Мощный инсайд из Италии.
Главной темой конца гоночного сезона стал не Гран-при Абу-Даби, не очевидное падение скорости «Феррари» на прямых и даже не выборы лучшего маневра года. Все из-за могучего слуха, которым перед решающими заездами в ОАЭ подорвало «Формулу-1» главное спортивное издание Италии La Gazzetta dello Sport.
По инсайду осведомленного репортера Луиджи Перны, в этом году шестикратный чемпион мира Льюис Хэмилтон провел две встречи с президентом и владельцем «Феррари» Джоном Элканном – и вряд ли беседовал о бездарных стратегиях Скудерии. Итальянский журналист не сомневается: в центре обсуждения стал возможный контракт на 2021 год между лидером «Мерседеса» и самой титулованной командой «Формулы-1».
Подогрели ситуацию и цитаты босса Скудерии Маттиа Бинотто, которые появились практически одновременно с публикацией в «гадзетте».
«Безусловно, Льюис является потрясающим, фантастическим гонщиком, – отвесил комплимент чемпиону швейцарец. – И мы можем быть только рады тому, что Льюис будет доступен в 2021 году».
Конечно, после этого он упомянул о полной удовлетворенности нынешним составом в лице Шарля Леклера и Себастьяна Феттеля, но снаряд обратно в пушку не загонишь. Само по себе публичное обсуждение трансфера после долгих лет поражений от «Мерседеса» и Хэмилтона – это настоящий взрыв, по резонансу сравнимый только с возвращением Михаэля Шумахера в «Ф-1» в 2010-м.
Слуху можно верить?
Луиджи Перна – известный в Италии журналист, глубоко дружественный Скудерии и достаточно осведомленный о внутренних командных делах (больше авторитета только у Лео Туррини, которого называют неофициальным рупором Маранелло). Луиджи не замечен на вбросе откровенных спекуляций и не пишет ничего, что бы шло вразрез с политикой первых лиц «Феррари» – все его инсайды рано или поздно подтверждались другими источниками либо главными действующими лицами. Конечно, нельзя однозначно утверждать, будто его статья заказана Бинотто или Элканном, но трудно спорить с удобством утечки именно для Скудерии – «Мерседес» морально проигрывает от сути публикации при любых раскладах. Представляете, какая атмосфера сейчас царит в стане чемпионов мира после известий о возможном уходе их флагмана? Особенно если босс команды не особенно резко высказывается против подобной возможности.
«Это абсолютно нормально, – отреагировал на слухи Тото Вольфф. – Мы живем в свободном мире, и каждый имеет право рассматривать разные варианты продолжения своей карьеры, Это касается и гонщиков, и всех остальных.
Нам нужно продолжать работать, чтобы предоставлять своим гонщикам максимально быструю машину. И если мы сможем это сделать, то я не сто процентов уверен и в том, что команда будет располагать сильнейшим составом пилотов. Все указывает на то, что мы продолжим наши отношения с Льюисом, но в жизни нельзя быть уверенным в чем-то наверняка. Мы открыты для разных вариантов. Я начал принимать тот факт, что у всех есть свои цели».
Первые переговоры велись еще в 2017-м
Помимо слухов о настоящем публикация La Gazetta затронула и прошлое – как выяснилось, Элканн и вице-президент компании Пьеро Феррари (сын великого Энцо) оба являются большими поклонниками Хэмилтона. Более того, Пьеро даже провел несколько тайных обедов с Льюисом в Маранелло два года назад – тогда же англичанин покупал себе новую сверхнавороченную именную LaFerrari, но, очевидно, речь шла не только об автосделке на десяток миллионов долларов.
Правда, в тот момент в переговоры о контракте чемпиона со Скудерией вмешался Маурицио Арривабене – босс команды считал, что для лучших выступлений итальянцам стоит сохранить стабильный и комфортный состав пилотов Феттель-Райкконен. Кими и Себ всегда были в приятельских отношениях, и потому немцу не приходилось распыляться на интриги внутри команды – первую половину 2017-го он и правда провел весьма мощно: вошел в летний перерыв лидером чемпионата с преимуществом в 14 очков и выиграл 4 гонки. Результаты убедили боссов «Феррари» подписать дорогостоящий контракт стоимостью около 35 миллионов долларов за сезон сразу на три года – по инсайду La Gazetta, новость о сделке сильно расстроила Хэмилтона, который даже написал пылающее негодованием письмо Пьеро Феррари.
