в своем Austin 7, который был модифицирован его отцом. Его скорость во время Гран-При Новой Зеландии в 1958 за рулем машины Формулы 2 Cooper, которой раньше управлял Джек Брэбем, привлекла всеобщее внимание. На старте следующего сезона он был за рулем заводского Cooper в Ф1 рядом с Брэбемом. Макларен занял второе место в общем зачете позади напарника. Выиграв в Себринге в возрасте 22 лет, Брюс стал самым молодым победителем Гран-При в истории.

После 6 сезонов в Cooper и еще двух побед он ушел из команды в 1965, чтобы гоняться на своих собственных машинах. Машины британцев были раскрашены в оранжевый цвет, и первые успехи пришли к ним в чемпионате CanAm. А первая победа в Формуле 1 случилась на Гран-При Бельгии 1968 – гонку выиграл Брюс. После его смерти в 1970 команда продолжила участвовать в гонках, сначала ей управлял Тедди Мейер, а затем команду купил Рон Деннис. На данный момент у команды 12 титулов в личном зачете и 8 кубков конструкторов. Машины McLaren в разные годы были раскрашены по-разному, это зависело в том числе и от спонсоров, но сейчас команда вернулась к цветам, которые использовались еще при ее основателе.

Лауда, Хант, Фиттипальди и другие известные и не очень герои Формулы 1 1970-х

Брюс Макларен

Первым чемпионом McLaren в 1974 стал Эмерсон Фиттипальди. Прейдя из Lotus Формулы 2 Колина Чепмена в Формулу 1, он сразу стал бороться в первых рядах. Став лидером команды после смерти Йохена Риндта, он выиграл гонку в Уоткинс-Глен, спустя месяц после трагедии. Проблемы с надежностью Lotus 72 и последствия дорожной аварии сделали сезон 1971 одной сплошной проблемой, но на следующий год Фиттипальди выиграл 5 из 11 гонок в черно-желтых цветах JPS и стал в 25 лет самым молодым чемпионом мира Формулы 1.

Трех побед в 1973 не хватило, чтобы не дать Стюарту выиграть титул, и в конце года Эмерсон принял предложение McLaren. За рулем M23 он одержал еще три победы и выиграл второй титул. В следующем сезоне бразильцу удалось выиграть две гонки, но в чемпионате он стал вторым после Ники Лауды. Эмерсон и его брат Уилсон решили запустить проект по созданию первой бразильской машины Ф1 – Copersucar (по названию спонсора – сахарной компании).

Команда присутствовала в чемпионате 8 сезонов, но смогла добиться лишь трех подиумов в 103 гонках. Эмерсон ушел из автоспорта в конце 1980 в возрасте 33 лет, но вернулся в серию CART в 1984, выиграв титул и Инди-500 в 1989 и победил Найджела Мэнселла в 1993, выиграв вторую гонку в Индианаполисе. Год спустя Эмерсон присутствовал на похоронах Сенны, второго бразильского чемпиона Ф1. В 1996 травма во время гонки серии CART в Мичигане закончила карьеру гонщика за шесть месяцев до его 50-летия.

Лауда, Хант, Фиттипальди и другие известные и не очень герои Формулы 1 1970-х

Эмерсон Фиттипальди

Scuderia Ferrari уже целое десятилетие мучилась от проблем в Формуле 1, когда в команду в 1974 пригласили Луку ди Монтедземоло. 26-летний выпускник юридического факультета, выходец из аристократической семьи, он свободил конструктора Мауро Форгьери от дополнительного бремени управления командой и построил хорошие отношения с новым гонщиком команды, 23-летним Ники Лаудой. И в 1975 все сработало: 312T Форгьери позволила Лауде выиграть пять гонок и стать первым после Джона Сертиса в 1964 году чемпионом в составе Ferrari.  Годом спустя, подняв боевой дух гоночной команды, харизматичный Лука (которого вскоре узнали все в мире Формулы 1) был продвинут в иерархии Fiat. Его впечатляющие достижения в мире итальянского бизнеса включали помощь в организации Чемпионата мира по футболу 1990, который должен был пройти в Италии. Но в 1991 гоночная команда снова скатилась, спустя три года после смерти основателя. И Лука вернулся в качестве президента команды. Как в и 1973 его дерзость, энергичность и интуиция помогли команде возродиться. Но в этот раз подъем был постепенным, но в течение пяти лет он собрал команду, которая была готова не просто побеждать, но уничтожать соперников, выжигая все вокруг.

