«Мерседес» поменял машины гонщикам – Хэмилтон жаловался без конца, а Боттас ускорился. Но все равно проиграл напарнику

План спасения второго номера команды провалился.

Гран-при Азербайджана закончился кошмаром для «Мерседеса»: Хэмилтон потерял как минимум подиум из-за неловкого движения рукой и включения неверного режима тормозов, а Боттас страдал весь заезд из-за отсутствия сцепления и финишировал 12-м. Провал финна в миниатюре – сдача четырех позиций за полкруга середнякам, которых пилот семикратных чемпионов вообще-то должен рвать.

Второй пилот «Мерседеса» сдал четыре позиции за шесть поворотов – повторял ту же ошибку. Вылет из команды все ближе

После уик-энда в Баку Валттери не нашел объяснений провала – так и заявил в интервью:

«Не до конца понимаю, что происходит – мне явно не хватало скорости. Нужно во всем разобраться и выяснить причины возникновения проблем».

«Мерседес» поменял машины гонщикам – Хэмилтон жаловался без конца, а Боттас ускорился. Но все равно проиграл напарнику

Две недели спустя на Гран-при Франции «Мерседес» рискнул – и поменял болиды пилотов: Боттас получил шасси под номером шесть (с ним Хэмилтон начинал сезон и выиграл в Бахрейне и Португалии), а Льюису досталась невезучая финская «четверка» как раз из Баку.

Хоть босс семикратных чемпионов Тото Вольфф и назвал процесс взаимной передачи деталей обычным делом, в «Формуле-1» он происходит не так-то часто: обычно пилоты используют подогнанное под них шасси до исчерпания его ресурса, а затем пересаживаются в новое. В случае проблем, как правило, команды опять же готовят технику «с иголочки» – у напарника детали забирают только в случае полного запустения на складах, либо когда требуется максимально наглядная сверка скоростей и результатов на одинаковых машинах.

Трудно заподозрить «Мерседес» в нехватке шасси, подготовленных конкретно под финна, да и выбор именно из гаража Хэмилтона вместе с пересаживанием Льюиса на неудачную для №77 машину, похоже, намекал на попытку чемпионов спасти Ботттаса и его сезон. Валттери в самом деле сейчас словил негативную спираль и тестирует новые глубины невезучести: после столкновения с Джорджем Расселлом и фэйла на пит-стопе в Монако старт чемпионата вышел статистически самым неудачным за все 5 лет в команде. В Баку финна размазали даже середняки, а после добавила и пресса – новыми порциями слухов и инсайдов о грядущей замене как раз на юного пилота «Уильямса» – так что решение «Мерседеса» сильно походило на спецоперацию по поддержке второго номера ради мощного пиар-эффекта от красивой истории. Также она потребовалась и для битвы в Кубке конструкторов: «Ред Булл» оторвался уже на 26 баллов, и «серебряным» позарез нужен старый надежный и максимально быстрый №77.

Кажется, с бывшим шасси Боттаса и правда что-то не так: Хэмилтон мучился с ним весь уик-энд

Думали, Льюис одной левой укатает напарника и на чужой машине, полностью доказав личное превосходство? Получилось не так просто: в первой практике №44 отстал от Валттери на 0,3 секунды, а во второй и третьей – на 0,2 секунды. Лишь в решающих квалификационных попытках семикратный чемпион победил Боттаса – но вместо прежних впечатляющих отрывов в 0,3-0,5 секунды тайминг зафиксировал минимальный гандикап +0,128.

Причем бороться пришлось прежде всего именно с машиной: Льюис еще в практиках комментировал по радио ее поведение как «с ней что-то не так», а после квалификационных заездов раскрыл претензии полностью.

«Мерседес» поменял машины гонщикам – Хэмилтон жаловался без конца, а Боттас ускорился. Но все равно проиграл напарнику

«Уик-энд получается очень, очень тяжелым, – рассказал чемпион. – И психологически, и из-за попыток просто добиться от машины оптимальной работы. Вы не поверите, если я скажу, сколько изменений я вносил в настройки с первой практики, пытаясь добиться прогресса и фактически гоняясь за собственным хвостом, а в итоге все равно неизбежно возвращаясь к началу. И в целом я был недоволен поведением машины по ходу этого уик-энда».

Впечатления Боттаса оказались диаметрально противоположными.

«Ощущения гораздо лучше, чем две недели назад, – рассказал №77 после практик и квалы. – Я сразу же почувствовал, что начал уик-энд как надо. Мне комфортно в болиде. Сильный уик-энд, это уж точно – гораздо лучше, чем пару недель назад. У меня есть темп».

Да, теперь второй пилот «Мерседеса» переиграл визави из «Ред Булл»: Валттери квалифицировался третьим – выше Серхио Переса. Хоть с Хэмилтоном и Ферстаппеном зарубиться не вышло, для недавних провалов финна и такой результат – уже огромный прогресс.

Повышение скорости от смены шасси необязательно спасет карьеру Боттаса в «Мерседесе»: Валттери больше не давит на Хэмилтона

Судя по бурным отзывам Льюиса, закономерно предположить: неудачное шасси и правда сдерживало №77 на предыдущих этапах. Хоть Тото Вольфф и не согласен.

«Оно прекрасно проявило себя в Монако: Валттери квалифицировался на нем в группе лидеров, – уточнил босс команды. – Но никогда не знаешь, есть ли отличия. Инженеры говорят, что все проверено, но если пилот чувствует, что это не так, то лучше просто поменять».

Однако смена машины не помогла Боттасу вернуться в битву с Хэмилтоном на равных: семикратный чемпион вместе со своей стороной гаража все-таки нашел способ все настроить и укатал напарника без видимых шансов. Именно последний факт и станет главным выводом из Гран-при Франции для «Мерседеса»: проблемы Валттери все-таки не ограничиваются одной лишь техникой или психологией.

«Мерседес» поменял машины гонщикам – Хэмилтон жаловался без конца, а Боттас ускорился. Но все равно проиграл напарнику

№77 реально перестал давить на Хэмилтона с прежней силой, заставляя чемпиона прогрессировать: теперь главный борец «Ф-1» за равенство чаще страдает от непопадания в настройки, капризов шин или скорости Ферстаппена. А ведь в предыдущие сезоны Льюис неоднократно отмечал важность давления из второго командного гаража: оно как раз и заставляло одного из самых титулованных гонщиков в истории искать все новые и новые точки развития пилотажного стиля.

Теперь же Боттас либо подобрался к потолку своих возможностей, либо столкнулся с регрессом – и вопросы о его будущем и должности второго номера «Мерседеса», выходит, весьма закономерны. Судя по словам Вольффа, у чемпионов все еще осталось запасное и совершенно новое шасси, готовое к гонкам – похоже, именно его Хэмилтон и получит на следующих Гран-при, и тогда Валттери ждет заключительный тест нынешних способностей и состояния. Если он не зацепится за Льюиса, а вновь сольет квалификацию, старт и пару позиций в течение гонки – трансферные зимние новости вряд ли его порадуют.

Вот почему Боттас никогда не станет чемпионом «Ф-1»: бросает атаки на стартах, отпускает газ в схватках колесо в колесо, повторяет глупые ошибки

«Мерседес» перевернул Гран-при Баку заменой одной детали. Поставил Хэмилтону особое антикрыло и взлетел в топ-3 после провала в практиках

«Мерседес» снял колесо с болида только через два дня после провального пит-стопа. Гайку пилили резаком со звуком бормашины