Некомпетентность на 250 тысяч долларов.
Одной из главных тем «Формулы-1» 2020 года (помимо гребаного коронавируса и переноса старта сезона до конца мая) стало тайное соглашение Международной автомобильной федерации (ФИА) и «Феррари» по результатам расследования вопроса потенциальной нелегальности мотора Скудерии в 2019-м. В процессе изучения дела и силовой установки технические делегаты не добыли неопровержимые доказательства нарушения правил командой из Маранелло, но и ответчик не развеял сомнения в собственной невиновности – вышла патовая ситуация с неясными перспективами в случае судебных тяжб. В итоге стороны пришли к завершению процесса через сделку – «Феррари» обязалась помочь ФИА с контролем за соблюдением регламента и разработкой нового биотоплива.
Из-за режима полной секретности и отсутствия хоть какой-то огласки по деталям сделки и расследования конкуренты Скудерии предсказуемо разъярились – и потребовали объяснений, подробностей, дисквалификации команды из Маранелло и увеличения призовых.
7 команд «Ф-1» грозят судом за тайно замятое дело о читерстве «Феррари». Но победа почти нереальна – есть лишь одна лазейка
Пока в противостоянии нет новостей (за исключением выхода «Мерседеса» из альянса) – конкуренты Скудерии все еще ждут ответа и оценивают перспективы судебного процесса. «Ред Булл», похоже, твердо намерен довести дело до конца.
Однако в скандале есть еще один занятный аспект: причины его возникновения. О них практически не говорят – совсем мало и как-то вскользь, словно не замечая вопиющей некомпетентности ФИА и откровенно глупых шагах технического подразделения.
Для начала стоит разобраться с толчком к самому расследованию: его начали не из-за подозрений в адрес «Феррари» со стороны гоночных чиновников, а после запроса в федерацию от «Ред Булл» насчет работы датчика, контролирующего расход топлива в болиде. Там команда из Милтон-Кейнса подробно описала возможность обмана девайса ФИА.
Суть в принципе работы сенсора: он замерял поток горючего в силовой установке около 2200 раз в секунду – но делал это циклично (то есть через равные промежутки времени). И команда (обладавшая полным доступом к нему) могла написать и настроить софт на электронном блоке управления таким образом, чтобы между замерами поток бензина увеличивался и снижался только перед новым циклом, скрывая от проверяющих органов перерасход топлива.
Подобная схема и правда могла дать моторное преимущество примерно в 50 л.с. – подтверждено авторитетным журналистом Дитером Ренкеном из Racefans после консультации с компетентным техническим специалистом из «Формулы-1».
ФИА закономерно выпустила директиву, уточняющую нелегальность подобного решения, и даже конфисковала мотор «Феррари» для изучения процесса его работы. В то же время скорость Скудерии на прямых просела сразу после запрета трюка с датчиком – но на последней гонке сезона в Абу-Даби команду поймали на несоответствии реальной и заявленной топливных загрузок (на машине Шарля Леклера обнаружили перевес в 5 кг). Итальянцев оштрафовали на 50 тысяч евро за нарушение процедуры подачи данных и отпустили, но большая часть конкурентов окончательно уверилась в использовании топливного читерства.
Следующим шагом ФИА по решению проблемы стало внедрение в болиды нового датчика – ради него даже повысили лимит массы на 1 кг. До недавнего времени никто не знал, как он будет работать – но 16 марта разработчик девайса из компании Sentronics раскрыл карты в интервью Racefans.
«Новый сенсор снабжен античитерской технологией и полным шифрованием данных, – рассказал инженеры Sentronics. – Суть античитерской технологии – в выборе случайного момента времени замера. Благодаря ему становится невозможным синхронизировать работу датчика и возможные изменения объемов используемого топлива. Полное шифрование гарантирует честность данных – доступ к ним есть только у ФИА».
И да, при этом второй (ранее несработавший в вопросах контроля) датчик все равно остался стоять на болидах. Команды (особенно «Феррари») в то же время явно пользуются другим, альтернативным источником данных – так зачем тогда он нужен? Просто для увеличения массы машины на 1 кг?
Вопрос, кстати говоря, не просто риторический: по деталям тендера ФИА каждый девайс должен стоить 6100 долларов и отработать как минимум гарантийный срок в 100 часов. С учетом среднего времени каждого уик-энда в 6,5 часов для всего сезона нужно закупить как минимум 40 комплектов датчиков для каждой машины пелотона – итого улетает впустую уже 244 тысячи долларов.
В то же время такие бесполезные для истинного контроля расхода топлива сенсоры ставятся в машины уже два года подряд – с момента розыгрыша тендера в 2017-м. Команды имели возможность обманывать регламент на 40+ Гран-при – хотя ФИА сразу могла закупить сенсоры с рандомизированным временем замера (только не надо уверять, будто два года назад таких космических технологий не существовало!) и принципиально исключить любую возможность читерства.
Более того, именно случайные замеры и проверки – и есть основа контроля в «Формуле-1». Вспомните взвешивания по жребию в квалификациях и после гонки, а также рандомные исследования каждого узла машины до и после Гран-при – ФИА знает и четко соблюдает это правило на трассе, но при заказе важных контролирующих деталей почему-то выбрала путь цикличности и предсказуемости.
Что это, если не некомпетентность?
Похоже, под сомнениями альянса шести команд в способности федерации осуществлять грамотный и полноценных технический контроль есть реальные основания. Делегаты перестали полноценно справляться с работой еще несколько лет назад – и теперь «Формулы-1» просто пожинает плоды.