Запреты ФИА ни при чем.
Осень стала самой успешной порой для «Феррари»: Себастьян Феттель и Шарль Леклер оформили шесть поулов подряд (Гран-при Мексики тоже учитывается, ведь обладатель поула – это стартовавший с первой позиции, а не победитель квалификации), четырежды заняли весь первый ряд и довели до победы три гонки (до этого было ровно ноль). Главным фактором достижений Скудерии стала мощность мотора и чудовищная скорость на прямых – преимущество над конкурентами варьировалось в основном от 0,6 до 0,8 секунды с круга на разных треках.
Инженеры из «Ред Булл» и «Мерседеса» оказались не в силах разгадать загадку темпа SF90, и в прессе пошли слухи о нелегальной сути итальянской силовой установки.
«Феррари» кошмарит соперников мощностью нового мотора. Есть подозрения в нелегальном преимуществе
Конкуренты почти два месяца грозили обращением в ФИА и следили за ситуацией, но официальный запрос на уточнение законности конструкции ушел только перед Гран-при Мексики. Десять дней спустя технические делегаты составили директиву, уточняющую регламент – и ее выпуск пришелся старт на уик-энд в США.
Именно поэтому первый за шесть этапов поул, ушедший не в «Феррари», соперники встретили легкими намеками на причину падения темпа.
«События этой недели очень интересны. Сегодня, судя по всему, «Феррари» немного потеряла в мощности двигателя, – сказал Льюис Хэмилтон. – Интересно посмотреть, что будет дальше и как пройдет гонка».
В основном заезде Скудерия и вовсе потерпела кошмарный крах: с машиной Феттеля что-то случилось с самого старта, из-за чего он свалился со второго места на седьмое, а после и вовсе сломал подвеску и сошел. Леклер же не смог удерживать заданный «Мерседесами» и Ферстаппеном темп и проиграл на финише чудовищные 52 секунды.
После настолько оглушительного провала злорадство конкурентов приобрело еще более явные очертания.
«Феррари»? Вот что происходит, когда перестаешь жульничать. Теперь нам нужно внимательно следить за ситуацией», – радостно заявил Макс в прямом эфире Ziggo Sport.
Неужели итальянский болид и правда превратился в тыкву после запретов ФИА?
Топорные подозрения
Суть запроса «Ред Булл» в Международную федерацию автоспорта оказалась весьма топорной: инженеры из Милтон-Кейнса предположили, что конкуренты повышают поток топлива (ограничен регламентом на уровне 100 л/ч) в тот самый момент, когда контролирующий сенсор не проводит замеры.
Да, все настолько просто. Инженер-инсайдер даже привел для Auto Motor und Sport понятную аналогию – «Это как дорога с ограничением в 70 км/ч и проверками на каждых ста метрах. Теоретически можно почти постоянно ехать 80 км/ч и не попасться».
Спору нет, теоретически такое и правда возможно – вот только значительное повышение потока топлива, нужное для подобного преимущества в мощности (по меньшей мере 50 л.с.), оказалось бы заметно сразу. Конкурентам не пришлось бы полгода разбираться и искать варианты.
Более того, трудно представить квалификационный круг с такой опцией: в режиме максимальной производительности нужен максимально стабильный выход энергии, чтобы пилота не развернуло из-за внезапной потери мощности перед замерами.
Причем эти подозрения идут вразрез с предыдущими: раньше «Феррари» связывали по большей части с более эффективным использованием аккумуляторов и системы MGU-H, накапливающей электроэнергию от горячих выхлопных газов. Потом ее используют для повышения оборотов на прямых и для разгонов.
Естественно, больший поток топлива повышает мощность взрывов в двигателе и теоретически помогает накапливать энергию про запас за счет большей температуры газов (и скорости их потока, согласно законом физики) – вот только их периодическое включение и отключение нельзя просто так скрыть.
Более того, в таком случае максимальную мощность просто нельзя было бы выдать на определенном круге или по запросу пилота: не вовремя активированный сенсор ФИА так же теоретически может обрубить все преимущество прямо на середине теоретической атаки за теоретическое первое место. Короче говоря, это очень непрактичный чит.
К тому же, федерация очень пристально следит за параметрами расхода топлива и пиковой энергии: только в этом году Даниэля Риккардо исключили из квалификации в Сингапуре за минимальное (около 0,01 процента) превышение мощности мотора MGU-K), а на Гран-при США 2018 года Эстебана Окона (с мотором «Мерседеса») и Кевина Магнуссена (с мотором «Феррари») дисквалифицировали именно за несоответствие топливным лимитам.
Система подачи топлива давно известна, и в ее технологии вряд ли можно придумать настолько хитрую инновацию, чтобы она обманула ФИА. Вероятность этого намного выше на территории более новых девайсов вроде гибридной составляющей.
Судя по всему, суть запроса «Ред Булл» была лишь поводом – на самом деле австрийцы хотели, чтобы технические делегаты просто еще раз поискали в моторе «Феррари» что-то запрещенное, поскольку на данный момент наказать читера можно только через протест или ловлю с поличным. Судя по всему, тактика не сработала, но Хэмилтон и Ферстаппен все равно решили закрепить у болельщиков логическую цепочку «Скудерия=мошенники».