Лауда, Хант, Фиттипальди и другие известные и не очень герои Формулы 1 1970-х

Лука ди Монтедземоло

Ники Лауда вышел из небедной семьи, но ему понадобились хитрость и настойчивость, чтобы попасть в Формулу 1 на фоне неодобрения его родных. Молодой человек, чьи выделяющиеся передние зубы дали ему незавидное прозвище «Крыса», поначалу не выглядел подающим надежды. Но он был быстрым и храбрым. Он сразу заслужил уважение в Маранелло, прямо высказав Энцо, что не так с его машиной. Он сражался за титул в 1976 против Джеймса Ханта, но на Нюрбургринге попал в ужасную аварию: его лицо обгорело, а легкие были заполнены токсичными продуктами горения. Даже священник успел отпустить его в мир иной, но Лауда не сдался и продолжал сражаться, чтобы вновь вернуться за руль, зная, что Ferrari быстро нашла ему замену. Ники вернулся в Монце всего через 7 недель после аварии, его раны все еще кровоточили, но он смог финишировать четвертым. Но его решение о прекращении борьбы в дождевой гонке в Фудзи, последней в сезоне, позволило Ханту выиграть титул и посеять зерна раздора между ним и Ferrari.

Он гонялся еще сезон, выиграл второй титул, и, приняв двухмиллионное предложение Экклстоуна, перешел в Brabham. Лауда выиграл Гран-При Швеции за рулем BT46B («машина-вентилятор»), и в Монце за рулем обычной BT46, но решил закончить карьеру посреди тренировки в Монреале в конце 1979 и решил заняться авиабизнесом. Когда стало понятно, что из этой затеи особо ничего не выходит, Лауда принял предложение Рона Денниса сесть за руль McLaren в 1982. Его физиотерапевт Уилли Дангл разработал особый режим для Ники, вернул его в форму, но понадобилось время, прежде чем он вышел на пик, взяв титул в 1984 с преимуществом в одно очко над его напарником, Аленом Простом. В 1985 после своей последней и 25-й победы в Зандворте он решил окончательно повесить шлем на гвоздь.

Он был консультантом в Ferrari, потом не слишком успешно руководил Jaguar, а в 2012 стал неисполнительным директором Mercedes и уговорил перейти к ним Льюиса Хэмилтона. Проблемы с легкими и почками, которые беспокоили Ники еще с той аварии на Нюрбургринге, все сильнее сказывались на здоровье австрийца, и в 2019 он покинул этот мир в возрасте 70 лет. Мы потеряли уникального человека, который, находясь всегда на пределе и иногда за ним, никогда не стеснялся прямо говорить правду в глаза.

Лауда, Хант, Фиттипальди и другие известные и не очень герои Формулы 1 1970-х

Ники Лауда

Невероятная «машина-вентилятор» Brabham была придумана Гордоном Марреем, конструктором, который показал, как надо использовать серые зоны сложнейшего технического регламента Формулы 1. Его родители были шотландцами, сам он был из Дурбана, учился по специальности механики и инженерии, а также гонялся на своей собственной машине в Южной Африке. Но затем он вернулся в Британию в возрасте 22 лет в 1969, и Рон Торанак предложил ему работу в Brabham, где он стал главным конструктором в 1973, сразу, как только Экклстоун выкупил команду.

На BT44 с мотором DFV Карлос Ройтеман в 1974 одержал 3 победы, а в следующем году на версии B он и Карлос Паче выиграли по одной гонке. Решение использовать двигатели Alfa Romeo было ошибочным – за четыре сезона было одержано лишь две победы, но возвращение к Cosworth, а затем сделка с BMW позволила раскрыть потенциал машин Маррея, ведь Нельсон Пике стал чемпионом мира. В 1987 Маррей присоединился к McLaren, для которых он разработал гиперкар F1, а после в 2007 он ушел из компании, основав свою собственную.

Лауда, Хант, Фиттипальди и другие известные и не очень герои Формулы 1 1970-х

Гордон Маррей

Самым ярким соперником Лауды во время его выступлений за Ferrari был Джеймс Хант, хулиган, который получил место в McLaren после ухода Фиттипальди. Лауда и Хант гонялись вместе еще в юниорских гонках и, несмотря на то, что их соперничество привлекло внимание всего мира (два совершенно разных человека – аскетичный австриец против длинноволосого бьющего машины Ханта, одетого в шлепанцы), они были хорошими друзьями. Хант привлек внимание своими выступлениями за лорда Александра Хескета, который привнес в паддок Формулы 1 нотки гедонизма, рок-н-ролла и пафоса. В то время на комбинезоне Ханта была нашивка с надписью: «Секс: завтрак чемпионов».

