Пока немцы отбиваются.
После Гран-при Катара технические делегаты ФИА провели дополнительные тесты задних антикрыльев всех болидов – и «Мерседес» гордо объявил об успехе на всех проверках. Семикратным чемпионам было важно публично подчеркнуть законность машины – особенно после дисквалификации на предыдущем этапе в Бразилии из-за формального непопадания в регламент (прорезь пластины DRS на болиде Хэмилтона оказалась 85,2 мм против разрешенных 85 мм).
Теперь немецкий бренд просто сыграл на публику, ведь регулятор «Ф-1» фактически сейчас и не искал нарушителей, а собирал информацию для уточняющей технической директивы. Она запланирована к следующему этапу в Саудовской Аравии – за две гонки до конца сезона – и потому потенциально реально способна изменить баланс сил.
Причем исследования явно спровоцированы запросом «Ред Булл» в Бразилии – именно после него ФИА и обнаружила нелегальное антикрыло на болиде Хэмилтона.
«Мерседес» все-таки читерил: летел на прямых из-за хитрого антикрыла. Ферстаппен руками проверил деталь после квалы
Действия команды Макса – ответ на наезды от семикратных: в начале сезона они обвинили англо-австрийцев в использовании слишком гибких деталей, продавили ужесточение проверок, заставили весь пелотон поменять детали – и тут же попались на том же самом.
«Мерседес» грозил «Ред Булл» разборками за подозрительное антикрыло, но сам попался с такой же деталью
Теперь «Ред Булл» считает, будто вскрыл схему читерства чемпионов с антикрылов (по инсайду AMuS, благодаря осведомленному источнику из бывших инженеров «Мерседеса») – и потому вступил в контакт с ФИА.
«В принципе, они делают примерно то же самое, в чем обвиняли нас до гонки в Баку», – заявил босс команды Кристиан Хорнер в Бразилии после подачи запроса.
Схема предполагаемого «мошенничества» «Мерседеса» – две гнущиеся пластины
Правда, система на W12 кажется немного хитрее и сложнее – прогибается не только верхняя зона крыла, но и ее нижняя часть.
Примерно вот эта зона – прямо как на схеме:
Она «поддается» нагрузкам на скорости свыше 260 км/ч, слегка «проседает» (примерно как верхняя пластина антикрыла с кадров выше) и открывает небольшой просвет под DRS. Смысл все тот же – снижение лобового сопротивления везде, где только можно, и повышение скорости на прямых.
Причем деталь предположительно работает даже в режиме закрытого крыла – просто тогда эффективность «прогиба», конечно же, намного ниже. Тем не менее, даже 1-2 лишних км/ч на каждой прямой к зоне торможения помогает отыграть еще чуть-чуть времени – а в «Ф-1» не бывает мелочей даже в масштабах 0,01 секунды.
«Ред Булл» предъявил миру подозрения через публичное обсуждение царапин на болиде «Мерседеса» – вот таких:
Это обратная сторона антикрыла – вот так она видна с бортовой камеры машины:
Скандал с дисквалификацией Хэмилтона в Бразилии косвенно подтвердил версию «Ред Булл»: ведь проверку W12 провалил именно в месте образования царапин. Предположительно деталь из-за заводского брака (или плохой сборки – все-таки «Ф-1» в Сан-Паулу пережила настоящий логистический кошмар с задержкой грузов и собрала все болиды почти на сутки позднее обычного) не вернулась в первоначальное положение после «деформации» на скорости – а «Мерседес» все объяснил ослабленными крепежными болтами.
Безусловно, нельзя однозначно и стопроцентно обвинить чемпионов в мошенничестве только на основании снимков и пары кадров – все-таки версия с болтами выглядит вполне здраво, да и метки на антикрыле выглядят абсолютно непонятно (в том же месте скапливается обычно и пыль с мелким мусором из воздушного потока, например).
Также нельзя исключать и версию с оптическим обманом: все-таки «Мерседес» параллельно использует продвинутую кинетическую подвеску, «спускающую» диффузор как можно ближе к асфальту на прямых. Поскольку антикрыло находится как раз сверху, возможно, оно просто визуально «проседает» вниз без дополнительных деформаций – и выяснить истину по видео точно нельзя.
«Мерседес» поразил «Ф-1» ускорением – из-за невиданной подвески, меняющей дорожный просвет. Раньше за такое банили, но сейчас все легально
Потому «Формуле-1» и нужны дополнительные технические директивы и проверки – и потому ФИА их вводит даже за два этапа до финала сезона.
«Ред Булл» грозит протестом, но в Катаре «Мерседес» увильнул – прошел все тесты
Тем не менее, англо-австрийцы не отступают – перед практиками на Гран-при Катара Хорнер взорвал в прессе настоящую бомбу.