В итоге все закончилось тремя поражениями итальянцев и наступлением новых переговоров.
Феттель не входит в видение будущего «Феррари»
Перна практически не вспоминает о четырехкратном чемпионе мира – тот фигурирует лишь в одном резюмирующем предложении: «Очень непохоже, что Скудерия сохранит после 2020-го пару Феттель-Леклер после столкновений этого года».
С учетом действующего контракта Шарля до 2022-го с опцией команды до 2025-го – звучит как приговор Себу в составе «Феррари». Особенно с учетом поражения немца от новичка-монегаска в этом сезоне и огромной разнице в затратах: №16 обходится итальянцам всего в 6 миллионов долларов в год.
Кажется, последней каплей стала авария в Бразилии, где Феттель внезапно подрезал напарника в ситуации, не требовавшей радикальных действий. Команда не стала назначать кого-то либо из пилотов виновным, однако большинство экспертов (к примеру, бывший пилот «Ф-1» Джолион Палмер – прямо на страницах официального сайта серии) назвал столкновение ошибкой Себа.
Взрыв в «Феррари»: Феттель подрезал Леклера при контратаке на последних кругах. Сошли оба
Именно после этого в итальянской прессе появились рассуждения Пьеро Феррари, которые заканчивались резюме о потребностях команды.
В «Феррари» – война. Феттель обречен на поражение и бегство
Только Леклер может помешать приходу Хэмилтона
«Феррари» с маркетинговой и имиджевой точки зрения всегда опирается на хотя бы одного статусного чемпиона в составе – и на данных момент таких в пелотоне только два: Феттель и Хэмилтон (Райкконен, скорее всего, закончит карьеру после 2020-го). Есть еще Росберг на пенсии и Алонсо на «Дакаре», но с каждым месяцем каждый из этих вариантов выглядит все фантастичнее. Выходит, при расставании с Себом у итальянцев и нет особого выбора – только лидер главных конкурентов.
Естественно, на рынке присутствуют и другие сильные варианты в виде многократных победителей Гран-при – Даниэль Риккардо и Макс Ферстаппен. Их тоже не стоит полностью исключать из шорт-листа, но вариант с Льюисом точно будет в приоритете.
По сути повлиять на расстановку сил может только сам Шарль Леклер – если всерьез зарубится за титул в 2020-м и наконец привезет его в Маранелло. Тогда Хэмилтон и сам вряд ли захочет подобного трансфера, и у Скудерии отпадет нужда в поиске нового лидера на стороне. Вакансию второго пилота же можно будет закрыть чуть ли не любым свободным пилотом: от того же Риккардо до Карлоса Сайнса, Валттери Боттаса или вообще Антонио Джовинацци.
Однако инсайд неспроста появился именно сразу после финального контакта в Бразилии: он направлен не только на Феттеля и атмосферу в «Мерседесе», но еще и на №16. Раз боссы «Феррари» вернулись к варианту с Хэмилтоном, то они все еще не считают авторитет и работу Леклера достаточной для строительства команды вокруг него – возможно, от Шарля ждут роста мотивации и больших вложений в командные процессы.
Зачем Хэмилтону нужна «Феррари»?
Скудерия в самом деле в последние сезоны запомнилась по большей части яркими стратегическими и техническими фэйлами – от постоянных странных тактик и провалов с таймингом выпуска пилотов в квалификациях до регулярных отказов моторов в ключевые моменты сезона. Почему же шестикратный чемпион вообще всерьез рассматривает возможность ухода из отлаженной и сильнейшей в «Формуле-1» команды?
Во-первых, Льюис обожает «Феррари»: у него в гараже есть по меньшей мере три итальянских суперкара суммарной стоимостью в 15 миллионов долларов.
