Олдскульную трассу в Имоле для «Ф-1» превратили в унылую из-за жестких аварий. Особенно досталось страшному повороту «Вильнев»

Лучший пример «исправления» старых треков.

Олдскульную трассу в Имоле для «Ф-1» превратили в унылую из-за жестких аварий. Особенно досталось страшному повороту «Вильнев»

От редакции: Привет! Вы находитесь в блоге «Клетчатый флаг». Его автор уже во второй раз попадает в раздел, поскольку пишет интересные истории о «Формуле-1» – ее настоящем и прошлом. Поддержите его плюсами и подписками – и тогда интересных текстов будет еще больше!

«Формула-1» второй год подряд гостит в Имоле – Гран-при с умопомрачительным названием «Гран-при «Пирелли» «сделано в Италии» и Эмилии-Романьи» пройдет уже 18 апреля. В 2020-м легендарная трасса впервые за 14 лет появилась в календаре «Ф-1» только из-за пандемии коронавируса и проблем Китая с проведением этапа. Теперь же «Автодром Энцо и Дино Феррари» задействовали из-за образовавшегося окна в начале сезона, так как организаторы австралийского Гран-при перенесли гонку на осень – по той же медицинской причине.

Болельщиков обрадовал сам факт визита «Ф-1» на знаменитую трассу. Тем более все гонщики в пелотоне, кроме Кими Райкконена, который аж целых 6 раз выступал в Имоле в начале 2000-х, впервые в жизни проехались там в качестве пилота «Формулы-1», а не младших классов. Однако Гран-при Эмилии-Романьи на современных болидах получился предельно скучным: за 63 круга телезрители увидели лишь несколько обгонов, хотя раньше трек в Имоле котировался как мегаолдскульный и зрелищный.

В «Ф-1» вернули олдскульные мегатрассы и добавили новую. Она максимально скоростная, гонять по ней – сплошной адреналин

Не в последнюю очередь это связано переделкой многих поворотов в угоду после трагического гоночного уик-энда в рамках Гран-при Сан-Марино 1994 года. Тогда уже через 12 месяцев трек серьезно преобразился сразу в пяти местах. Но одним из масштабнейших изменений стала перекройка поворота «Вильнев».

Ниже — конфигурация автодрома 1994 года: повороты «Тамбурелло» и «Вильнев» преодолевались с газом в пол и на 6-й передаче. Они пугали даже самых опытных пилотов: стоило допустить малейшую ошибку – и машина на скорости более 300 км/ч улетала прямиком в стену.

Олдскульную трассу в Имоле для «Ф-1» превратили в унылую из-за жестких аварий. Особенно досталось страшному повороту «Вильнев»

Поворот «Вильнев» назвали так в 1980 году. На Гран-при Италии того года Жиль Вильнев уже на 5-м круге гонки проколол левого заднего колеса, машину занесло, и она полной скорости врезалась в стену – к счастью, по касательной. В результате тяжелейшего удара задняя часть болида оторвалась, а остатки болида вынесло прямо на дорогу.

Олдскульную трассу в Имоле для «Ф-1» превратили в унылую из-за жестких аварий. Особенно досталось страшному повороту «Вильнев»
 
В это самое время мимо проезжал Бруно Джакомелли – он лишь чудом избежал столкновения, хоть и наехал на обломки «Феррари», проколол колесо и также преждевременно сошел с дистанции.
 
По неподтвержденным данным, оторвавшееся колесо задело голову Вильнева – после канадец жаловался на головные боли, однако обследование в больнице ничего не выявило. Еще ходят слухи, будто Жиль на мгновение ослеп и долгое время страдал бессонницей.
 
Олдскульную трассу в Имоле для «Ф-1» превратили в унылую из-за жестких аварий. Особенно досталось страшному повороту «Вильнев»

В ужасной аварии никто не пострадал, и организаторы Гран-при увековечили происшествие – назвав место крэша в честь Жиля. Казалось бы,  владельцам трека следовало бы задуматься и об изменении поворота для исключения подобных происшествий в дальнейшем, однако все осталось по-прежнему. Спустя 14 лет этот выбор закончился схожей аварией — однако уже со смертельным исходом.

В квалификации на Гран-при Сан-Марино 1994 года Роланд Ратценбергер повредил переднее антикрыло в повороте «Аква Минерале», однако сам этого не понял – лишь почувствовал, что с машиной что-то не так. Но гонщик просто повилял влево-вправо для проверки состояния болида и отправился на боевой круг.

В 1994-м на старт воскресной гонки в «Ф-1» допускалось 26 машин из 28 болидов в заявке, и Ратценбергер выступал за «Симтек» – одну из двух слабейших команд пелетона. А так как во время пятничных заездов Рубенс Барикелло попал в страшнейшую аварию в последнем повороте, то Ратценбергеру достаточно было опередить в квалификации хотя бы один из двух болидов «Пасифик-Илмор» для отбора в гонку.

Олдскульную трассу в Имоле для «Ф-1» превратили в унылую из-за жестких аварий. Особенно досталось страшному повороту «Вильнев»

Однако в «Вильневе» неизменном «Вильневе» переднее антикрыло машины Ратценбергера оторвалось. Из-за мгновенной потери прижимной силы повернуть оказалось попросту невозможно – и Роланд на скорости 315 км/ч влетел в стену. И если Жиль врезался в заграждение по касательной, то Ратценбергер ударился в него по прямой. Сразу после аварии австрийца доставили в медицинский центр, а затем отправили на вертолете в больницу Болоньи — но было уже слишком поздно.

 
«Он испытывал колоссальное давление, — вспоминает Ник Уирт, бывший владелец команды «Симтек». — На трассе были его спонсоры, и всего за 2 недели до этого он смог квалифицироваться в Японии на свою первую в жизни стартовую решетку в «Ф-1».

