Мощнейший удар по главному конкуренту «Мерседеса».
Октябрь сразу же зашел с сенсаций в автоспорте: «Хонда» совершенно внезапно и без предварительных сливов объявила о сворачивании присутствия в «Формуле-1» после сезона-2021. Японская компания больше не будет поставлять моторы ни для «Ред Булл», ни для «Альфа Таури» – так что главный соперник «Мерседеса» в ближайшее время потеряет заводскую поддержку.
Решение было принято за несколько дней: по рассказам инсайдеров, «Хонда» предметно связалась с партнерами насчет возможного ухода в августе, а финальное решение приняла в самом конце сентября – буквально пару дней назад.
Пока неясно, с чем связана такая поспешность, известно лишь одно: на сей раз коронакризис не при чем. Японская корпорация уходит «Формулы-1» исключительно по инженерным причинам: в официальном пресс-релизе решение объяснили следованию целей по наращиванию выпуска электромобилей до 2/3 всей продукции с 2030-му и по достижению углеродно-нейтрального статуса к 2050-му. Судя по всему, в «Хонде» посчитали попытки чемпионата снизить выбросы гибридными технологиями и синтетическим топливом подходящими для их долгосрочной стратегии – хотя и не все в руководстве японской компании поддерживали идею ухода.
«Меняющийся фокус внутри автомобильной индустрии привел «Хонду» к решению перенаправить ресурсы, – подтвердил шеф «Ред Булл» Кристиан Хорнер. – Мы понимаем и уважаем эти обстоятельства.
Их решение ставит перед нами очевидные трудности, но мы как команда были здесь и раньше и с нашей силой мы глубоко подготовлены и вооружены для эффективной реакции – как и доказывали в прошлом».
Дата ухода из «Формулы-1» тоже понятна: нынешние соглашения с командами действуют как раз до конца 2021-го, так что у «Ред Булл» еще остается год на поиск альтернативного поставщика. Также свертывание присутствия именно перед 2022-м означает пролет мимо нового регламента – так что японцам не придется инвестировать еще больше денег в обновление силовых установок под радикальную смену правил.
Но как бы не объясняли внезапное решение в пресс-релизах, общественное восприятие события навсегда останется однозначным: это побег и капитуляция. При приходе в «Ф-1» «Хонда» много говорила о желании вернуть победные традиции и выиграть титулы, а теперь компания фактически сдается, признав невозможность превзойти «Мерседес» даже несмотря на все внедренные инновации в блок с турбиной. Очень печальный финал партнерства, считавшегося главной угрозой для лучшей команды современности – как бы японцы ни обозначали в прессе желание уйти с чемпионским титулом в 2021-м.
У «Ред Булл» есть альтернатива. Это старый партнер, альянс с которым закончился скандалом
До «Хонды» австрийская компания работала с «Рено» с 2007-го по 2018-й – случались и успехи, и провалы. Вместе с французским автогигантом «Ред Булл» выиграл четыре титула подряд (с 2010-го по 2013-й), но партнер провалил переход на гибридные силовые установки: маломощные и ненадежные моторы выбили недавних доминаторов из претендентов на титулы.
Более того, в 2016-м «Ред Булл» потерял заводскую поддержку после возвращения «Рено» в «Ф-1» в качестве полноценного конструктора. Все вылилось в грандиозный конфликт: моторы на болидах Ферстаппена и Риккардо забрендировали под Tag Heuer, постоянные перепалки боссов команд из-за отказов французской техники регулярно просачивались в прессу, а владелец австрийского концерна Дитрих Матешиц даже несколько раз пригрозил уходом из «Ф-1».
В итоге партнерство завершилось закономерным уходом «Ред Булл» к «Хонде» ради заводского статуса и первоклассной инженерной поддержки со стороны японцев. Причем реализовали его по весьма унизительной для «Рено» схеме: сперва на год перевели на альтернативные моторы «Торо Россо», а основная команда еще год ездила на брендированных установках.
