Теперь все официально.
Два месяца – с начала мая – в паддоке активно обсуждали возвращение Фернандо Алонсо в «Формулу-1». Двукратного чемпиона мира, покинувшего серию в 2018-м, связывали слухами и будущей заводской командой «Астон Мартин», но чаще его фамилия появлялась в связке с «Рено» – с которой испанец выиграл оба титула и куда сбежал после катастрофы в «Макларене» в 2007-м. Инсайды сообщали о готовности боссов «Ф-1» платить часть зарплаты испанцу, о контракте с французами по системе 2+1 и месте в совете директоров после грядущего завершения карьеры и о гоночной программе, которую год разрабатывали специально под триумфальное возвращение – но предположения все равно казались маловероятными.
Алонсо выглядел вполне счастливым и без Гран-при: он выиграл два «Ле-Мана», поучаствовал в «Дакаре» и квалификации «Инди-500» и готовился еще раз побороться в Индианаполисе ради Тройной короны автоспорта. Цель в жизни выглядела вполне четко: вторым в истории оформить победу в трех величайших гонках человечества.
Но нет, теперь официально: Фернандо снова возвращается в «Рено» с контрактом как минимум на 2021-й. Грандиознейший трансфер чемпиона со времен выдергивания из ралли Кими Райкконена восьмилетней давности.
Мегаход для «Рено»: потеряли в мае топ-пилота – но громко перебили его уход
Те же два месяца назад французская организация получила мощный удар по амбициям: победитель семи Гран-при Даниэль Риккардо (получал 25 миллионов долларов в год, но ездил практически на уровне Нико Хюлькенберга) решил покинуть «желто-черных» и заключил сделку с прямыми конкурентами – «Маклареном». В тот момент показалось, будто «Рено» точно не найдет топ-пилота на замену в обозримом будущем – из-за отсутствия прогресса, слабых результатов и внутренней политики.
В 2019-м французский болид был пятым или шестым по силе в пелотоне. В 2020-м, судя по первой гонке в Австрии, ситуация не особо изменилась: Риккардо гнал на границе очковой зоны, а Эстебан Окон вообще большую часть заезда боролся с «Альфа Таури» в районе 12-й позиции. С учетом прогресса основных конкурентов «Рено» укрепилась на шестом месте (и это после четвертого в 2018-м!) – не сработали даже анонсированные три пакета обновлений аэрообвеса болида. Надежность техники тоже не впечатляет четыре года подряд: в 2020-м сезон начался с отказа двигателя на машине Риккардо.
Не благоприятствует быстрому исправлению ситуации и уровень руководства: командой рулит импульсивный имитатор бурной деятельности Сириль Абитебуль – ему важнее показать сильные сиюминутные ходы непосредственным начальникам в «Рено» (чтобы не уволили), а не заниматься реальным развитием организации. Хотите примерно понять его стиль управления? Посмотрите на презентацию «нового болида» перед тестами этого года – она точнейшим образом описывает мировоззрение Сириля.
Презентация нового болида «Рено» для «Ф-1» – эпичный провал. Задержка в час, никаких трансляций и сырые концепты вместо машины
Против сделки с Алонсо выглядел и курс «Рено» на сокращение расходов. Все-таки в данный момент «желто-черные» – лишь середняк с амбициями, плохой атмосферой и сумасбродным боссом, а в такие организации топ-пилотов можно загнать исключительно огромными гонорарами. После разворота в сторону экономии бюджета казалось, будто французы не смогут позволить себе большие зарплаты, и представить, чтобы Фернандо согласился на меньший гонорар, чем Риккардо, почти невозможно.
Тем не менее, «Рено» все-таки удалось провернуть вторую за последние два года сделку-блокбастер (после взрыва рынка контрактом все с тем же Даниэлем). С маркетинговой точки зрения отработано не хуже, у Apple или Tesla! Теперь реклама машин с образом двукратного чемпиона мира вновь вызывает внушение, а головной офис и вовсе не сможет свернуть программу в «Ф-1».
Но с Алонсо «Рено» всех порвет? Можно даже не надеяться
Французская команда в данный момент застряла в болоте отсутствия прогресса – и путей выхода не видно. После четвертого места в Кубке конструкторов-2018 и подписания Риккардо казалось, будто подиумы уже совсем-совсем рядом, но с тех пор «Рено» только проигрывала все новым и новым конкурентам. В 2019-м вперед вырвался «Макларен» со схожим бюджетом (остальные команды финишировали выше лишь эпизодически – рубка была равной), а в 2020-м явно быстрее оказался и «Рейсинг Пойнт» – недавний банкрот, спасенный канадским миллиардером Лоренсом Строллом. Темп прогресса конкурентов оказался выше, чем у «Рено», да и «желто-черная» машина как раз обычно вообще не ускорялась по ходу сезона.
Могут ли французы побороться за что-то в ближайшем будущем? Вряд ли: в 2018-м «Рено» всего раз блеснула в борьбе с «Ред Булл» в Баку, а в 2019-м лишь однажды заехала в топ-5. В сезоне-2020 положение в пелотоне выглядит еще менее прочным: новые машины из Энстоуна не успели обзавестись улучшенной силовой установкой, и рискуют кататься со старым мотором до конца года (по регламенту развитие двигателей заморожено из-за коронавируса и перестройки расписания).