«На его месте я поступил бы точно так же, — говорит Хамфри Корбетт, гоночный инженер Ратценбергера. — Ты на кураже, ты сидишь в машине, все идет как надо, руль влево, руль вправо… вроде бы все работает — и ты идешь на еще одну попытку. В этом не было ничего необычного».

«Он не потерял на круге до этого много времени, однако наверняка задумался, стоит ли ему возвращаться в боксы, — рассуждает Дэвид Брэбэм, напарник Ратценбергера по «Симтеку». — Судя по телеметрии, он немного повилял машиной и даже притормозил. Я не сомневаюсь, у него возникла мысль: «Может, мне заехать в боксы и проверить машину?» Но я могу понять, почему он этого не сделал. Он попросту не мог знать, есть ли у него какая-то проблема с передним антикрылом, поэтому и поехал дальше. И это был круг, после которого он уже не вернулся». 

Смертельная авария вместе с другими страшными событиями Гран-при поставила организаторов перед фактом: трассе срочно нужны перемены. И в течение последующих 12 месяцев автодром претерпел значительные изменения сразу в пяти местах. В новой конфигурации трассы поворот «Вильнев» превратился в шикану для 4-й передачи с гравийной ловушкой — и получил название «Вариация «Вильнева».

Решения по изменению виража и прочих мест, без сомнения, принимались наспех и на эмоциях. И из одной крайности вышла другая: трасса, безусловно, стала намного безопаснее, но одномеренно умерла ее зрелищность. Вот почему на прошлогоднем Гран-при Эмилии-Романьи практически не было обгонов — с текущей конфигурацией трека современным болидам «Формулы-1» не находится места для атак без чьей-то ошибки или схода.

Олдскульную трассу в Имоле для «Ф-1» превратили в унылую из-за жестких аварий. Особенно досталось страшному повороту «Вильнев»
Конфигурация автодрома «Энцо и Дино Феррари» с 1995 по 2006 год: красным обведены места изменений. «Вариацию «Бассы» переделали из-за жуткой аварии Барикелло, «Тамбурелло» — из-за смерти Айртона Сенны, «Вильнев» — из-за гибели Ратценбергера, а «Аква Минерале» и «Вариацию Альты» просто сочли опасными, поэтому их переделали до кучи — чтобы наверняка. Визуально «Вариация «Альты» не изменилась, однако в ней была снижена высота поребриков, чтобы сократить ущерб проезжающим по ним машинам, а сам поворот стал чуть медленнее с целью повысить его безопасность для пилотов.
Олдскульную трассу в Имоле для «Ф-1» превратили в унылую из-за жестких аварий. Особенно досталось страшному повороту «Вильнев»

Текущая конфигурация «Имолы», действующая с 2009 года: единственное отличие — полное распрямление «Вариации «Бассы» и добавление к ней шиканы, которая используется только в мотоциклетных гонках.

Олдскульную трассу в Имоле для «Ф-1» превратили в унылую из-за жестких аварий. Особенно досталось страшному повороту «Вильнев»

Вот как сейчас выглядит поворот «Вариация «Вильнева» с высоты птичьего полета.

Олдскульную трассу в Имоле для «Ф-1» превратили в унылую из-за жестких аварий. Особенно досталось страшному повороту «Вильнев»

Если присмотреться, то слева, прямо у забора, можно заметить небольшую конструкцию. Это монумент, посвященный Жилю Вильневу, погибшему на Гран-при Бельгии 1982 года. Всего за две недели до трагедии он как раз участвовал в Гран-при Сан-Марино в Имоле.

Монумент за авторством инженера Фернандо Форлани воздвигли в 1983 году по инициативе бывшего спортивного директора «Феррари» Роберто Нозетто – хорошего друга Жиля. Впоследствии монумент переместили в связи с перестройкой поворота и некоторыми другими изменениями вокруг. Текущее местоположение монумента открыли 31 августа 2016 года при участии Жака, сына Жиля Вильнева.

Олдскульную трассу в Имоле для «Ф-1» превратили в унылую из-за жестких аварий. Особенно досталось страшному повороту «Вильнев»

Изначально монумент должен был содержать восемь колец, символизирующих бесконечность, однако позже добавили девятое кольцо, означающее начало и конец. Три цилиндра символизируют шины как напоминание о Гран-при Нидерландов 1979 года, когда Жилю каким-то чудом удалось добраться на трех колесах до боксов своей команды. Надпись «Salut Gilles» точно такая же, что и на стартовой прямой на автодроме имени Жиля Вильнева в Монреале. Надпись «Gilles taught me a lesson in life: never admit defeat» можно перевести как «Жиль научил меня никогда не признавать поражение». Клен символизирует канадское происхождение гонщика. Кроме того, монумент по вечерам освещается национальными цветами Канады — белым и красным.

В память о Роланде Ратценбергере тоже создано особое место. На нем можно найти пару-тройку фотографий пилота на ограждении, а также несколько букетов искусственных цветов, вплетенных в решетку. Да, это место намного более скромное, чем монумент в память о Жиле Вильневе, но это совершенно неважно: ведь человек жив, пока жива память о нем.

Олдскульную трассу в Имоле для «Ф-1» превратили в унылую из-за жестких аварий. Особенно досталось страшному повороту «Вильнев»

Гибель Сенны изменила «Ф-1»: новые шлемы, системы защиты пилотов и переделанные легендарные автодромы

Реальная тряска и отвратительный обзор из болида «Ф-1»: мощная запись круга по Имоле с камеры на шлеме гонщика

Позор Проста, трагедия Шумахера, Райкконен на грани, юный Попов и съемки Top Gear – 7 забытых историй Имолы