Сейчас же обстановка в «Формуле-1» поменялась еще больше: у «Рено» из-за жесткой позиции босса программы Сириля Абитебуля вообще не осталось клиентов (последний – «Макларен» – уйдет после конца текущего сезона), двигатель «Феррари» оказался слабейшим после скандала с расследованием ФИА и последовавшей тайной сделкой, а у лидера моторной гонки «Мерседеса» заняты все слоты на поставку (четыре из четырех). Теоретически «Ред Булл» мог бы получить моторы «Феррари» для одной из команд – но Скудерия уже отказывала им в 2016-м, и вряд ли с тех пор что-то изменилось.
Так что реальной опцией для австрийцев остается только «Рено» – причем не только из-за положения на рынке, но и из-за новых правил «Формулы-1». В соответствии с ними, если команда не находит себе моториста к 2022-му, контракт принудительно заключается с тем поставщиком силовых установок, у кого наименьшее количество клиентов. А это и есть «Рено».
Может ли «Ред Булл» увильнуть от сделки с давно надоевшим давним партнером? Да – либо через поиск нового моториста за пределами «Ф-1» (для сезона-2022 уже поздно, так что сработает только для 2023-го), либо если сама уйдет из серии вслед за партнером. Правда, проблема с моторами не рассосется: «Ред Булл» всеми командами подписал Договор согласия до 2025-го, и даже в случае продажи обеих организаций им тоже придется где-то добывать себе двигатели.
«Как подписант последнего Договора согласия «Формулы», «Ред Булл» остается преданным спорту в долгосрочной перспективе, – опроверг подобные возможности Хорнер. – Мы движемся вперед, к новой эре инноваций, развития и успеха».
«Мы продолжим выполнять свои обязательства и не собираемся уходить из «Формулы-1» – обе наши команды подписали Договор Согласия», – подтвердил и советник гоночной программы Гельмут Марко.
Вряд ли пресс-релизы Кристиана после общения с Абитебулем и сделки с «Рено» будут такими же радужными: все-таки французский мотор проиграет даже «Хонде» около 30 л.с. чистой мощности. С другой стороны, новый регламент 2022-го предполагает полное перемешивание пелотона, и к тому моменту небольшая потеря в эффективности может уже не играть старой роли.
Правда, есть и более фантастический вариант: якобы «Ред Булл» выкупит моторный завод «Хонды» в Великобритании и начнет производство моторов самостоятельно. Вот только для такого фокуса потребуются огромные единовременные вложения и расходы в районе $100 миллионов в год – а бюджет австрийцев на сезон колеблется лишь в районе $300 миллионов. Даже с учетом грядущего потолка расходов в 145 миллионов Матешицу придется увеличить инвестиции (разницу в 55 миллионов сожрут исключения из-под лимита) – так что подобную возможность рассмотрят только уж совсем в безвыходном положении.
А слухи о возможном приглашении «Порше» в качестве моториста с 2026-го пока выглядят максимально отдаленными и неконкретными. «Ред Булл» сейчас важнее решить более насущные проблемы – а уже потом задумываться над более отдаленным будущим.
Внезапные хорошие новости для Квята: шансы сохранить место в «Альфа Таури» повысились
Несколько недель подряд перед объявлением об уходе «Хонда» фигурировала в публичном поле совсем по другим причинам: японская компания заявляла о переговорах с «Ред Булл» по продвижению их юного пилота Юки Цуноды в «Ф-1». Поскольку парень плотно прописался в пятерке сильнейших в «Ф-2», его повышение вместе с политическим бэкграундом выглядело очень логично: разговоры о подписании протеже «Хонды» в контексте «помощи японской компании с местным рынком ради создания лучшего образ присутствия в главной серии мира».
«Ред Булл» недоволен выступлениями Квята. Похоже, Даниил вылетит из «Формулы-1» – мест почти не осталось
Теперь все политические преимущества Цуноды пропали – а значит, вновь все решает исключительно спортивная составляющая. И здесь Даниил не проваливается: он демонстрирует весьма неплохой в среднем уровень по ходу всего сезона, а неудачи по большей части связаны с невезением (или еще большим везением соперников и напарника). Выгонять его по сути не за что (кроме не самых сильных квалификаций) – и юниор из «Ф-2» пока не выглядит более перспективным вариантом. Юки все еще не хватает стабильности – так что без политического фактора «Хонды» «Ред Булл» запросто может оставить парня в молодежках еще на сезон для дальнейшего прогресса.