Льюис Хэмилтон показал коллекцию суперкаров: 5 машин стоимостью 19 млн долларов
Во-вторых, действующий до конца 2020-го контракт чемпиона с «Мерседесом» оценивается 45-50 миллионов долларов – второй по стоимости в истории «Ф-1». При этом новый глава концерна «Даймлера» Ола Каллениус пришел к руководству немецкого гиганта с четкой программой по ревизии и сокращению расходов – и гоночная команда попадает в шорт-лист на первоочередной аудит. На данный момент даже руководитель гоночной команды Тото Вольфф не знает, продолжит ли «Мерседес» участие в «Ф-1» после 2020-го и каким окажется бюджет – Каллениус запросто может срезать его на треть (с нынешних 450 миллионов долларов), и денег на новый контракт Хэмилтона не останется.
По крайней мере, недавняя встреча Вольффа с Олой не получила каких-то публичных результатов – похоже, финансовые аспекты участия марки в «Формуле-1» еще далеки до согласования. Вряд ли «Мерседес» покинет чемпионат перед 2021-м, но поддержки, как от предыдущего СЕО Дитера Цетше, пока нет.
Льюис же явно нацеливается на самую жирную сделку в своей карьере: ему 34 года, он шестикратный чемпион и точно потребует значительную прибавку к нынешней сумме. На данный момент рекорд по гонорару в истории «Ф-1» удерживают Кими Райкконен и «Феррари» – в 2008-м финн получил 51 миллионов долларов, и англичанин точно постарается обновить это достижение. Исходя из предпочтений руководств двух автогигантов, выбить многолетнюю дорогущую сделку проще именно в Скудерии.
При этом сам контракт будет последним по-настоящему большим в карьере Хэмилтона: после истечения соглашения в 36-37 лет (а то и позже) ему точно придется пойти на снижение аппетитов.
На планы Льюиса может повлиять и престиж марки «Феррари» – англичанин даже обсуждает это с функционерами «Мерседеса».
«Мы открыто говорим об этом друг с другом, – признал Вольфф. – В Каваллино выстоили феноменальный бренд – самый престижный в «Ф-1» – и каждый гонщик мечтает о титуле в красном».
Правда, на самом деле Льюис может никуда не собираться, а переговоры с «Феррари» использует только как способ давления на «Мерседес» в погоне за жирным контрактом.
У Феттеля появится выход – «Мерседес»
На самом деле, контракт Хэмилтона со Скудерией – самый благоприятный вариант для Себа, ведь тогда он все-таки сможет претендовать на кокпит в топ-команде. Вариант с нынешними чемпионами – самый благоприятный для немца, ведь тогда он наконец-то получит возможность показать себя в коллективе без еженедельных стратегических косяков. Концепцию машины тоже будет проще заточить под себя, ведь Валттери Боттас (если на 2021-й останется именно он) тоже предпочитает стабильный зад, пусть и с легким уклоном в недостаточную поворачиваемость.
«Мерседес» тоже выиграет от подобного альянса: немецкая команда получит немецкого пилота, причем платить ему придется намного меньше после целого ряда неудачных сезонов. Каллениусу такая опция понравится.
Но даже если концерн из Штутгарта сманит Ферстаппена, то у Феттеля появится шанс на возвращение в любимый «Ред Булл» к привычной обстановке. Все-таки немца много раз в последние два сезона видели в гостевом доме австрийской команды беседующим с инженерами и механиками – Себ явно скучает.
В случае же срыва сделки Хэмилтона и «Феррари» у четырехкратного чемпиона практически не останется альтернативных вариантов – разве что третий автоконцерн («Рено») рискнет и возьмет на себя внушительную премию за пилотаж во вчерашнем середняке. Правда, вряд ли Себа устроит подобный исход – как и договор с любой другой командой из середины пелотона. С большей вероятностью все закончится завершением карьеры либо годовым отпуском.
Иронично, как один и тот же слух одновременно и отбирает у Феттеля уверенность в будущем, и открывает для него новые возможности.