«Ф-1» рискнула с новым форматом: сдвинула квалификацию и провела спринт. Получилось зрелищно, но есть вопросы

Главные эффекты мини-гонки.

«Ф-1» рискнула с новым форматом: сдвинула квалификацию и провела спринт. Получилось зрелищно, но есть вопросы 

В ближайшие годы у владельцев «Формулы-1» много планов по реформированию серии: в следующем сезоне в силу вступит новый технический регламент (болид-2022 на днях показали всему миру), календарь чемпионата мира расширится на пару этапов, а еще через несколько лет моторы начнут работать на биотопливе или водороде. Конечно, все это проходит под всеобщую радостную песню о сокращении расходов всех заинтересованных лиц.

«Ф-1» презентовала болид новой эпохи: футуристичная копия американской машины с прицелом на обгоны и дешевизну

Помимо глобальных перемен потихоньку добавляются мелкие штрихи вроде улучшенной графики в телетрансляциях и раздачи медиаконтента всеми доступными современным способами. 

В этом эволюционном тренде боссы «Ф-1» не могли оставить без внимания одну из самых стабильных вещей – формат гоночного уик-энда, который не менялся уже больше десяти лет: в пятницу команды сжигают бензин в практиках, в субботу проходит квалификация, определяющая стартовый порядок, а в воскресенье в течение полутора часов пилоты наматывают круги в гонке. Конечно, легкие корректировки случались – главные заезды перестали проводить ровно в 2 часа дня, саму квалификацию время от времени трансформировали, но в целом картина оставалась узнаваемой и привычной. 

Руководству современной «Ф-1» было грустно наблюдать за бесконечно скучной пятницей – кроме маленькой прослойки гиков всем остальным зрителям оказалось сложно понять, что (и главное – зачем) происходит на трассе. С точки зрения рейтингов просмотров свободные заезды являлись катастрофой, а самое интересное начиналось только во второй половине субботы и в воскресенье. Конечно, лучшим решением в условиях постоянно растущего календаря было бы уплотнение уик-энда до двух насыщенных событиями дней, но консервативные команды плохо идут на сотрудничество в этой области, и потому спортивному директорату пришлось искать обходной путь. 

В эпоху ковида, отменяемых Гран-при, полупустых трибун и переходного периода перед новым регламентом все вдруг осознали, что лучшего времени для экспериментов и не придумать – так что в 2021-м Росс Браун уговорил всех участников провести три необычных Гран-при, в которых «Формула-1» слегка поменяет формат уик-энда.

«Ф-1» рискнула с новым форматом: сдвинула квалификацию и провела спринт. Получилось зрелищно, но есть вопросы

Во-первых, квалификацию перенесли на пятницу. Во-вторых, в субботу устроили квалификационную гонку-спринт (стартовый порядок по итогам квалы, а финишный протокол – это стартовый порядок воскресной гонки). Сам Гран-при по традиции оставили на воскресенье. 

В «Ф-1» теперь будет по две гонки за Гран-при. Все команды и организаторы довольны, но с форматом уже видны 4 проблемы

Получилось интересно?

Давайте с плюсов. Три дня гоночной движухи – безусловно, хорошо для фанатов. Уже в пятницу зрители видят эмоции гонщиков, которые не пробились в десятку лучших или добились успехов, а в субботу можно пережить волнительные минуты старта мини-гонки. 

Кроме того, спринт легко смотреть не только хардкорным фанатам – бабушкам и дедушкам не нужно объяснять правила и всякие тактические хитрости (пилоты просто жмут на газ и летят к финишу), а для поколения тик-тока радостная весть состоит в том, что заезд длится всего полчаса (мечта Флавио Бриаторе, годами требовавшего короткие гонки, сбылась). Этот формат очень даже неплох для привлечения новой аудитории. 