Конечно, Даниила не обязательно сохранят в любом случае, но также теперь перед Гельмутом Марко и Дитрихом Матешицом встал большой соблазн отказать японцам совсем в ответ на крупную подставу.
Теперь уход Ферстаппена более реален. Вопрос лишь в сроках
Удар по перспективам «Ред Булл», скорее всего, простирается и за пределы 2022-го – и все из-за контракта с лидером команды и одним из лучших действующих пилотов мира Максом Ферстаппеном.
Нидерландца подписали минувшей зимой аж на четыре года – до завершения сезона-2023 – как раз после прогресса болида в 2019-м по сравнению с машиной 2018-го. И ключевую роль в заключении именно длительной сделки сыграло обладание заводского мотора с осязаемыми перспективами его развития.
«Макс доказал, каким ценным активом он является для нашей команды, он действительно верит в перспективы сотрудничества с «Хондой» – и мы рады продолжить отношения с ним», – именно так приветствовал контракт с Ферстапеном Кристиан Хорнер.
В 2020-м японский двигатель все-таки не добрался до должного уровня, необходимого для схваток за титул: «Мерседес» здорово прибавил в мощности за счет эффективной реализации гибридной энергии, а японская техника так и не поборола проблемы со стартами и работой на низких оборотах. Провалы из-за падения мощности, нехватка скорости на прямых (достигавшая иногда 0,6 секунды проигрыша «Мерседесу» с круга) спровоцировала многочисленные комментарии Макса вроде «меня уже тошнит от этих проблем». И «Ред Булл» последовательно занял сторону именно пилота: рассказывал в медиа чуть ли не на каждом уик-энде об обсуждениях с Ферстаппеном прогресса «Хонды» и путей исправления ситуации. Японцы вновь попали в положение виноватых – почти как в эре Алонсо и «Макларена» в 2015-м и 2016-м.
Но поведение «Ред Булл» абсолютно понятно: судя по всему, на мощность двигателя могут быть завязаны различные опции досрочного расторжения контракта №33.
«На самом деле у Макса пока есть непрерывный договор на 2021 год, – рассказал в последнем интервью Марко. – Но мы прекрасно понимаем, что должны предоставить ему конкурентоспособный мотор».
Похоже, без топовой силовой установки Ферстаппен имеет теоретическую возможность освободиться от связей с «Ред Булл» уже в 2022-м.
Насколько реально расставание Макса с командой из-за мотора? Возвращение к клиентской системе с надоевшим партнером точно не вписывается в понятие «конкурентоспобного мотора» и точно скажется на мотивации Макса. Правда, уходить прямо перед внедрением нового регламента будет не слишком логично: все-таки «Ред Булл» остается топовой организацией с гением Эдрианом Ньюи в инженерном штабе. Но если новый альянс не выстрелит в 2022-м и не покажет перспектив в начале 2023-го, Ферстаппен точно отправится на поиски новых вариантов.
И перед ним окажется крайне заманчивая и сильная возможность – сменить Льюиса Хэмилтона в «Мерседесе». Англичанину на тот момент исполнится уже 39 лет, и 2023-й как раз является датой предположительного истечения его нового контракта: шестикратный чемпион пока ничего не подписал, но предпочитает заключать трехлетние сделки. Скорее всего, этот договор станет последним в карьере Хэмилтона – и для «Мерседеса» лучшим шагом будет сменить одного пилота из тройки лучших на другого. Австрийской команде же остается только искать новую звезду – причем начинать стоит уже сейчас. Просто на всякий случай.
В сухом остатке«Хонда» очень сильно подставила «Ред Булл» и здорово уронила их перспективы на титул и сильное будущее. Теперь австрийской корпорации придется заново выстраивать всю стратегию присутствия в автоспорте и в «Формуле-1». В принципе, именно так японская команда обычно и поступает: в 1992-м то же самое на себе ощутил «Макларен», а в 2008-м – уже собственная заводская команда (которую сбросили Россу Брауну за 1 фунт стерлингов – и которая потом превратилась в «Мерседес»). Да, в Японии очень сильна культура традиций.