Но «Феррари» же реально замедлилась?!
Да, 52 секунды – внушительный отрыв, способный убедить кого угодно. Вот только на болиде Леклера в третьей практике произошла утечка масла, из-за которой ему заменили мотор – поставили старый и изношенный, причем менее мощной спецификации. Более того, в последний раз Шарль использовал его на Гран-при Венгрии – и тогда «Феррари» проиграла лидерам 61 и 65 секунд соответственно. Похоже, злорадство немного запоздало.
Правда, босс итальянцев Маттиа Бинотто не стал опровергать небольшое снижение преимущества – вот только его создали намеренно.
«Это правда, что наше преимущество в скорости на прямых было меньше, чем в предыдущих гонках, – признал Маттиа. – Однако мы сравнялись с соперниками в прохождении поворотов – по крайней мере, в квалификации. Мы поменяли обычное соотношение прижимной силы и аэродинамического сопротивления, чтобы поднять скорость в поворотах. Мы просто попытались догнать конкурентов, вот и все».
И замеры GPS полностью соответствуют словам Бинотто: «Феррари» и правда вез 0,5 секунд «Мерседесу» вместо обычных 0,8 на прямых, зато алый болид стал лучшим в быстрых виражах с преимуществом в 0,2 секунды.
Более того, если посмотреть на сравнительную телеметрию Феттеля и Боттаса из финального сегмента квалификации, можно заметить, что Себ и правда ехал со скоростью Валттери в большинстве быстрых поворотов первого сектора «Трассы Америк». В последнем секторе отставание вновь проявляется из-за того, что немец решил доехать круг с максимальной осторожностью.
Мегаквалификация в «Ф-1»: топ-4 – в одной десятой, обладатель поула установил новый рекорд
В итоге Феттель проиграл сущий мизер в 0,012 секунды. Леклер даже со старым мотором уступил всего 0,1 секунды – и то из-за пилотажной ошибки в последнем повороте. Не похоже на колоссальную потерю мощности, не так ли?
В гонке «Феррари» облажалась сама
На самом деле Хэмилтону и Ферстаппену уместнее было бы поиронизировать над качеством работы инженеров и механиков Скудерии, а не над призрачным читерством: как вам, к примеру, полусломанный болид Феттеля, проигравший на старте даже «Рено» и «Макларену»? Через десяток гоночных кругов Себ просто доломал подвеску о высокий поребрик – видимо, именно с ней было что-то не так с первых же метров, но итальянцы это просмотрели.
На том проблемы гонщиков из Маранелло не закончились: первый пит-стоп Шарля Леклера занял целых 7,7 секунды, потому что ему не могли нормально закрутить колесо!
Итоговый отрыв монегаска тоже нельзя объяснить одним лишь снижением мощности: 0,3 секунды разницы с круга за всю дистанцию Гран-при превращаются в 17 секунд. Прибавим 5 потерянных на остановке в боксах – выходит 22 секунды. Откуда же появились еще 30?
Все дело в старых проблемах «Феррари» с износом и прогревом резины. «Трасса Америк» чрезвычайно требовательна к ресурсам покрышек, на таких автодромах половина всего успеха – это попадание в верное температурное окно и его удержание до самого конца отрезка.
У Феттеля и Леклера в течение сезона регулярно возникали трудности с шинами из-за сути SF90 – машины с низким лобовым сопротивлением и средней прижимной силой. На теплых треках проблема равномерного прогрева стояла не так остро, но как раз в минувший уик-энд в Техасе было весьма прохладно (вплоть до нулевых температур в пятницу). В итоге боссы «Феррари» решили перестраховаться – баланс машины поменяли в сторону прижимной силы. Но, судя по всему, внесенных изменений оказалось недостаточно, и более жесткие шины «медиум» и «хард» все-таки не завелись.
«Я не мог найти сцепление, по ощущениям покрышки вообще не работали, – рассказал после финиша Леклер. – Первый отрезок был особенно плох».
Более того, замеры скоростей на разгонах в отдельных участках треков демонстрируют сохранение преимущества Скудерии – Шарль (со старым изношенным мотором!) был на 7 км/ч быстрее Боттаса и на 9 – Ферстаппена. Проверять максималки нет смысла – монегаск большую часть гонки провел в одиночестве, а конкуренты гонялись друг за другом с DRS, показывая не особо репрезентативные цифры в конце прямых.
Конечно, все это не может служить однозначным доказательством полной законности силовой установки «Феррари» – вполне возможно, итальянские инженеры и правда раскопали хитрую серую зону регламента и теперь ей вовсю пользуются. Однако Хэмилтон с Ферстаппеном совершенно напрасно занялись злорадством без веских доказательств – если Скудерия внезапно воскреснет в Бразилии (где есть полуторокилометровая прямая) и Абу-Даби (половина трека зависит от мощности), они будут выглядеть очень глупо.