Новый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидца

Закулисные игры на тестах.

В 2020 году командам «Формулы-1» стало чуть легче следить за техническими новинками конкурентов на предсезонных тестах. Все дело в правиле о запрете на использование защитных экранов в боксах: с нынешнего сезона отгородиться можно только в случае работы над разобранным или остановившимся на трассе болидом.

Новый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидца

Естественно, изменения повлияли на шпионские игры в паддоке на тестах – важнейшем моменте сезона, когда команды пристально рассматривают конкурентов в поисках скрытых новинок или необычных решений. Обычно процесс слежки за соперниками остается за кадром, но на этот раз нам повезло: в паддоке оказался фотограф Евгений Сафронов из Москвы.

В детстве Евгений занимался картингом и работал механиком в гоночной команде, а сегодня освящает автосалоны и заезды. С 2017 года – и в Гран-при: снимает огонь, искры, дым и эмоции «Формулы-1».

https://www.instagram.com/p/B8PNnwYp5Al/

Фото Евгения постил даже Льюис Хэмилтон:

И в феврале Евгений вновь фиксировал на камеру предсезонные тесты «Ф-1» в Барселоне – но теперь решил поделиться на своем Youtube-канале рассказом об уловках команд ради шпионажа за оппонентами и защиты от чужих глаз. Мы выбрали самое-самое интересное и важное из его инсайда.

Как шпионить в «Ф-1»: пособие для начинающих

За годы проведения заездов на «Барселоне-Каталонии» автодром и условия на трассе подробнейшим образом изучили не только пилоты и инженеры, но и фотографы. Для последних тесты открывают больше возможностей, чем Гран-при: можно поймать максимальную мощь торможения в первом повороте – а во время гонки располагаться с камерой здесь нельзя:

Новый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидца

Приходится извращаться с очень удобными позами, чтобы выловить нужный кадр.

Новый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидцаНовый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидца

На тестах у журналистов есть редкий шанс уютно устроиться чуть ли не под колесами машины, заехавшей в боксы:

Новый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидца

Сфотографировать тормозную пыль на фоне заходящего солнца:

Новый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидца

И увидеть воздушные завихрения («вортексы») от заднего антикрыла в прохладные утренние часы. Самые длинные – у «Альфа Таури»:

Новый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидца

Наиболее «сладкие» места забиваются стремительно – для фотографов «Ф-1» скорость не менее важна, чем для пилотов.

Новый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидца

Вход в боксы – идеальная позиция для поиска необычных технических решений: с помощью длиннофокусного объектива можно «просочиться» через помехи в виде снующих механиков и заснять внутренности болида.

Новый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидца

Элементы машины можно рассмотреть во всех деталях.

Новый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидцаНовый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидца

В это же самое время сотрудники команд проводят инспекцию конкурентов невооруженным взглядом.

Новый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидца

С другой стороны, заснять здесь машину сзади проблематично, ведь при заезде болида на пит-лейн механики сразу же закатывают его внутрь.

https://twitter.com/alfaromeoracing/status/1230872917635981313

Совсем другое дело – выезд с пит-лейн. Здесь журналистам, сотрудникам и инженерам («кого здесь только нет!») открывается вид на заднюю часть машины: можно детально рассмотреть диффузор и подвеску.

Новый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидцаНовый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидца

Правда, для того, чтобы получить такие кадры, придется немного полежать на асфальте.

Новый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидца

Если гонщик останавливается на выезде из пит-лейн для отработки процедуры старта, у фотографов открываются новые возможности.

Новый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидцаНовый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидца

«У нас есть куча времени, чтобы дойти до машины, взять объектив и детально рассмотреть, какие режимы пилот переключает на руле, какая информация горит на руле и как происходит процесс старта», – рассказывает Сафронов.

Новый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидца

Интересный момент – Льюис Хэмилтон при этом часто придерживает руль сверху. The Special One.

Новый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидца

И еще одна локация для шпионских фотографий – пресс-центр трассы в Барселоне. Он располагается прямо над боксами и открывает прекрасный вид сверху на аэродинамические элементы болида. Особенно не повезло «Мерседесу» и «Ред Булл» – их боксы наиболее легко «простреливаются».

Новый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидца

Защита от любопытствующих: у «Мерседеса» и «Феррари» снова разная тактика

Возможностями подглядеть разработки конкурентов пользуются все команды – или почти все.

«На протяжении первой недели тестов я ни разу не видел, чтобы «Мерседес» шпионил, высматривал или пытался что-то загородить и не дать возможности снять», – вспоминает Евгений.

Есть у чемпионов мира и последователи из «Рейсинг Пойнт» (что неудивительно) – «розовый «Мерседес» тоже отличается относительным безразличием к шпионским играм.