Опасения, что спринт окажется вялым, унылым и без интересных событий, конечно, были – гонщики обещали беречь родимую технику и не рисковать понапрасну, ведь за спринт очки получат всего три лучших спортсмена (причем смешные 3, 2 и 1 зачетный балл), а в случае происшествия можно легко потерять с таким трудом заработанное в квалификации. 

Однако Браун не зря считается одним из умнейших людей в «Ф-1», и перед стартом уик-энда пообещал: 

«Никаких пит-стопов, никакой экономии топлива, легкие машины. Гонщики будут лететь на пределе возможностей – и мы увидим борьбу за позиции. Парни не захотят ехать неспешно – таких попросту обгонят». 

Росс оказался прав. Прелесть спринта оказалась в том, что старт любой гонки – это само по себе потрясающее событие со своими драмами, эффектами, обгонами и сюрпризами. Умельцы лихо отыгрывать позиции вроде Фернандо Алонсо и Кими Райкконена взбудоражили остальной пелотон и вынудили действовать конкурентов – прорыв испанца на 6 позиций раскачал на атаки и обгоны даже жаждавших покоя пилотов «Макларена», а финн изо всех сил противостоял атакам соперников сразу за пределами топ-10. 

«Ф-1» рискнула с новым форматом: сдвинула квалификацию и провела спринт. Получилось зрелищно, но есть вопросы

Скоротечность заезда тоже пошла в плюс. Неудачно начавший заезд Серхио Перес был вынужден давить на газ агрессивнее, чем когда-либо – ограниченность во времени вынудила его ошибиться и провалиться на последнее место. 

Наконец, еще до начала воскресной гонки мы дважды увидели битву за лидерство – сначала в квалификации, а затем и на первом круге спринта между Максом Ферстаппеном и Льюисом Хэмилтоном. Со зрительской точки зрения эти изменения оказались позитивными. 

Однако минусов и вопросов в обновленном формате хватает. 

Ценность квалификации и победы в ней резко снизилась – Хэмилтон был хорош в Q3, но воскресную гонку начнет все же вторым. Как быть со статистикой и великими достижениями прошлого? И что делать с разделением понятий поул-позиция и победа в квалификации? А если спринт войдет в «Ф-1» на постоянной основе – как изменится отношение к понятию «лучший гонщик на быстром круге»? 

Что делать с тренировками? Одной командам мало, но вторая, субботняя, между квалификацией и спринтом выглядела нелепо и скучно – машины оказались в закрытом парке, работать с ними было практически невозможно, значительно менять настройки – тоже. Кататься на разных комплектах шин лишь для более полного понимания их износа? В плане зрелищности этот элемент уик-энда выглядит ненужным и даже чужеродным. И дело не только в том, что в самой практике было мало смысла. Руководство «Ф-1» больше волнует прибыль, а не спорт – и тогда получается, что свободные заезды между квалой и спринтом точно не нужны. Ведь чем меньше будут знать команды о поведении резины и машин – тем больше крутых сюрпризов случится в гонке. Но готовы ли команды отказаться от лишних тестов? 

Наконец, остался главный вопрос – а не сработал ли эффект новизны? Сегодня Перес летел по трассе с красной тряпкой перед глазами, но будет ли он так же безрассудно атаковать в следующий раз? Реактивные старты, как у Алонсо, тоже бывают не всегда, поэтому никто не даст гарантий регулярных мощных прорывов в будущем. 

«Ф-1» рискнула с новым форматом: сдвинула квалификацию и провела спринт. Получилось зрелищно, но есть вопросы

В этом году нас ждет еще два спринта – и пока трудно говорить с уверенностью, что они будут нести такой же эффект свежести и легкости, как в Сильверстоуне. Возможно, вместо классных гонок мы увидим засыпательные процессии и езду паровозиков? – Этого никто не знает. 

Перемены в любом случае назрели, ведь спорт должен оставаться современным, динамичным и привлекательным. Главное, чтобы не менялось одно – победитель должен определяться в воскресенье.

Ферстаппен выиграл первую спринт-квалификацию в истории «Формулы-1»