Он заменил травмированного Шумахера в «Феррари» – но первую же победу отдал напарнику. И получил еще год в «Ф-1» взамен

От редакции: вы в новом блоге «Формула 1 Главная Трибуна». Здесь публикуются эксклюзивные интервью с людьми из мира «Формулы-1» – такую информацию на русском вы больше нигде не увидите. Поддержите автора подписками и плюсами!

Мика Сало – финский гонщик «Формулы-1» с опытом аж в семь сезонов – он гонял за «Лотус», «Тиррелл», «Эрроуз», «БАР», «Заубер» и «Тойоту», а также даже заменял Михаэля Шумахера в «Феррари», когда Красный барон сломал ноги в аварии на Гран-при Великобритании-1999. Всего у Сало целых два подиума и две победы на «Ле-Мане» в классе GT2.

Сейчас же финн – совсем не чужой российскому автоспортивному болельщику: Мика работает спортивным директором местной «Формулы-4» и работает в российской гоночной программе SMP Racing. В интервью он рассказал много интересного:

  • откуда в Финляндии столько классных пилотов (буквально каждый был на подиуме в «Ф-1»!)
  • как пришлось отдавать победу Ирвайну в «Феррари», когда Мика заменил Шумахера
  • Скудерия отплатила – устроила парня в «Заубер»
  • как именно работают стюарды на Гран-при

Почему среди финнов так много хороших гонщиков – Кеке Росберг, Боттас, Хаккинен, Райкконен и другие

Возможно, здесь как в России: у нас сложные погодные условия в течение года, много снега, не такие хорошие дороги – все это учит чувствовать и контролировать машину. Снег тренирует умение контролировать машину. Чувствуешь машину, когда по нему скользишь. Плюс мы начинаем очень рано – когда нам исполняется пять лет, мы идем на картинг. Думаю, это менталитет.

Он заменил травмированного Шумахера в «Феррари» – но первую же победу отдал напарнику. И получил еще год в «Ф-1» взамен

Про замену Михаэля Шумахера в «Феррари» в 1999 году

Я всегда был близок к «Феррари» еще с тех пор, как попал в «Формулу-1». Они уже тогда хотели меня заполучить, но не сложилось. Но я всегда был где-то рядом. Когда Михаэль сломал ногу в аварии, я оказался единственным, кто был полностью свободен. Мне позвонил Жан Тодт и спросил, не могу ли я приехать прямо сейчас в Италию. Первый же разговор был о том, что моя работа – это помочь Эдди [Ирвайну] и «Феррари» выиграть Кубок конструкторов, потому что я пришел в середине сезона и у меня не было шансов что-то выиграть самому. Мне сказали: все, что я могу – это помочь Эдди и «Феррари» взять чемпионский титул.

Он заменил травмированного Шумахера в «Феррари» – но первую же победу отдал напарнику. И получил еще год в «Ф-1» взамен

Не было плана по количеству гонок для меня – все просто ждали, когда же Михаэль поправится. Однажды он даже пробовал сесть в машину через четыре заезда после аварии. У нас были тесты в Муджелло, он приехал, забрался в болид и сказал, что пока еще слишком больно. Проехал пять кругов и сказал: «Нет, не могу». И уехал. И мы снова ждали от гонки к гонке.

Остался без победы на Гран-при Германии-1999

Когда я лидировал, то надеялся, что Эдди не окажется вторым. Я не видел его в зеркалах. Очень долго видел другую машину, которая была между нами, но потом ее не стало. В зеркалах появился красный болид и подумал: «Вот черт!». Прошло немного времени, со мной связался Росс Браун и попросил пропустить Эдди. Но это была моя работа. Я ее выполнил, и она укрепила хорошие отношения с «Феррари». Конечно, было бы круто выиграть. Но потом я работал с «Феррари» очень долго, больше 10 лет.

О работе в «Заубере» и переходе в «Тойоту»

В «Феррари» хотели, чтобы я остался, но у них уже был контракт с Баррикелло. И команда отправила меня в «Заубер», у которого были двигатели от «Феррари», чтобы я погонялся там, пока в Скудерии не освободится место. И «Заубер» взял меня.

Он заменил травмированного Шумахера в «Феррари» – но первую же победу отдал напарнику. И получил еще год в «Ф-1» взамен

В 2000 году я получил предложение от «Тойоты». Сразу же спросил у «Феррари», как они на это смотрят, и получил ответ: «Хорошая возможность, соглашайся». У меня был контракт с «Заубером» еще на один год, но я не видел там перспектив на хороший сезон. И расторг контракт.

А в «Тойоте» все шло не пойми куда. Было очень большое давление со всех сторон, а результатов не было. Очень тяжело. У меня был контракт еще на год, но я решил его прервать.

О работе стюардом: как принимаются решения во время Гран-при

Есть два постоянных стюарда и один стюард от гонщиков – например, им бываю я. У нас есть много разного оборудования. Немногие знают, что для нас работают больше 300 камер вдоль всей трассы. Мы видим все. У нас есть телеметрия от каждой машины, все радиопереговоры – все, что только возможно. И мы ничего не предпринимаем, пока гоночный директор не позвонит нам и не скажет «Взгляните на этот инцидент». Тогда мы его расследуем и должны быстро принять решение. Правда, если машины столкнулись и обе сошли, тогда мы не должны принимать срочное решение. Но если оно влияет на результат гонки, мы делаем все как можно быстрее. Все трое должны быть согласны с решением на все 100.

Про штраф для Себастьяна Феттеля на Гран-при Канады в прошлом году

Я тогда не был стюардом… Как гонщику мне показалось, что Себ просто пытался поймать машину, вылетая с мокрой травы. Только у него не очень получилось. Считаю, не надо было его наказывать. Но это мнение пилота.

Он заменил травмированного Шумахера в «Феррари» – но первую же победу отдал напарнику. И получил еще год в «Ф-1» взамен

Как у стюарда, у меня, наверное, было бы такое же мнение – и все закончилось бы дракой в кабинете. Но я до конца не знаю всю ситуацию, потому что меня там не было. У стюардов были камеры, телеметрия, и они видели, повернул Феттель в Льюиса [Хэмилтона] или нет.

Про планы на год

Я продолжу работу стюардом, когда начнется чемпионат. Также я работаю с SMP Racing в России и помогаю молодым гонщикам. У нас есть Роберт Шварцман – он скоро будет в «Формуле-1»! Я помогаю Роберту как только могу. Еще Алекс Смоляр сейчас в «Формуле-3» – считаю, у него хорошее будущее. Есть еще несколько хороших гонщиков. Мы надеемся найти еще многих в России.

Сколько стоит покрышка для болида «Ф-1»? Можно ли ее поставить на обычное авто? Босс гоночных шинников рассказал все