Новый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидца

Если по ходу сезона, когда все карты раскрыты, репортеры могут чуть ли не залезать камерой в кокпит, то во время тестов такая терпимость со стороны команд – скорее редкость. В «Мерседесе» доброжелательное или нейтральное отношение к фотоаппаратам является нормой практически для всех.

«Зачастую им абсолютно пофигу. Единственный, кому не пофигу в «Мерседесе» – Льюис Хэмилтон. Он очень не любит фотографов, пытается их избегать и даже закрывается рукой, когда его обступают во время интервью и фотографируют на телефон. Поймать Льюиса непросто».

Новый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидца

У «Феррари», как всегда, особый путь. На тестах Скудерия включила режим максимальной паранойи: в ход пошли знаменитые стеночки из механиков в качестве замены защитным экранам, но Шарлю Леклеру это не помогло.

Первые тайные заметки Леклера о новой «Феррари» случайно попали в телетрансляцию тестов «Ф-1». Мы их расшифровали

Новый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидцаНовый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидца

Живой щит не является преградой и для длиннофокусных объективов – секреты «Феррари» под угрозой.

Новый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидца

Отношение к камерам соответствующее:

«Они отгоняют фотографов от боксов – на некоторых Гран-при, особенно в первой половине сезона, нельзя оставаться даже между гаражами. Никто из других команд так не делает».

Еще одна особенность Скудерии – сверхтщательное закутывание болида во время эвакуации с трассы. В случае поломок во время заездов большинство команд просто накидывает на машину покрывало.

Новый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидца

Не закрыты колеса или переднее антикрыло? Ничего страшного!

Новый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидца

«Рено» вообще не парится:

Новый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидца

Но «Феррари» действует основательно:

«Впервые видел, чтобы автомобиль оборачивали снизу. Когда его спускают с эвакуатора, механики очень жестко следят, чтобы болид располагался строго горизонтально и никто не смог сфотографировать с другой стороны».

Новый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидца

Помните, как в прошлом году боссы «Ред Булл» принюхивались к запаху из боксов «Феррари»? Кристиан Хорнер учуял грейпфрут, а Гельмут Марко настаивал на том, что итальянское топливо пахнет клубникой. Что ж, в этом сезоне «Феррари» и их клиентов из «Альфа Ромео» и «Хааса» тоже можно найти по устойчивому своеобразному аромату – особенно когда заводятся моторы.

Кристиан Хорнер: «Топливо в боксах «Феррари» пахнет грейпфрутовым соком»

Гельмут Марко: «Из боксов «Феррари» странно пахнет, но не грейпфрутом, а клубникой»

«Ред Булл», похоже, приготовил что-то необычное для второй недели тестов, поэтому изменилось и поведение персонала. Если на первых тестах сотрудники не придавали значения репортерам, то в заключительные три дня заездов стали закрывать детали от посторонних глаз.

Новый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидца

Спойлер: не помогло.

Новый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидца

А ведь, между прочим, это редчайший кадр той самой сверхинновационной подвески RB16! Мы сделали про нее отдельный материал – настолько она продвинута.

Революционная подвеска «Ред Булл» превратила болид в идеальный ферстаппеномобиль. Все для агрессивных атак поребриков и конкурентов

Режим повышенной секретности не разрушил образ наиболее веселого коллектива в «Ф-1»:

«Ред Булл» – самая рок-н-рольная команда: механики улыбаются, у всех хорошее настроение. Это единственная команда, в боксах которой частенько играет бодрый музон. Особенно после гонки, когда все пакуются и готовятся переезжать на следующий Гран-при».

Новый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидца

Есть у австрийцев и инновации по части инструментов тестирования: в Барселоне они использовали сливающуюся с цветом болида темно-синюю аэродинамическую краску flow-vis вместо привычной кислотной – рассмотреть рисунки от воздушных потоков было практически нереально.

Кстати, сохранение аэродинамических секретов является приоритетом и у «Макларена» – британский коллектив сильнее остальных беспокоился по поводу того, чтобы следы от flow-vis не попали в объектив:

«Механики стараются как можно быстрее закатить машину в боксы или встать и не дать фотографам снять, как именно растекалась краска».

Новый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидца

До первых сражений в «Формуле-1» осталось меньше десяти дней – скоро увидим, эффективен ли чудо-руль «Мерседеса» и поможет ли «Феррари» ставка на шифрование темпа и мощные спины механиков.

После предсезонки в «Ф-1» нет фаворитов: мотор «Мерседеса» сломался 6 раз, а «Феррари» так и не включилась на полную

«Феррари» – худшая команда «Ф-1» на тестах по скорости на прямых. Идеальное доказательство обмана с темпом