Ферстаппен и Хэмилтон столкнулись в финале Гран-при Саудовской Аравии — кто виноват?

* Нижеописанные выводы — это мой личный анализ ситуации по горячим следам, который, конечно, может быть некорректным.

Предпоследний этап текущего сезона Формулы-1 на новой городской трассе в Саудовской Аравии подарил нам самую хаотичную гонку за долгое время. Претенденты на чемпионство — Льюис Хэмилтон и Макс Ферстаппен, — закончили её, после многих инцидентов на грани (и за ней) допустимого, на первом и втором месте соответственно, но результат был непредсказуем до самого конца.

Главным эпизодом для споров стало столкновение лидеров в решающей фазе гонки. Макс получил нечестное преимущество в борьбе c Льюисом и должен был вернуть последнему позицию. По телевизионной картинке всё дальнейшее за этим выглядело по меньшей мере странно: Макс сбавляет скорость, когда его предупреждают, что он должен отдать позицию, Льюис не обгоняет его, пристраиваясь сзади и таранит Ферстаппена, когда тот сильно сбавляет скорость.

Как и почему это вообще произошло? На первый взгляд Льюис должен был просто объехать Макса и случившееся кажется непониманием и хаосом, но копни чуть глубже — и становится ясно, что оба пилота точно следовали своим планам.

Всё дело в точке детекции ДРС. Получив указание от команды пропустить Хэмилтона, Макс начал сбрасывать скорость. Его задача — оказаться позади Льюиса до того, как они пересекут точку детекции открытия крыла, чтобы получить возможность мгновенно контраковать.

Конечно, Льюис тоже это прекрасно понимает. Слова о том, что команда не предупредила его о том, что Макс будет его пропускать — это не более, чем красивая дежурная отговорка для стюардов. Один из лучших пилотов Ф1, обладающий колоссальным опытом, не совершит такой ошибки, если это не сделано из желания получить определенное преимущество. В борьбе за чемпионство никто не станет следовать за другим пилотом в ситуации, когда тот сбрасывает скорость за сотни метров до точки торможения — снижение темпа впереди идущего оппонента может означать только пропуск тебя вперед или проблемы с машиной.

Впрочем, и тут вступает в дело Ферстаппен, позиционирование машины которого, мягко говоря, не очевидное. И вновь, это не сделано по неопытности или растерянности — Макс играет свою часть партии ровно так, чтобы получить наибольшее преимущество из сложившейся ситуации. Он точно не хочет смещаться с траектории внутрь — тогда у него будет хуже выход из следующего поворота и ему может не хватить ДРС для проведения контратаки. Тогда он начинает смещаться совсем немного левее, оставляя для Льюиса место для прохода только глубоко внутри. Таким образом он получит и ДРС, и лучший выход, и почти наверняка отберет у Хэмилтона отданную позицию на прямой.

В итоге оба оказываются в странном положении — Макс не прижался ни справа, ни слева, Льюис не собирается проходить его по невыгодной траектории до точки детекции, Ферстаппен сбавляет скорость всё сильнее, сигнализируя, что он следует инструкциям ФИА, и Хэмилтон влетает в него сзади.

Идея о том, что Хэмилтон нарочно врезался в Макса не выдерживает критики — риск сойти или оказаться вне очковой зоны в результате этой ситуации настолько велик, что он вряд ли даже рассматривал такой вариант. В ситуации, когда у тебя есть отличные шансы на победу и перевод финальной схватки за чемпионство на трассу, традиционно подходящую Мерседесу, это безумная идея на которую может пойти человек, играющий в видеоигру, но не претендент на восьмое чемпионство. Но он точно не собирался обходить Макса именно в этом месте — получив ДРС он смог бы получить позицию обратно в более благоприятных условиях и сразу же обезопасить себя от контратак.

Как ни забавно, но эта ситуация — это скорее гоночный инцидент. Оба пилота виноваты в том, что произошло: Макс занял слишком неочевидную траекторию, а Льюис перемудрил, хотя с самого начала мог нажать на газ и обойти Макса внутри. Оба не хотели терять преимущество, что и привело к, откровенно говоря, цирку. Чем-то эта ситуация напоминает вечные тормозные паровозики в Q3 — там тоже никто не хочет никого обгонять, несмотря на настойчивое оттормаживание пилота впереди, желая получить выгоду в виде слипстрима.

По хорошему — штрафануть бы обоих, но от этого никому ни жарко, ни холодно. Больше, чем на +10 секунд это не тянет, а при таком раскладе они оба сохранят свои позиции.