Выбор Sports.ru.
Матвей Медведев, дизайнер – «Парма», третья форма-2018/19
Графические решения форм «Пармы» всегда строились на геометрии эмблемы — креста и полосок. Посмотрите на домашний комплект 1974 года, тогда еще не было титульных спонсоров. Крест — очень мощный прием в художественной композиции. Но такое грубое использование выглядит монструозно.
Дизайнеры комплекта-2018/19 решили сразу две проблемы
1) Успокоили крест. Эффект достигнут с помощью псевдоградиента — это как бы градиент (цветовой переход от одного к другому), но не с переходом цвета, а с врисовыванием тонких черных полосок фонового цвета внутрь контура креста. Успокоенный крест на менее контрастном фоне цепляет глаз. Прием остался мощным, но не таким диким.
2) Форма выглядит круто даже со спонсорским лого. Градиент креста имитирует объем, и спонсорское лого находится как будто на другом слое и отбрасывает тень на затемненные части креста.
Богдан Баев, журналист – Нигерия-2018
Форма сборной Нигерии – мощнейший культурный взрыв и важный экспонат современного искусства. Майка до сих пор возбуждает визуально, особенно в эпоху скучных и банальных шаблонов, и сделана в духе стритвира (в последние годы футбол крепко дружит с уличной модой).
Но самое изящное – культурологическая основа. Футболка особенная, потому что отдает дань 90-м, в похожих комплектах Нигерия выиграла Кубок Африки-1994. В то же время форма к чемпионату мира стала символом нового поколения: линейку одежды назвали Naija (нигерийская молодежь использует этот термин, чтобы дистанцироваться от прежних поколений). Молодые нигерийцы уезжают в Европу, Великобританию и США, чтобы получать качественное образование и реализовывать себя, а вместе с этим формируют мощные культурные хабы – в Британии одна из самых крупных нигерийских диаспор (около 200 тысяч, в США еще больше). Молодые нигерийцы совсем другие: любят ярко одеваться, у них иные манеры и взгляды на жизнь.
Дэн Фаррон, главный по дизайну в Nike Football, учел это. До создания эскизов формы он поближе узнал игроков сборной Нигерии: что слушают, какую одежду носят, чем увлекаются. Послами кампании Naija стали нигерийцы нового поколения: исполнители Wizkid и Not3s, молодые футболисты Алекс Ивоби, Келечи Ихеаначо и Вилфред Ндиди, радиоведущая и диджей Джули Аденуга, фотограф Ягази Эмези. А еще в этой футболке на концерте выступил рэпер Скепта (он тоже нигерийского происхождения).
Коммерческий успех формы и безумный спрос (3 миллиона предзаказов) стал заключительной деталью. Основатель Off-White и креативный директор мужских коллекций Louis Vuitton Вирджил Абло недавно сказал, что в 2020-м стритвир умрет, так что майка Нигерии может стать еще и памятником уличной моде в футболе.
Евгений Марков, журналист – форма «Зенита» в честь Ломбертса
Ломбертс – легенда Питера. Причем и раннего победоносного с Кубком УЕФА, и позднего с обилием легионеров. Провожать в Питере умеют стильно: завесят весь «Вираж» баннерами на итальянском или же подготовят специальную футболку. На форме Нико – все его сезоны за «Зенит» и, как следствие, формы разных годов и производителей. Так по кусочку воссоздается «Зенит» нулевых: пумовский с синим воротником, золотой, голубой в стиле сгущенки – вообще весь.
Вячеслав Самбур, босс отдела олимпийских видов спорта – платье Юлии Липницкой на Олимпиаде-2014
15-летняя Липницкая в образе героини «Списка Шиндлера» – один из символов Сочи-2014. Вероятно, вы не помните ее программу, а может, даже и имя, но точно помните красное платье. Программу придумал Илья Авербух, назвав главной идеей постановки закрытость и отстраненность фигуристки. В черно-белом фильме Стивена Спилберга был только один цветной элемент – красное пальто на девочке.