Взлетит ли «Рено» в 2021-м? Вряд ли: следующий сезон «Формула-1» проведет практически на тех же машинах, что и сейчас (лишь с небольшими изменениями аэрообвеса), и совершить революцию на невзрачной технике желто-черным не удастся. Технический штаб команды тоже стабильно работает в одном и том же составе несколько лет подряд и все еще не доказал умений совершать прорывы. Создается впечатление, будто инженеры хватаются за любые идеи конкурентов и переносят их на свою машину без попыток свести все к единой концепции: так на RS20 появились дефлекторы «Макларена», высоченный зад от «Ред Булл» и нос от «Мерседеса» (хотя у двух последних машин – вообще противоречивые аэродинамические философии). Последняя инновация «Рено» датирована и вовсе 2017-м.
Спасет ли ситуацию Алонсо? Нет. Даже гений в современной «Ф-1» не затащит неудачную машину на первое место – даже в лучшей форме Фернандо добьется максимум пары ша(р)льных подиумов – и то при удачных обстоятельствах (вроде неполадок у «Мерседесов», столкновений и штрафов, как на Гран-при Австрии).
«Это то же самое, если бы Лионель Месси сейчас взял и перешел в «Гранаду», – метко заметил товарищ №14 Педро де ла Роса. – Хотя, с другой стороны, при всем уважении, пусть лучше бы Месси выступал за «Гранаду», чем вообще не участвовал в чемпионате Испании, или ушел в мини-футбол, например. Вот примерно то же самое я чувствую в отношении Фернандо. Лучшие гонщики должны выступать в «Формуле-1».
Единственный шанс «Рено» улучшить результаты – новый регламент 2022-го с потолком бюджетов. Именно с ним и связывают надежды все участники нового альянса – правда, уже сейчас в их пресс-релизе заметна небольшая несогласованность.
«Прогресс «Рено» этой зимой придает уверенности в том, что команда сможет достичь своих целей к 2022 году и я поделюсь опытом со всеми – от механиков и инженеров до гонщиков, – заявил Алонсо. – Команда стремится вернуться на подиум – и я тоже».
«Подписание Фернандо Алонсо – часть плана «Рено» по продолжению выступлений в «Ф-1» и стремлению вернуться в число лидеров, – рассказал Абитебуль. – Фернандо привнесет в команду гоночную и победную культуру, чтобы вместе преодолевать трудности. Вместе с Эстебаном Оконом миссией Фернандо будет помочь команде как можно лучше подготовиться к сезону-2022».
Выглядит так, словно испанец сам надеется прежде всего на успехи с изменением правил – а «Рено» пока и не уверена в том, что Алонсо продолжит выступать после 2021-го. На пресс-конференции босс команды рассказал об изначальных намерениях отдать кокпит молодому пилоту из «Формулы-2», однако коронакризис и пересмотр календаря помешали спланировать оценку прогресса юношей – кто знает, вдруг через год мудрейший Сириль опять передумает?
С другой стороны, сейчас никто не сможет предсказать, как именно перемешается пелотон после перехода к футуристичной технике – правда, кое-что подсказывает: если Абитебуля не уволят, вряд ли в числе лидеров окажется «Рено».
Тогда зачем Алонсо эта авантюра? Ну, помимо больших денег
Вопрос, на который никто не знает ответа – разве что кроме самого Фернандо.
«Я вышел на высший уровень в карьере – если говорить и о физической подготовке, и о психологическом настрое, – рассказывал испанец еще три месяца назад. Поэтому мне бы хотелось принять интересный вызов и заняться тем, что для меня важно.
В 2020 году я не хотел сильно напрягаться и думал выступить только в гонке «500 миль Индианаполиса». Теперь мой план в том, чтобы хорошо отдохнуть, перезарядить батарейки и затем заняться чем-то важным в 2021 году. Следующее испытание ждет меня либо в «Формуле-1», либо в гонках на выносливость или «Индикаре».
«Фернандо мотивирован – год без «Ф-1» хорошо на него повлиял, он перезарядился. Я вижу, что он стал более спокойным и готов к возвращению», – описывал настрой протеже со стороны агент чемпиона Флавио Бритарое.
Судя по всему, Алонсо просто соскучился без топовых гонок – полтора года хватило для снятия боли и раздражения от провала в альянсе «Макларена» с «Хондой». Теперь №14 вновь готов рискнуть – в точности как в 2014-м, когда он из «Феррари» перешел в новый проект ради шанса на победы. В 2018-м Нандо ушел после потери «Маклареном» заводского статуса, и теперь испанец возвращается именно в крупную организацию с (теоретически) большим количеством возможностей и компетенций. Это игра в кости в чистом виде: испанцу сейчас нечего терять – он может только выиграть.
С другой стороны, его личное восприятие изменилось: теперь Фернандо морально готов к новым сезонам без титулов и не зацикливается на мысли об одних лишь победах.
«Я сделаю все от меня зависящее, чтобы помочь команде снова стать чемпионом. Если это случится со мной – фантастика, но если это случится в будущем с молодым пилотом – все равно буду горд. Это моя миссия, и я сделаю что могу ради команды», – объяснил №14 после объявления о возвращении.
По крайней мере, в любом случае он уже получил еще чуть-чуть денег и респекта.
В «Формуле-1» должны выступать лучшие в мире гонщики – а Фернандо Алонсо определенно является одним из лучших», – прокомментировал еще два месяца назад первые слухи будущий пилот «Феррари» Карлос Сайнс. Лучше и не скажешь.