Подробности финансового скандала с «Ред Булл» – 🤯 Правила расходов меняли посреди сезона, засчитали зарплату отстраненного инженера!

К ограничениям бюджетов в «Ф-1» все больше вопросов.

Подробности финансового скандала с «Ред Булл» – 🤯 Правила расходов меняли посреди сезона, засчитали зарплату отстраненного инженера!

Кажется, скандал с превышением предела расходов «Ред Булл» на первый титул Макса Ферстаппена в 2021-м эскалируется до стадии взрыва: Международная автомобильная федерация предложила команде предписанное регламентом соглашение об урегулировании, а грядущие чемпионы «Ф-1» взяли время на раздумье.

Все из-за сути нарушений финансового регламента – подробностями наконец впервые поделились инсайдеры нидерландской RacingNews365 (ранее они первыми публиковали приблизительные суммы перерасхода в $1-2 млн вместе с предположительными сферами – затрат на отпуска и кейтеринг).

Всего каждая команда должна была уложиться в установленные регламентом $147 млн (145 потолка + исключения на дополнительные гонки и спринты) на описанные сферы – но не на весь бюджет: в правилах множество исключений вроде трат на маркетинг и историческое наследие, и «Мерседес» все равно суммарно выложил в 2021-м свыше 400 млн.

Однако три команды до сих пор не разобрались с ФИА: «Уильямс» (как минимум сорвал срок сдачи отчетности 31 марта и заплатил за это штраф в $25 тысяч) и «Астон Мартин» поймали на процедурных нарушениях, а «Ред Булл» допустил и процедурные нарушения, и «незначительный перерасход» (до $7,3 млн).

Естественно, кейс команды Ферстаппена моментально взорвал паддок: ведь Макс выиграл два титула подряд (причем первый в 2021-м – в особенно скандальном финале с Хэмилтоном), а сам «Ред Булл» доехал до Кубка конструкторов в 2022-м под жалобы соперников в стиле «превышение бюджета в одном сезоне помогает и в следующих».

Где же именно «Ред Булл» превысил предел?

Подробности финансового скандала с «Ред Булл» – 🤯 Правила расходов меняли посреди сезона, засчитали зарплату отстраненного инженера!

Инсайдеры RacingNews365 уточнили сумму пробития – $1,8 млн. Но она не сложилась из «перетрат на отпуска и кейтеринг», просто 800 тысяч ушло на «внутренние траты, связанные с отпускными», а 1,2 млн – на «кейтеринг», потому их сумму использовали как показательный пример – яркие небольшие детали статей бюджета.

Тем не менее, источники сообщают, что «Ред Булл» подал подтвержденную аудитором отчетность о соответствии потолку расходов – с запасом в $4 млн. Тем не менее, специальная панель ФИА отказалась выносить некоторые расходы в исключения – оттуда и вышла разница в 5,8 млн.

Откуда же она взялась?

  • внутренние затраты на «отпуск» – это зарплата бывшего главы отдела аэродинамики Дэна Фэллоуса. Его отстранили от работы на середине 2021-го из-за грядущего перехода в «Астон Мартин» – а поскольку по регламенту «Ф-1» такие трансферы возможны только после обязательного полугодового отпуска, его контракт перевели в инженерную ветку Red Bull Advanced Technologies. Однако ФИА учла полную зарплату за год для потолка.
  • «Большой кусок» разницы в 6 млн – стоимость запчастей для сезона 2021-го, которые нельзя перенести в 2022-й из-за смены технического регламента. Изначально предполагалось, что все произведенные и не использованные в 2021-м запчасти такого типа можно будет не включать в потолок, однако в июне «этого года» (в источнике не до конца ясно, имеется ли в виду 2021-й или 2022-й) финансовые правила изменили и все детали учли под потолком.
  • $1,4 млн добавлены из-за того, что первоначально «Ред Булл» ожидал налоговый возврат на такую сумму от правительства Великобритании по программе возмещений трат на НИОКР, но к моменту проверки отчета они еще не поступили. Этот вопрос считается самым незначительным: «Ред Булл» достаточно подать дополнительные бумаги о том, что возврат все-таки будет.

Команды «Ф-1» не платили налоги пять лет. Еще и получали миллионные субсидии от правительства Британии

  • Зарплата главного инженера Эдриана Ньюи, вопреки слухам, получила одно из трех исключений для самых высокооплачиваемых сотрудников, у ФИА нет вопросов.

Выходит, перерасход денег в 2021-м – только на бумаге?

Подробности финансового скандала с «Ред Булл» – 🤯 Правила расходов меняли посреди сезона, засчитали зарплату отстраненного инженера!

Если инсайды RacingNews365 верны (пока по этому кейсу лучше источника не появлялось, а другой журналист авторитетного MotorSport Magazine Крис Медланд только подтверждал написанное нидерландцами), к финансовыми правилам «Формулы-1» и их применению возникает еще больше вопросов.

То есть, выходит, ФИА просто задним числом в 2022-м решила пересчитать бюджеты по новым правилам?

