«Мерседес» проехал на тестах «Ф-1» меньше всех и ломался, а пилотов разворачивало. Все, доминированию Хэмилтона конец?

Разбор первых трех дней нового сезона.

«Мерседес» проехал на тестах «Ф-1» меньше всех и ломался, а пилотов разворачивало. Все, доминированию Хэмилтона конец?

Межсезонье в «Формуле-1» официально окончено: быстрейшие и самые технологически продвинутые болиды планеты три дня наматывали круги по трассе в Бахрейне, готовясь к первому Гран-при (запланирован на 28 марта). И, кажется, фанаты сдержано надеются на интригу: безраздельный доминатор последних семи сезонов «Мерседес» накатал меньше всех и проиграл секунду Максу Ферстаппену в чистом темпе.

Конечно, «победы» на тестах никому и ничего никогда не гарантировали (иначе у «Феррари» было бы вдвое больше кубков), но обычно любые проблемы или неполадки на испытательных сессиях позволяли хотя бы приблизительно представить расстановку пелотона, сильные и слабые стороны болидов или степень готовности команд к Гран-при.

По крайней мере, так было раньше – в 2021-м ситуация довольно серьезно изменилась. Во-первых, вместо обычной Барселоны «Формула-1» приехала на тесты в более жаркий и менее стабильный с погодной точки зрения Бахрейн. Новая локация тут же ударила по планам пыльной бурей в первый же день и сильнейшими порывами ветра – постоянная смена условий фактически обнулила все шансы сравнить результаты команд из утренних и вечерних заездов (как и отрезки из пятницы и воскресенья, например).

Также теперь вместо обычных 6-8 тестовых дней пилоты получили только три – всем организациям пришлось масштабно пересматривать традиционные обкаточные программы. Раньше команды чаще всего начинали испытания с установочных проездов: машины обвешивали оборудованием для сборки данных и сохраняли все показатели изменений воздушных потоков для сверки с информацией из аэротруб и стенда шасси. Затем гонщиков выпускали на короткие прокаты для тестов базовых версий настроек болидов, а за ними следовали отрезки подлиннее – для поиска самых удачных направлений установок для экономии ресурса шин. Уже за ними – корректирующие выезды вперемешку с симуляциями гонок и квалификаций.

Благодаря большому количеству времени всем было ясно: вне зависимости от очередности отдельных пунктов программ команды в любом случае рано или поздно проедут похожие отрезки – как раз для сравнения темпа и степени износа шин. Но сокращение испытаний до трех дней все поломало: теперь планы на тесты у каждой организации оказались уникальными и не особенно применительными к реальным гонкам. К примеру, полноценных гоночных симуляций так и не провели: самый длительный проверочный отрезок растянулся лишь на 45 кругов – а ведь Гран-при Бахрейна займет 57.

Потому большая часть данных для стороннего наблюдателя выглядит просто набором хаотичных фактов без вменяемой трактовки: сейчас практически невозможно сказать, кто же быстрее: условный «Астон Мартин» или условная «Альпин». Но все-таки, похоже, «Ред Булл» и правда готов бросить вызов «Мерседесу» лучше, чем когда-либо.

«Мерседес» проехал меньше всех и ломался – как и его главный клиент. Пилотов разворачивало в поворотах

Энтузиазм всех, кто не болеет за Льюиса Хэмилтона, основан на вполне объективных фактах: семикратные чемпионы мира проехали лишь слегка за 300 кругов, как и их главный клиент «Астон Мартин» (да и третий клиент «Мерседеса» – «Макларен» – тоже попал в боттом-3).

https://www.instagram.com/p/CMaRjj_iVnU/

Боттас и Хэмилтон проехали примерно поровну – 150 кругов у финна против 154 у англичанина – и уступили 80 кругов победителю по километражу Пьеру Гасли. Ферстаппен же проехал 203 – кажется, не сильно больше, но, как вы поняли, как раз лишнюю дистанцию Гран-при.

Пиковая скорость «Мерседеса» тоже не впечатлила: Хэмилтон на лучшем круге уступил «Ред Булл» больше секунды на более мягких шинах и оказался лишь пятым. Боттас выиграл симуляцию квалификации во второй вечер – но на следующий его результат серьезно перебили.

В чем же главная причина чемпионских трудностей? Прежде всего программу с первого же дня сломал отказ коробки передач: «Мерседесу» пришлось полсессии менять трансмиссию и пересматривать всю программу. Исток проблемы так и не нашли, но затем с неполадкой столкнулся еще и Себастьян Феттель в «Астон Мартин» (хоть команды и опровергли схожесть сути поломки).

Итальянский Motorsport со ссылкой на собственные источники предположил версию о недостатке охлаждения (якобы обе команды испытывали слишком экстремальные версии корпуса с минимальной циркуляцией воздуха) – если инсайдеры правы, то «Мерседес» явно решит проблемы за оставшиеся две недели. Как и сбои в турбонаддуве, возникшие на обоих машинах (их тоже приписали перегреву под ближневосточным солнцем).

Затем Хэмилтон и Боттас столкнулись с недостатками управления W12: у наследника чемпионских болидов прорезалась нестабильность задней части в поворотах. Валттери и Льюис не могли атаковать на полную, разворачивались и жаловались на сцепление – все-таки новые правила и шины заметнее всего (на данный момент) ударили именно по «Мерседесу», и даже хитрые секретные инновации не помогли.

