Перегрузки гонщиков в «Ф-1» замеряет сенсор размером 3 мм из наушника. Он снизил число сотрясений и заинтересовал NASA

Транзит технологий из гонок в космос.

За последние годы болельщики не раз убедились в сверхъестественном уровне безопасности современной «Формулы-1»: из мегазрелищных и страшных аварий гонщики выходят живыми и практически невредимыми. Особенно впечатлил инцидент на Гран-при Бахрейна в 2020-м: Ромен Грожан отделался ожогами рук после жесткого столкновения с барьерами и 27 секунд в огне, хотя его «Хаас» превратился в груду обломков – жизнь французу спасла система защиты головы «гало» и огнеупорный костюм.

Гонщик «Ф-1» провел в пламени взорвавшегося болида 27 секунд – и уцелел. Его спасли конструкция машины, смелый пожарный и комбинезон

Но есть и гораздо менее заметные элементы, позволившие «Ф-1» и автоспорту в целом выйти на этот потрясающий уровень. Самая миниатюрная деталь – трехмиллиметровый сенсор внутри наушника пилота. В гонках даже мельчайшие компоненты – произведения технического искусства!

Перегрузки гонщиков в «Ф-1» замеряет сенсор размером 3 мм из наушника. Он снизил число сотрясений и заинтересовал NASA

Крохотный акселерометр, встроенный в силиконовую основу наушника (отливается индивидуально под ушную раковину каждого гонщика), в трех измерениях определяет уровень перегрузок, действующих на голову пилота во время гонки. Данные передаются по тому же кабелю, что используется и для радиосвязи.

«В этом красота системы, – рассказывал спортивный директор «Феррари» Лоран Мекьес, раньше работавший ФИА по части технических исследований. – Мы получаем всю информацию неинвазивным способом: пилоту не нужны дополнительные провода, мы просто используем то, что уже есть».

Похожие устройства используются и в смартфонах, однако акселерометр для гонок рассчитан на огромные силы – до 400G! Сенсор внедрили в 2014 году, и одной из главных проверок системы стала авария Фернандо Алонсо на Гран-при Австралии 2016-го.

«Видео инцидента вместе с данными с бортовых записывающих устройств и ушных акселерометров позволили достичь беспрецедентного уровня понимания произошедшего», – отмечал после этапа в Мельбурне редактор Motorsport.com Джонатан Нобл.

Информация с сенсора помогает созданию 3D-модели на основе движений голова пилота во время аварии – и совершенствованию системы безопасности.

Перегрузки гонщиков в «Ф-1» замеряет сенсор размером 3 мм из наушника. Он снизил число сотрясений и заинтересовал NASA

Болид «Ф-1» и до 2014 года кишел высокотехнологичными штуками – консультант ФИА Энди Меллор объяснил, зачем понадобилась еще одна новинка:

«Можно извлечь очень много уроков из аварии, если обладать нужной информацией. Мы полагались на записывающие устройства, которые давали нам чрезвычайно важные данные – тем не менее, они могут рассказать только о нагрузках на машину. Так что возможность следить за перемещениями самих гонщиков – настоящий прорыв. Информация с акселерометра способна показать точную кинематику головы во время аварии.

В инцидентах с большими перегрузками мы можем получить данные сразу же. Потенциально это поможет врачам разобраться, что следует предпринять, а исследователи тут же поймут, нужно ли провести дополнительную работу над вещами вроде подголовников или положения пилота в кокпите».

В «Индикаре» аналогичную систему внедрили даже раньше – в 2012 году, а первые прототипы американцы обкатывали еще с 2004-го. Подготовка к внедрению устройства получилась трудозатратной и дорогой – только на манекена для крэш-тестов потратили 300 тысяч долларов!

Но девайс того стоил: если ранее в авариях с перегрузкой 60G (по датчикам машины) ускорение, действующее на голову гонщика, доходило до 80-90G, то сейчас оно меньше 60. Сильно упало и количество сотрясений.

Перегрузки гонщиков в «Ф-1» замеряет сенсор размером 3 мм из наушника. Он снизил число сотрясений и заинтересовал NASA

«Идея оказалась настолько успешной, что запросы приходили отовсюду – от NASA до НФЛ», – сообщал экс-гонщик серии, а ныне репортер Джон Бикис.

Космонавты могут испытывать перегрузки, схожие с действующими на элитных пилотов «Ф-1» при авариях – такие ситуации, к примеру, возможны во время приводнения. Так что акселерометр помогает в разработке более безопасные материалов не только в автоспорте.

«Мы уже изучали данные NASCAR, но у них нет акселерометров в ушах пилотов – только в болиде. С помощью информации «Индикара» мы можем соотнести перегрузки головы с травмами. Это позволяет установить стандарты для наших астронавтов», – пояснял инженер NASA Джефф Сомерс.

Действительно космический уровень технологий!

Костюмы для «Ф-1» поджигают на людях для проверки качества. 790 градусов по Цельсию – есть видео с тестов

Гонки на летающих машинах из «Звездных войн» – теперь реальность. Готовы первые болиды – с поворотами как в «Ф-1»

«Формула-1» поднимется в воздух? Разработан концепт летающего болида – разгоняется до 246 км/ч