Или если правила изменили в июне 2021-го, то «Ред Булл» фактически оказался посреди сезона с необходимостью где-то взять еще несколько миллионов на компенсацию произведенных запчастей? Теперь понятно, почему команда просила вернуть даже карбоновые обломки разбитых антикрыльев и не меняла детали вплоть до появления совсем уж больших трещин.

Конечно, можно вновь использовать аргумент «все остальные команды вписались», но тут фактически на середине внешними действиями ломается финансовый план на сезон – наверное, вопросы о намеренном превышении можно закрывать. Причем не только для «Ред Булл» – для вообще всех команд, ведь теперь обратное недоказуемо (за исключением признаний непосредственных участников).

Но особенно смешной кейс инженера Фэллоуса! Его отстранили от работы над болидом из-за грядущего трансфера в другую команду по требованию правил – то есть над машиной он точно не работал. И теоретически можно понять формализм в учете его контракта: все-таки панель ФИА, по-видимому, пыталась исключить малейшие возможные лазейки и учитывала всех сотрудников из параллельных структур под потолком. Однако в момент подачи отчета Фэллоус официально перешел в «Астон Мартин», а парой месяцев спустя его даже связывали со скандалом из-за очень похожего на «Ред Булл» зеленого болида!

Подробности финансового скандала с «Ред Булл» – 🤯 Правила расходов меняли посреди сезона, засчитали зарплату отстраненного инженера!

Обновление года в «Ф-1»: аутсайдер выкатил копию «Ред Булл» – нарвался на подозрения в шпионаже, проверки и скандал

И ФИА не могла его не заметить – потому что «Астон Мартин» делал отдельный пресс-релиз в стиле: «регулятор все проверил». То есть невозможно предположить, будто кто-то мог не заметить фактическую смену команды Фэллоусом – а значит, и предположить фиктивность его отстранения с выводом в параллельную компанию ради попадания под потолок.

Можно было бы понять путаницу, если бы вердикт выносили до апреля, но ведь отчеты верифицировали уже в сентябре-октябре – то есть у ФИА было достаточно времени, чтобы разобраться.

И ведь если исключить хотя бы Фэллоуса и налоговый кейс, то «Ред Булл» впишется в потолок – хоть и на пределе. Даже без учета странного момента с внезапной сменой правил по учету запчастей.

Пат для «Ред Булл» и ФИА

Кажется, теперь понятно, почему «Ред Булл» до последнего отказывается вступать в соглашение с ФИА по превышению бюджета – видимо, в команде царит настроение в стиле «а какого черта?»

И позиция гонщиков «Ред Булл» – достаточно предсказуемая:

«Мы абсолютно уверены, что не превышали допустимую планку бюджета в 2021 году. Поэтому мы обсуждаем с ФИА сложившуюся ситуацию – чтобы отразить свою позицию, согласно которой мы все сделали правильно.

Думаю, в основном все это происходит потому, что мы просто очень хорошо выступаем. Соперники же пытаются любыми способами нас замедлить. Это нормально, так и работает «Формула-1»… В конечном счете, абсолютно все позволяют себе немного лицемерия», – посетовал Макс Ферстаппен.

Подробности финансового скандала с «Ред Булл» – 🤯 Правила расходов меняли посреди сезона, засчитали зарплату отстраненного инженера!

«В конечном счете, всегда есть команды, которые хотят вас замедлить, особенно если вы побеждаете. Это часть спорта, соревнований, так было всегда. Мне это кажется совершенно нормальным. В конечном итоге факты выйдут наружу и люди поймут, как все было на самом деле» – высказался Серхио Перес.

Вот только подтвержденные факты вряд ли в итоге выйдут наружу: практически все последние соглашения между командами и регулятором защищались пунктом о неразглашении. Если «Ред Булл» все-таки выберет не бороться дальше и согласиться на условия ФИА, то итоговый договор тоже будет защищен таким пунктом.

Однако регулятор теперь в сложном положении: по всем этим инсайдам выходит, что формирование и применение правил вызывает множество вопросов, потому жестко наказывать команду за такой спорный перерасход не совсем правильно. Тем не менее, не наказать или отделаться небольшим штрафом теперь уже тоже нельзя – со всей политической накачкой соперников из-за нехватки пояснений от ФИА в публичном поле и четкости в регламенте.

Теперь получается игра «кто первый сдастся и принесет в жертву часть своей репутации, чтобы спасти оппонента и все остальное». Либо ФИА признает ошибки и получит еще один болезненный удар по авторитету (который может и не пережить с учетом скандалов последних двух лет), либо «Ред Булл» пойдет на сделку за наказание средней величины и обречет себя навечно на звание официально подтвержденных читеров.

Третий вариант – разбирательство в Комиссии с полноценным обоюдным процессом защиты доказательств. Ох, это было бы весело.

Расследование подтвердило: «Ред Булл» и правда пробил лимит бюджета. Единственный в «Ф-1» – и, похоже, отделается штрафом

Возмущение команд «Ф-1» из-за потолка расходов – просто попытка похоронить успешного конкурента («Ред Булл»)

На Ферстаппена летит новая волна незаслуженного хейта – даже второй титул не помог. «Ф-1» повредит образ такого чемпиона?