Алексей Белоус, дизайнер – Франция, вторая форма-2011
Первая форма Nike для французов, единственный раз, когда к футболу прикоснулся Карл Лагерфельд. Кажется, именно после этого я понял, что футбольная форма может быть красивой.
Роман Сприкут, редактор отдела баскетбола – «Милуоки»
Баскетбол – не футбол. В американском спорте редизайны вообще редкость, но из заокеанских лиг НБА наименее консервативна в том, что касается внешнего вида. В 2017-м Nike сменил adidas в качестве экипировщика лиги и стал следовать футбольной моде, ежегодно обновляя гардероб клубов НБА.
Правда, регулярно меняются только третьи-четвертые-альтернативные-ретро-комплекты. Выбирать один из таких (уникальная расцветка «Юты» или один из четырех комплектов «Майами Вайс») неправильно. Форма десятилетия обязана быть основной. А еще она должна соблюдать клубные традиции, но при этом быть свежей – поэтому выбыли, например, «Уорриорс». Их текущий комплект, родившийся как раз в 2010-м – переработка традиционного комплекта «Голден Стэйт» 70-х.
Форма «Милуоки» соблюдает все эти пункты. «Бакс» сохранили густой зеленый оттенок, более темный, чем у «Селтикс», но разбавили его не классическим красным, не ярко-салатовым и не, боже мой, фиолетовым, а ранее не замеченным в спортивной одежде цветом – кремовым. Неслучайный выбор, ведь Cream City – прозвище Милуоки из-за цвета глины, из которой делали кирпичи для первых домов в городе.
Разноцветные вставки по бокам – еще одна традиция, «Ирландская радуга» жила на форме «Бакс» с 1977 по 1993 годы. А полное название города на зеленом комплекте – наследие формы, в которой «Бакс» играли до 1977-го и завоевали единственный в истории чемпионский титул. В 2014 году «Бакс» объединили историю всех предыдущих комплектов и создали по-настоящему уникальную форму – прямо как Яннис объединил в себе габариты Карима Абдул-Джаббара, навыки пойнт-форварда Маркеса Джонсона и защитные инстинкты Сидни Монкрифа (из наследия легенд «Бакс» не хватает только броска Рэя Аллена) и стал по-настоящему уникальным баскетболистом.
Азатхан Чекабаев, редактор блогов – «Лацио»-2014/15
Итальянцы понимают в красоте, а команды Серии А не избалованы вниманием глобальных брендов. Nike одевает всего две команды, adidas и Puma – по одной. Зато есть Kappa, Joma, Macron, Errea, Le Coq Sportif, Acerbis, M908. Чаще всего что-то нешаблонное дают именно они.
Macron для «Лацио» – почти всегда хорошо.
Любимый вариант – специальный комплект из сезона-2014/15. Стильный и смелый дизайн с орлом сразу запомнился. Это возвращение к классике – с таким орлом римляне играли еще в начале 80-х. Но затем орла забыли, вернулся он только 30 с лишним лет спустя. Получилось здорово и в следующих релизах «Лацио» несколько раз возвращался к похожему дизайну.
Роман Мун, журналист – «Ювентус»-2019/20
Мы думали, что черно-белые полосы на форме «Ювентуса» – это вечность. Мы повзрослеем, вырастим детей и сдохнем, а туринский суперклуб все еще будет играть в футболке, не отличимой от тех, в каких когда-то бегали Платини, Зидан и Криштиану. Но в этом сезоне дизайнеры adidas переписал классику: убрали черно-белую решетку, добавили розовую.
Получилось в итоге как с клубным лого: сначала все ругались, а теперь все привыкли. И дело даже не в том, что у нас плохая память. Просто это правда красиво – а розовую полосу еще и не видно с общего телевизионного плана.
Валерия Ли, босс отдела тенниса – маленькое черное платье Иванович-2014
На Ане Иванович самый ужасный наряд смотрелся прилично, но маленькое черное платье adidas, в котором она выиграла последний титул своей мелодраматичной карьеры, реально ее стоило. Пройма, красиво акцентирующая плечи, лаконичный силуэт и интеллигентная отделка стразами – такие платья случаются раз в поколение.
