Талант из Питера дебютировал в «Ф-1» за «Феррари». Правда, для шанса пришлось брать израильский флаг

Роберт Шварцман наконец выбрался из базы в Маранелло.

Помните чемпиона «Формулы-3» и слушателя Академии «Феррари» Роберта Шварцмана? 22-летний питерец стал вторым в прошлом сезоне «Ф-2» и на десять месяцев пропал из реальных гонок – боевого места в «Ф-1» не нашлось, кататься в молодежках дальше не было смысла, и Роберт обернулся резервистом Скудерии (в точности как его победитель в 2021-м Оскар Пиастри – в «Альпин»).

А в первой практике перед Гран-при США Шварцман обнаружился в болиде «Феррари» Шарля Леклера – спасибо обязательному требованию регламента по тестам для новичков.

Талант из Питера дебютировал в «Ф-1» за «Феррари». Правда, для шанса пришлось брать израильский флаг

Талант из Питера дебютировал в «Ф-1» за «Феррари». Правда, для шанса пришлось брать израильский флаг

Талант из Питера дебютировал в «Ф-1» за «Феррари». Правда, для шанса пришлось брать израильский флаг

Талант из Питера дебютировал в «Ф-1» за «Феррари». Правда, для шанса пришлось брать израильский флаг

Талант из Питера дебютировал в «Ф-1» за «Феррари». Правда, для шанса пришлось брать израильский флаг

И показал 16-е время – лучшим из «временщиков»: почти достал бывших соперников по «Ф-2» и «Ф-3» Мика Шумахера и Юки Цуноду и привез секунду другому дебютанту Алексу Палоу на «Макларене» (чемпиону «Индикара», между прочим!) и Тео Пуршеру.

Талант из Питера дебютировал в «Ф-1» за «Феррари». Правда, для шанса пришлось брать израильский флаг

Вообще Шварцман стал первым в истории гонщиком Скудерии, заменившим основного пилота в пятничной практике. А в последний раз «Феррари» выставляла троих в рамках одного уик-энда в 1976 году: тогда на старт допускались три машины, и на Гран-при Италии гонялись Ники Лауда, Клей Регаццони и Карлос Рейтеманн.

«Дебют в официальной сессии «Ф-1» за Скудерию «Феррари» – большая честь, а то, что я первым получу такой шанс за столько лет – нечто поистине особенное. Конечно, я волнуюсь, но в то же время не терпится впервые сесть за руль этой машины и посмотреть, как работа на симуляторе соотносится с реальностью», – признавался перед заездом новоиспеченный №39.

«Тело отвыкло от таких нагрузок. Когда садишься за руль реальной машины, чувствуешь кочки, перегрузки, все словно заново.

Я впервые упрвлял F1-75 и впервые работал на этой трассе. Сперва плохо ориентировался, поэтому передо мной стояла единственная задача – постепенно прибавлять, не допускать ошибок и выполнять запросы команды.

Думаю, показал стабильный прогресс, я доволен. С каждым кругом я прибавлял почти по полсекунды, ехал все быстрее, и будь у меня возможность проехать еще десяток кругов, я смог бы вплотную приблизиться к гонщикам, показавшим более высокие результаты. Я атаковал всего шесть кругов. В любом случае, для меня важен каждый круг, ведь мне дали реальную машину, чтобы потом я лучше объясняться с инженерами на симуляторе», – поделился Роберт после завершения дебюта.

Но лицензия у Роберта оказалась израильской, а не российской – шанс сменить флаг чемпион «Ф-3» получил из-за места рождения.

Талант из Питера дебютировал в «Ф-1» за «Феррари». Правда, для шанса пришлось брать израильский флаг

Талант из Питера дебютировал в «Ф-1» за «Феррари». Правда, для шанса пришлось брать израильский флаг

«Я родился там, в Тель-Авиве, – рассказал Шварцман в интервью итальянскому Motorsport в ответ на вопрос о смене флага. – Семья моего отца – из Израиля, он тоже был изральтятином [отец Роберта Михаил умер в 2020-м – Sports.ru]. В Тель-Авиве я провел первые три года жизни, потом семья переехала в Россию. Когда я начал заниматься картингом, отец решил, что мы получим российскую лицензию, поскольку жили в России.

У меня всегда был израильский паспорт. А когда ситуация между Россией и Украиной ухудшилась, я решил подать заявку на получение гоночной лицензии от Израиля. В конце концов, я же хочу быть гонщиком, моя главная цель – «Формула-1».