Но он обладал талантом, что доказал своей победой за рулем Hesketh на Гран-При Нидерландов. А переход в McLaren в 1976 давал Ханту шанс. Во второй гонке сезона в Кьялами Лауда опередил его, а двумя гонками спустя в Хараме все было наоборот (машину Ханта дисквалифицировали, но в McLaren выиграли апелляцию). Лауда выиграл в Зольдере и Монте-Карло, Хант в Поль-Рикаре и Брэндс-Хэтче (там Джеймса в итоге дисквалифицировали). Затем была авария Ники в Германии, где Хант победил. Англичанин выиграл в Зандворте, Моспорт парке и Уоткинс-Глен, завоевав титул на трассе Фудзи, когда Лауда прекратил борьбу.

Три победы в 1977 были последними для Ханта. В конце следующего сезона он перешел в Wolf, где аварии, вызванные поломками, подтолкнули Джеймса уйти посередине сезона. В 1979 он стал работать на BBC комментатором вместе с Марреем Уокером, всегда говоря то, что он думал. Потом последовал более спокойный и размеренный этап его жизни, но в 45 лет в 1993 году он умер от сердечного приступа. Его образ жизни был чужд людям, но внес в порой душный паддок немного шума, гламура и спонтанности.

Лауда, Хант, Фиттипальди и другие известные и не очень герои Формулы 1 1970-х

Джеймс Хант

Фиттипальди, Лауда, Хант были одними из тех, кто получал плюсы от дружбы и патронажа Джона Хогана, австралийского рекламного менеджера, который присоединился к компании Phillip Morris в 1973 и провел там 30 лет, перенаправляя огромный табачный бюджет компании командам Формулы 1. Наиболее известные примеры – Mclaren и Ferrari. Благодаря ему машины, раскрашенные в цвета Marlboro, боролись за победу.

В 1980 Хоган работал с Роном Деннисом над перестройкой McLaren, что привело к титулам Лауды, Проста и Сенны. В Ferrari Хоган начал с оплаты гонораров гонщиков, а в 1996 все деньги были переброшены с McLaren в итальянскую команду, которая продолжала процветать от такой ситуации. Хоган покинул Phillip Morris в 2002, недолго управляя командой Jaguar перед тем, как стать консультантом. С момента создания Комиссии Формулы 1 в 1982 он входил в нее и был неизвестным, теневым инсайдером, чье влияние было огромным.

Лауда, Хант, Фиттипальди и другие известные и не очень герои Формулы 1 1970-х

Джон Хоган

Когда Renault, компания, которая участвовала в самом первом Гран-При в 1906 году, решила принять участи в чемпионате на гонке в Сильверстоуне в 1977, многие смеялись над желтой машиной с полуторалитровым турбированным двигателем. Она выглядела слабой на фоне трехлитровых монстров, вдобавок сам турбонаддув сломался, и машина сошла с дистанции. Мало кто мог позавидовать гонщику, Жан-Пьеру Жабую, действующему чемпиону Ф2. Но 34-летний парижанин был ключевой частью команды, которая была настроена на долгосрочную работу и развитие новой технологии, пока та не стала бы достаточно производительной и надежной по сравнению с атмосферными двигателями соперников. Он помог Андре де Кортанце с дизайном его машины RS01 и мучился в оставшихся гонках 1977 и почти весь сезон 1978, пока свет не забрезжил в конце тоннеля в Уоткинс-Глен, где Жан-Пьер занял четвертое место.

На следующий год с новой машиной RS10 (которую разработали Франсуа Кастен, Мишель Тету и Марсель Юбер) случился прорыв. 1 июля 1979 в Дижоне французский гонщик на французской машине с французскими шинами и французским топливом выиграл Гран-При Франции. Жабуй выиграет еще лишь одну гонку, но эти успехи были знаковыми – наступала эра турбодвигателей.

Лауда, Хант, Фиттипальди и другие известные и не очень герои Формулы 1 1970-х

Жан-Пьер Жабуй

Это перевод статьи Ричарда Уильямса из журнала GP Racing UK за август 2020.

Этот блог в соцсетях: