Роберт Шварцман – лучший в «Формуле-3».
Впервые с 2013 года в России появился чемпион в гонках одноместных машин: после Даниила Квята большого успеха в молодежной серии «Формула-3» добился 20-летний Роберт Шварцман из Санкт-Петербурга.
Сезон-2019 – первый в истории новой «Формулы-3», созданной на основе GP3 и европейской «Формулы-3». Система младших серий стала чуть менее запутанной: теперь путь в главный автогоночный чемпионат лежит через «Формулу-3» и «Формулу-2» – логично, но раньше все было не совсем так. Сейчас лучшие в третьей «Формуле» отправляются во вторую, а затем имеют шанс попасть и в «Ф-1» – к примеру, в этом году на самом верху зажигают сразу три выпускника младшей серии. Безусловно, так будет не всегда – уже объявлено, что чемпион «Формулы-2» этого года Ник де Врис продолжит карьеру в «Формуле E». Но в целом тренд, понятен, тем более и в этом сезоне промоушен в «Формулу-1» не исключен: в «Уильямсе» вполне может оказаться Николя Латифи (2 строчка в текущем чемпионате «Формулы-2»).
Шварцман – молодая надежда «Феррари»
Фанаты автоспорта уже хорошо знакомы с блондином из Питера – прошлый год Роберт провел в старой европейской «Формуле-3», где составил приличную конкуренцию партнеру по «Према» Мику Шумахеру – сыну легенды автоспорта. И Шварцман, и Шумахер – участники академии «Феррари», и можно с уверенностью сказать, что будущее Скудерия связывает именно с этими ребятами. А ставить на свою молодежь «Феррари» продолжит – пример феноменального Шарля Леклера перед глазами.
В Академии есть и другие парни – к примеру, амбициозный новозеландец Маркус Армстронг. Именно он считался одним из претендентов на титул, но после победы россиянина и третьего (на данный момент) места Армстронга акции Шварцмана значительно возросли.
Шварцман ведет себя на трассе по-взрослому – ему помогает первый российский пилот «Формулы-1»
Состав в «Ф-3» в этом году подобрался чуть ли не ярче, чем во второй Формуле: подъехали таланты из «Ред Булл» Юри Випс, Юки Цунода и Лиам Лоусон, тот же Армстронг, индийская молодежь в лице Джехана Дарувалы и многие другие. Зачастую наблюдать за младшими сериями интересно по одной простой причине – неопытные гонщики лезут в атаку при малейшей возможности, и аварийные ситуации создаются куда чаще, чем в «Формуле-1».
Выделиться из толпы будущих звезд можно было лишь рассудительным пилотажем и выверенной стратегией на гонку, и Шварцману это удалось. В команде с ним работает Виталий Петров – первый российский пилот «Формулы-1», погонявший за «Рено» и «Катерхэм» (в активе – подиум в Австралии-2011). Перед Гран-при России Петров чуть подробнее рассказал о своей тренерской работе: по его словам, он не говорит Роберту, где нажимать на тормоз в конкретном повороте, а делится гонщицкими «фишками», накопившимися за годы карьеры. Сдержанность Роберта на трассе – отчасти результат влияния Петрова.
Совсем без ошибок не обошлось. После мощного старта (две победы и одно второе место в четырех гонках) на этапе в Австрии Шварцман зарубился с Армстронгом:
Россиянин еще легко отделался после спорного инцидента – потерял лидерство из-за штрафа, но смог завоевать третье место в гонке, а конкурент сошел. Венгрия стала критической точкой сезона – Роберт переусердствовал при атаке на Фелипе Друговича и сломал крыло, заработав за уик-энд «только» 10 очков.
Однако выводы были сделаны и последующие гонки прошли в чемпионском стиле.
В первой половине гонки Шварцман обычно не несся во весь опор, а работал с резиной, забирая свое на заключительных кругах – всегда с помощью выверенных и подготовленных маневров. Итог – два подиума в Бельгии, победа и очко за восьмое место в Италии и, наконец, вторая позиция в Сочи, сделавшая Роберта чемпионом. В победном заезде Роберт также не пытался все решить на старте – несмотря на упущенное лидерство, он привычно вернул первое место на середине дистанции, а на последнем круге не стал упираться против того же Армстронга, прекрасно понимая, что ни к чему сталкиваться, когда титул почти в кармане. Сравните с Юри Випсом – эстонец производил очень приятное впечатление и в какой-то момент приблизился к Шварцману на расстояние 12 очков в чемпионате, но в решающий момент глупо закрэшил и потерял надежду на титул (и, возможно, место в «Торо Россо»), уехав из Монцы с нулем.
Юный пилот «Ред Булл» упустил шанс на титул в «Ф-3» из-за глупой аварии. Теперь он не конкурент россиянину
Следующий сезон Шварцмана – в «Формуле-2». Скоро ли переход в «Ф-1»?
После прекрасного сезона россиянин точно не пропадет, и, скорее всего, мы будем смотреть на него в болиде «Формулы-2».
«С вероятностью 99 процентов я перейду в «Формулу-2», – заявил петербуржец после завоевания титула, – Я в предвкушении, но пока не знаю, в какой команде буду работать. Сейчас у меня нет никакой информации. Мне нравилось работать в «Према», здесь много талантливых специалистов, у меня хорошие отношения с ними, но кто знает».
Роберт надеется, что окажется «в хорошей машине и хорошей команде» – что ж, все мы хотим того же. Но все же гораздо интереснее будет следить за следующим межсезоньем. В «Формуле-1» грядут большие перемены, и значительные перестановки в составах не за горами. Шварцман победил в очной борьбе Армстронга – главного конкурента по «Феррари», и теперь единственный гонщик Скудерии с более предпочтительными шансами на кокпит в сезоне-2021 – Мик Шумахер.
Младший Шуми не впечатляет в «Формуле-2» – 11-я строчка, одна победа на необгонном «Хунгароринге» с поула, завоеванного благодаря правилу перевернутой решетки. Да, некоторые поражения можно списать на невезение, но пока либо Мик еще не освоился в новой для себя серии, то ли его талант значительно уступает хайпу вокруг легендарной фамилии. Пока Шумахер-младший явно не готов к «Формуле-1», но мало кто сомневается, что и «Феррари», и он сам приложат все усилия для того, чтобы сделать мечту Мика реальностью уже в 2021 году.
Найдется ли у «красных» два места в 2021 году? В теории в конце сезона-2020 могут открыться три вакансии – контракт заканчивается у Себастьяна Феттеля в «Феррари», а также Кими Райкконена и Антонио Джовинацци в «Альфа Ромео» (да, итальянца еще не продлили, но скорее всего, сделают это в ближайшее время).
В следующем году Кими исполнится уже 41 – вряд ли стоит рассчитывать на новое соглашение. Феттель в «Феррари» не будет чувствовать себя в безопасности – немец явно уступает Леклеру и вытягивает из команды огромную зарплату (по слухам, это вызывает недовольство даже работников Скудерии). Но три места в теории превращаются в лучшем случае в одно на практике: «Феррари» наймет готовую звезду «Ф-1» (условный Риккардо), а «Альфа», скорее всего, сохранит действующую схему из молодого и опытного и отдаст юном таланту лишь один кокпит. Пара Шумахер-Шварцман в «Альфа Ромео» смотрелась бы свежо и рок-н-рольно, но, к сожалению, куда реалистичней выглядит сочетание Квят (Феттель, на худой конец – Джовинацци) – Шумахер (Шварцман). К тому же, «Феррари» распоряжается лишь одним местом в «Альфа Ромео». «Красные» используют кокпит в младшей команде для того, чтобы готовить будущих чемпионов – а, значит, Антонио Джовинацци вряд ли продержится в «Формуле-1» после 2020 года (на тот момент ему стукнет 26). Как итог – вакансия для молодежи «Феррари» откроется, но будет только одна.
Несмотря на то, что решетка «Формулы-1» через год может измениться до неузнаваемости, главная задача перед Шварцманом все та же – опередить пилота семьи «Феррари». В этом году он разнес Армстронга, на очереди – Шумахер, который, несмотря на тесты в «Формуле-1» и показательные заезды в легендарном болиде отца по «Хоккенхаймрингу», по-видимому, остается в «Формуле-2» на второй год.
Все в руках Роберта, а нам остается лишь надеяться на то, что после урожайного на новых пилотов 2019 года и «засухи» 2020-го (максимум один условно молодой новичок – 24-летний Латифи) мы вновь увидим множество молодых талантов «Формуле-1» в сезоне-2021. И Шварцман окажется одним из этих ребят.