«Если мы посчитаем, что машина не соответствует правилам, то подадим протест. Мы видели их скорость на прямых в Мексике и Бразилии – думаю, все понимают, что в Бразилии ситуация не была нормальной.
И да, новый мотор «Мерседеса» добавил им мощности. Но разница в скорости – 27 км/ч, и видны отметки на торцевых пластинах из-за изгибания заднего крыла. Для нас вполне очевидно, что происходит.
Хэмилтон облетает «Ф-1» словно на сложности «новичок». Здесь – все (известные) инновации, превратившие «Мерседес» в ракету
Мы будем следить за ситуацией. Все зависит от того, что произойдет в этот уик-энд. Речь не только про ближайшую гонку – тема больше затрагивает следующие два этапа. Уверен, «Мерседес» внимательно изучал нашу машину в течение сезона, и, конечно, мы делаем то же самое».
«Кажется, наше крыло проверяли уже 14 раз, – ответил шеф «Мерседеса» Тото Вольфф. – У ФИА есть все его чертежи. Там нет того, о чем говорит «Ред Булл». Мы будем рады срезать одно из наших крыльев и отправить им в Милтон-Кейнс для изучения».
Как объяснить повреждения контрольных меток? Все в пределах допустимого, а значит, все по правилам».
О каких отметках идет речь? Вот эти цветные стикеры – по изменению их положения делегаты и оценивают уровень деформации детали.
Их ввели как раз при последнем ужесточении проверок гибкости антикрыльев – после того самого запроса «Мерседеса».
«Мы пригласили ФИА, чтобы они смотрели, сколько им будет угодно, и они не обнаружили никаких проблем, – парировал главный гоночный инженер семикратных чемпионов Эндрю Шовлин. – Когда мы приезжаем на любой автодром, то изучаем наше быстрейшее крыло, а потом прикручиваем его к болиду. И команда продолжит действовать так же. В каком-то смысле летят минометные снаряды в обоих направлениях».
А по мнению соперников чемпионов, дело в сработавших угрозах – команда Хэмилтона просто не хочет больше рисковать дисквалификацией.
«Уже в практиках в Катаре «Мерседес» был не так быстр – потому что они больше не используют гибкие антикрылья. Их скоростные показатели находились в нормальном диапазоне.
Полагаю, в «Мерседесе» больше не будут использовать свои гибкие антикрылья, потому что у ФИА есть необходимые инструменты для контроля за соблюдением правил. Вряд ли они снова будут так рисковать», – объяснил ситуацию советник «Ред Булл» Гельмут Марко.
«Это неправда, мы не меняли крыло, – цитирует анонимного источника в команде немецкое издание AMuS. – Оно и так было крайне жестким. На него можно повесить 100 килограммов. Может, в следующий раз «Ред Булл» попросит 105».
На самом деле инженер «Мерседеса» немного лукавил: антикрыло разработано для жесткого противостояния огромной нагрузке на скоростях вплоть до 350 км/ч, а разница в 5 кг на таких тестах эквивалента разбежке примерно в 7 км/ч. И 100 кг – не такая уж большая нагрузка: для сравнения, на лимитной скорости в 260 км/ч пункт прижимной силы равен примерно 3,3 кг, и обычно прибавку в 30 пунктов оценивают в 1 секунду на круге. С другой стороны, болид массой 700 кг способен ехать по потолку уже на скорости 150 км/ч – можете представить, какую он должен генерировать нагрузку.
Естественно, не вся прижимная сила вырабатывается одним лишь задним антикрылом, но тесты с грузами всего в 100-105 кг – определенно недостаточны для проверок подозрений в гибкости на большой скорости. Более того, подобные проверки легко пройдут и детали с болидов «Ф-3» или «Ф-4» – так что семикратные чемпионы просто хотели создать благодушный публичный образ.
Тем не менее, в Катаре «Мерседес» и правда мог использовать именно полностью легальную версию (даже если предположить, будто у них все-таки есть и «читерская») – из-за характера местного трека. Конфигурация состояла из одного ровного отрезка и большого количества среднескоростных поворотов – вряд ли гибкая пластина позволила бы выиграть достаточно для приемлемого риска обнаружения. Бразильский «Интерлагос», например – совсем другая история: там есть целый сектор-полуовал, а за ним сразу же еще одна достаточно длинная прямая (на них Хэмилтон и оформил все обгоны).
В Саудовской Аравии тоже все будет иначе: в Джидде построили невероятно быстрый трек с рекордной средней скоростью для городской трассы, а потому риск с новым мотором и антикрылом выглядит более оправданным. Особенно с учетом ситуации в чемпионате: Хэмилтону нужно побеждать и сокращать отставание от Ферстаппена до одного балла – «Формулу-1» ждет самый жаркий декабрь в истории.