«Мерседес» секретил инновационное днище для «Ф-1» все межсезонье. А на тестах его скопировали за полдня

Новая «Формула-1» только ускорит «Мерседес» и Хэмилтона. Правки регламента совпали с хотелками Льюиса и его гоночным стилем

№44 даже несколько раз вяз в гравии при попытках ускоряться и во время симуляции квалификаций – как раз на поиск оптимальных настроек и ушла большая часть всего тестового времени.

https://www.instagram.com/p/CMW1pnHiLu4/

«Ред Булл» просто выглядел стабильнее – потому его и записали в фавориты

Да, австрийская команда проехала «лишь» на 65 кругов больше – но для трехдневного хаотичного формата такое расстояние можно смело умножать на два. К тому же, RB16B чаще стоял из-за курьезов – вроде оторвавшегося моторного отсека во время попытки обгона соперника.

https://www.instagram.com/p/CMXXim_FJ0K/

Системных проблем Ферстаппен и Перес не обнаружили – а ведь год назад пилотов австрийской команды стабильно разворачивало при агрессивных атаках среднескоростных поворотов (прямо как «Мерседесы» сейчас). Тогда эксперты сигнализировали о нестабильности задней части болида «Ред Булл» в виражах – а теперь напротив, фиксируют чуть ли не самую уверенную работу техники с большими бычьими наклейками в любых типах поворотов.

Стабильность вместе со скоростью на одном круге и отсутствием крупных неполадок закономерно вознесло Ферстаппена в фавориты – The Race даже отдал команде из Милтон-Кейнса первое место в рейтинге скорости.

«Мерседес» решил главные проблемы и все равно быстрее на дистанции. Но «Ред Булл» и правда готов как никогда

Однако статус австро-английской организации выглядит авансовым и слегка обманчивым: семикратные чемпионы умеют выносить уроки из фэйлов на тестах. К примеру, в 2020-м именно немецкая техника ломалась чаще (прежде всего моторы) – но за время коронавирусной паузы в Бриксоурте все поправили, и Хэмилтон разнес пелотон в самом доминирующем сезоне турбоэры. Пока у «Мерседеса» остается волшебный динамометрический чудо-стенд и самый самобытный и независимый техштаб «Ф-1» – не стоит его вычеркивать из претендентов на титул вне зависимости от глубины провала перед сезоном.

Болид «Мерседеса» в «Ф-1» три года вели к совершенству без оглядки на конкурентов. Рассказ автора машины-шедевра

Бывший инженер «Мерседеса» выдал способ уравнять команды «Ф-1» всего одним запретом. Гигантов свалят уже через сезон

К тому же, по словам главного гоночного инженера чемпионов Эндрю Шовлина, основную проблему с непослушной задней частью все-таки решили!

«Мы добились прогресса с балансом машины при полных баках: машина стала вести себя более предсказуемо. Тем не менее, собранные нами за последние дни данные показывают, что по гоночному темпу мы не так быстры, как «Ред Булл».

«Мерседес» проехал на тестах «Ф-1» меньше всех и ломался, а пилотов разворачивало. Все, доминированию Хэмилтона конец?

Картина результатов с пустыми баками еще более запутанная. На сегодня слишком многие соперники оказались быстрее нас по чистой скорости.

В последние годы на зимних тестах у нас порой возникали трудности, но к первой гонке сезона нам удавалось добиться неплохого прогресса. Теперь же нам может не хватить для этого времени».

Как видите, топовый инженер «Мерседеса» слегка осторожен в оценках – а потому однозначному заявлению об улучшении баланса точно можно верить.

С другой же стороны, The Race и авторитетный технический эксперт официального сайта «Ф-1» Марк Хьюз рассчитали темпы команд на отрезках, больше всего похожих на гоночные симуляции – с поправками на предположительную топливную загрузку и комплекты шин. И семикратные чемпионы все-таки оказались лидерами их рейтинга – хоть «Ред Булл» и отстал всего на 0,2 секунды с круга. «Макларен» и «Астон Мартин» тоже практически рядом – уступили лишь по 0,35 секунды и 0,4 секунды соответственно. Для приблизительной оценки – отрывы совершенно небольшие и могут варьироваться от трека к треку и в процессе сезона. Выходит, однозначного доминирования «Мерседеса» пока и правда не видно – но он, вероятно, слегка впереди.

К тому же не стоит забывать о сэкономленной напоследок чемпионами возможности провести съемочный день перед дебютным Гран-при сезона: все конкуренты обкатали болиды перед стартом тестов, а ребята из Брэкли отложили право на 100 выставочных километров на вторую половину марта. Конечно, вряд ли за аналог примерно 18-20 кругов инженеры «Мерседеса» многое выяснят, но хотя бы оценить быстрый эффект от решения технических неполадок у доминаторов точно выйдет.

Тем не менее, общая ситуация действительно оптимистична для всех обожающих борьбу за титулы: «Ред Булл» сейчас правда готов намного лучше, чем в 2020-м, и начнет сезон как минимум с меньшим отставанием от чемпионов. Так что можно надеяться на прогресс, гений Ферстаппена, новые неудобные для «Мерседеса» шины, хаос нового формата спринт-гонок и ограничения на обновления – все-таки из-за коронакризиса сезон получится совсем экспериментальным.

«Мерседес» секретил инновационное днище для «Ф-1» все межсезонье. А на тестах его скопировали за полдня

«Макларен» хакнул новые правила «Ф-1» – и взлетел в топ-3 на тестах. Всего лишь способом не менять старую деталь

Рейтинг дизайнов машин новой «Ф-1»: у Феттеля и Алонсо – красивейшие болиды, «Феррари» и «Уильямс» – на дне