Трюк Алонсо для скорости в квалах: одновременно давить на газ и тормоз в некоторых поворотах. Секрет в дополнительном прогреве шин

Гарантирует больше контроля над болидом.

Фернандо Алонсо провел 347 Гран-при в «Ф-1» – больше кого-либо. Но накат был бы просто обычной цифрой (как возраст в паспорте), если бы двукратный чемпион не извлекал из него ценные данные для улучшения пилотажа – и как раз здесь №14 безмерно хорош: практически в каждом уик-энде замечается какой-то новый трюк.

Например, в квалификации на Гран-при Франции покадровое сравнение лучших кругов пилотов «Альпин» показал, чем же Алонсо компенсирует недостатки машины в некоторых поворотах:

Заметили, как болид Окона немного болтало на второй половине круга и Эстебану даже приходилось его отлавливать рулем и корректировать траектории? Алонсо же ехал в тех местах примерно с такой же скоростью, но без проблем.

Трюк Алонсо для скорости в квалах: одновременно давить на газ и тормоз в некоторых поворотах. Секрет в дополнительном прогреве шин
Трюк Алонсо для скорости в квалах: одновременно давить на газ и тормоз в некоторых поворотах. Секрет в дополнительном прогреве шин

А вот здесь №31 держал машину в повороте педалью газа, смещая ее баланс и перегружая заднюю ось – вроде обошлось без потери времени, но Леклер в похожей ситуации в гонке улетел в барьеры.

Трюк Алонсо для скорости в квалах: одновременно давить на газ и тормоз в некоторых поворотах. Секрет в дополнительном прогреве шин

Возможно, дело в настройках, но не только: испанец специально дополнительно прогревает шины на первой половине круга, чтобы температуры передавались внутрь равномернее и сцепление сохранялось стабильным весь круг. Ведь в квалификацях обычная проблема – недогрев шин на первом секторе, затем мощная нагрузка на втором, а к концу третьего поверхность покрышек уже практически вскипает – в итоге из-за несоответствия внутренним и внешним температурам резина может непредсказуемо деградировать, вызывая неожиданные перебои в сцеплении. А уже они обеспечивают внезапную избыточную поворачиваемость или срывы задней части, которые и нужно ловить.

Бороться можно только более равномерным и эффективным прогревом – и его не так-то просто провести в квалификации на одном круге выезда из боксов. Ехать два (прогревочный-прогревочный-быстрый) можно только на коротких трассах без сильных потенциальных помех со стороны соперников (Канада – подойдет, а вот Монако – уже нет, слишком велик риск).

Потому приходится искать компромиссы и мелкие трюки для поддержания высоких температур в конце установочного круга и на первом секторе – чтобы внутренности покрышки тоже успевали прогреться. Именно здесь и включилась изобретательность Алонсо.

Он просто чуть раньше нажимал на педаль тормоза, но не отпускал педаль газа – потому зона замедления расширялась, но почти не терялось время из-за более раннего торможения. Зато увеличивался и период активации колодок и дисков – на них дольше генерировалось усилие и температуры, они передавались в шину и дольше прогревали ее внутренность. Фактически вышел боевой аналог «пробуксовок», которые гонщики иногда делают на прогревочном круге перед стартом заездов.

Фернандо делал так в первом повороте:

Трюк Алонсо для скорости в квалах: одновременно давить на газ и тормоз в некоторых поворотах. Секрет в дополнительном прогреве шин
Трюк Алонсо для скорости в квалах: одновременно давить на газ и тормоз в некоторых поворотах. Секрет в дополнительном прогреве шин

И на середине трека после длинной прямой, на которой покрышки уже немного остывают:

Трюк Алонсо для скорости в квалах: одновременно давить на газ и тормоз в некоторых поворотах. Секрет в дополнительном прогреве шин

Окон же ехал по классической квалификационной философии «тормози позже, атакуй раньше». Ее нельзя считать неверной, она всегда работает при прочих равных, если ты лучше определяешь точки нажатий на педали и моменты поворота руля, либо быстрее реагируешь на поведение машины.

Алонсо же пошел другим путем – не стал соревноваться «в лоб», а придумал, как прежде всего улучшить поведение. Лишь уже потом включил поиски точек – они необязательно даже оказались глубже в поворотах, но буста сцепления схватило для преимущества в 0,3 секунды.

В гонке такая стратегия вряд ли сработает: на длинной дистанции есть менее рисковые и экстремальные методы прогрева и поддержания нужной температуры. К тому же, больше времени с открытым газом ведет к повышенному расходу топлива, а постоянные увеличенные нагрузки быстрее повреждают тормоза и резину – во время одного круга это некритично (особенно после отмены правила стара на квалификационном составе), но в гонке может быть крайне важно.

Алонсо же требуется особый подход как раз потому, что он не переигрывает напарника буквально в каждой квалификации: например, в Саудовской Аравии, Испании, Австрии и Венгрии Окон был выше (в Австралии тоже, но там Фернандо вообще ехал на поул и улетел в стену из-за поломки болида). Испанец – не лучший в соревнованиях по чистому поиску лучших точек торможения и газа и точно (уже) не лучший по скорости реакции, потому и ищет новые подходы.

Трюк Алонсо для скорости в квалах: одновременно давить на газ и тормоз в некоторых поворотах. Секрет в дополнительном прогреве шин

«Возможно, я не самый быстрый гонщик в условиях квалификации или под дождем, но если говорить о сумме умений во всех областях, то я бы поставил себе 9,5 баллов из 10. И я стараюсь этим пользоваться», – говорил о себе испанец еще в 2018-м.

Похоже, он это и имел в виду.

Бывший шеф Алонсо поддел Фернандо после внезапного ухода: «он уже на яхте в Греции». Моментальный ответ – фото с тренировки на личном карт-треке

Команда отобрала у Алонсо место в топ-5 – недокрутила колесо на пит-стопе. А Фернандо скрыл фэйл от судей

Алонсо вытолкнули на траву при обгоне. Фернандо пригрозил обидчику пальцем из машины – и довел атаку до победы