Денис Смирнов, журналист – «Голден Стэйт»
Июнь 2016-го. На часах пять утра, через окно уже слепит солнце, а на главной Sports.ru маячит текст с призывом скорее включать финал НБА, где Леброн рубится с «Голден Стейт».
Быстрый поиск сопки, клик – и для меня открылся новый мир.
Футбол приучил к тому, что форма редко бывает яркой: однотонные цвета, куча спонсорских лого, ограниченная палитра как в наборе цветных карандашей для детсадовцев. НБА сразу оказалась капитально другой – словно в телеке подкрутили тональность, и вместо черно-белого цвета стали насыщенными.
На трибунах «Оракл-арены» – гигантская желтая стена фанатов, под разноцветными кроссами игроков – пестрый паркет, и самое яркое пятно – форма «Голден Стейт».
Самая небанальная деталь джерси – гигантский круг, внутри которого мост из Окленда в Сан-Франциско (до сих пор издалека напоминает мне гигантское насекомое). Такое смелое решение выглядит супернепривычно – пока футбольные клубы скромно лепят миниатюрное лого сверху джерси, а большинство команд НБА просто пишут название клуба, «ГСВ» зафигачил эмблему в самый центр.
Смесь светло-синего, желтого, белого не превращалась в раздражающий бабблгам, а создавала ощущение праздника. Забавно, что форма очень сочеталась с баскетом «ГСВ»: даже после перехода Дюрэнта он оставался быстрым, мальчишеским, пестрым.
Мне вряд ли хотелось бы носить джерси «ГСВ» в жизни – оно капитально не сочетается с любой одеждой (в отличие от элегантного темно-бордового цвета «Кливленда») и белой кожей. Но смотреть со стороны – чистый кайф.
Ах да, маленькая деталь – в этой форме играла лучшая команда в истории баскетбола.
Кирилл Воробьев, босс соцсетей Sports.ru – «Челси», вторая форма-2018/19
В детстве кислотные формы казались гиперкрутыми: одна из самых первых моих джерси – ядовито-салатовая «Барса» с Роналдиньо на спине.
Сейчас у меня нет необходимости ежедневно закидывать в рюкзак учебники, и инфантильная любовь к кислятине у меня прошла. Но не к ярким формам: выездной комплект «Челси»-2018/19 – моя несбывшаяся мечта.
У лондонского клуба обычно унылые белые или черные выездные комплекты, а яркая желтая джерси смотрелась свежо, ни у кого из топ-клубов такой не было. Красивый, но не вырвиглазный желтый, органичные синие вставки – кайф!
Дмитрий Федотов, босс отдела авто/мото – «Ред Булл» RB11 (на тестах) и «Торо Россо» STR12
В «Формуле-1» аналог футбольной формы – не костюм Хэма и даже не комбез пилота, а раскраска машины.
Из нескольких десятков ливрей болидов «Ф-1» прошедшего десятилетия сложно выбрать по-настоящему уникальную и стильную – дизайнеры в основном адаптировали к современным условиями знаменитые исторические раскраски: от серебристой для «Мерседеса» до черно-золотой для «Лотуса». «Уильямс» несколько лет гонял в легендарных цветах «Мартини», красная «Феррари» давно стала одновременно классикой и обыденностью, розовая «Форс-Индия» была яркой, но все-таки безвкусно разрисованной машиной.
Удачными стали лишь эксперименты «Ред Булл» и «Торо Россо». Первые в 2015 году выпустили на тесты болид RB11 в камуфляжной раскраске, одновременно привлекающей к себе внимание и в то же время скрывающей своими узорами от конкурентов хитрые аэродинамические элементы.
Вторым удалось здорово свести вместе плохо сочетаемые синий и красный цвета в модели STR12 и при этом красиво намекнуть, что именно производит материнская компания.
Обе ливреи – эксклюзив: камуфляж использовался только во время испытаний машины, а раскраска «Торо Россо» ушла в прошлое после переименования команды в «Альфа Таури».
***
Какую форму из 2010-х вы считаете самой красивой? Напишите в комментариях ✍️