И после того, как в ФИА приняли те решения, которые приняли (требования в отношении спортсменов из России – о подписании документа с согласием с санкциями), у меня возникла необходимость сделать так, чтобы я в кратчайшие сроки был доступен для работы, если «Феррари» понадобится посадить меня за руль. Мы действовали быстро, чтобы не упустить свои возможности».

Талант из Питера дебютировал в «Ф-1» за «Феррари». Правда, для шанса пришлось брать израильский флаг

Поддерживает ли Роберта гоночная программа Бориса Ротенберга «СМП Рейсинг»?

«Эта глава закрыта, – ответил Шварцман. – Я бы точно не сумел достичь всего этого и не оказался бы здесь сейчас без поддержки «СМП» и гоночной Академии «Феррари». За последние годы «СМП Рейсинг» очень много мне помогали, но в этом году я, скажем так, начал ходить самостоятельно и теперь вся моя спортивная деятельность зависит от «Феррари».

Тем не менее, на сайте «СМП Рейсинг» Шварцман остался – с неизменным Санкт-Петербургом в карточке.

Талант из Питера дебютировал в «Ф-1» за «Феррари». Правда, для шанса пришлось брать израильский флаг

Чем же теперь занимается Роберт? Если вкратце, тем же, что и Квят во время года перерыва от «Ф-1» в 2018-м на роли тестера: вкалывает на симуляторе, ищет настройки для боевых пилотов и помогает с быстрой базовой оценкой обновлений.

«Работа тестером стала лучшим вариантом, когда боевых мест не осталось. Она позволила мне ездить в машине 2021 года на тестах, помогать команде, и себя поддерживать в форме.

Но в основном я работал на симуляторе с виртуальной машиной этого года. Тестировал разные варианты настроек для команды. Симулятор «Феррари» позволяет предполагает работу с тонкими настройками машины и близкое общение с инженерами. Моя задача – опробовать как можно больше вариантов настроек, прочувствовать их – и обеспечить команде лучшие отзывы. Так я стал более совершенным пилотом.

Талант из Питера дебютировал в «Ф-1» за «Феррари». Правда, для шанса пришлось брать израильский флаг

Когда поступают данные с трассы, весь уик-энд я занимаюсь корреляцией и дополнительными тестами. Потом мы сравниваем впечатления, Карлос Сайнс и Шарль Леклер задают вопросы о моем мнении насчет того или иного решения. Это командная работа.

Я много времени провожу на симуляторе. Фактически у меня третья машина, хоть и виртуальная – и я сверяю данные, так и помогаю. На Гран-при Майами в ночь на субботу мы с инженерами работали до шести утра».

Выходит, теперь главный гоночный юниор России остался в системе «Феррари» и без спонсоров, а только благодаря чистому таланту. Но уже без триколора.

Что же дальше? Только пытаться пробиться в Гран-при уже на место боевого пилота: «Если честно, у меня нет запасного плана, если не получится с «Формулой-1».

«Роберт – фантастический гонщик. Он очень быстрый, особенно в машине «Формулы-1», – хвалит парня шеф Скудерии Маттиа Бинотто. – Когда он садится в болид «Формулы-1», то показывает невероятную скорость.

Талант из Питера дебютировал в «Ф-1» за «Феррари». Правда, для шанса пришлось брать израильский флаг

Некоторые пилоты прекрасно выступают в «Формуле-3» и «Формуле-2», а потом оказываются недостаточно быстрыми в «Формуле-1». Роберт – обратный пример. В «Формуле-3» и «Формуле-2» он выступал хорошо, но в болиде «Формулы-1» он очень силен. Жаль, что в данный момент у него нет кокпита».

В этом сезоне Роберт проводит большую работу на симуляторе, он сильно помог команде в развитии болида. Я считаю, что он прибавил как гонщик и отточил свои навыки. Сейчас он куда более зрелый пилот, чем год назад. Он заслуживает кокпит в «Формуле-1». В данный момент найти место очень тяжело, но, надеюсь, в будущем это случится»

Пока свободные места остались только в «Хаасе» (публично отказавшемся от идеи приглашения новичка) и «Уильямсе» (хотя туда метит юниор из США Логан Серджент). К тому же, Роберт вновь маякнет в «Формуле-1» в конце сезона в Абу-Даби – и Скудерия редко так в кого-то вкладывается. Шансы на продвижение небольшие, но теоретически пока остаются.

Его считали суперюниором и будущим пилотом «Ф-1» – а год спустя он остался вообще без гонок. Но для карьеры так даже лучше

Наш талант из «Феррари» – теперь президент цветочной компании (оборот – 650 млн рублей). Совместит погоню за «Ф-1» и бизнес

Суперталант «Феррари» из Питера ездит на суперкаре за 200 тысяч долларов. С огромным российским гербом на капоте