Итог – огромный штраф.
Казалось, в современной «Формуле-1» только два факта – непреложны при любых обстоятельствах и в любых странах: «Мерседес» и Хэмилтон никогда не допускают глупых ошибок на ровном месте.
Случаются недоработки стратегии, перегревы шин, сложности с охлаждением мотора – но это все мелкие проблемы, неизбежные для любой команды с долгим накатом в «Формуле-1». Невезение вроде лопающихся покрышек тоже трудно записать в откровенные фэйлы – так что чемпионы уже давно не допускали по-настоящему серьезного результативного ляпа в лучших традициях «Феррари».
Но на Гран-при Италии традиция прервалась: шестикратный чемпион мира заехал на пит-стоп – и получил огромный штраф в 10 секунд «стоп-энд-го». В переводе на реальное гоночное время Льюис потерял примерно 35 секунд – или почти полкруга. Естественно, заезд пришлось начинать сначала: Хэмилтон оказался на последнем месте и за двадцать с лишним кругов отыграл лишь семь позиций – даже несмотря на всю мощь «Мерседеса».
Но за что же его оштрафовали? Давайте разбираться, в чем прокололись чемпион и его команда.
Сумасшедший Гран-при Италии: первая победа Гасли, Хэмилтон 7-й после штрафа, обе «Феррари» сошли
Пит-лейн закрыли – и у Хэмилтона не было права остановиться на пит-стоп
Все началось с поломки «Хааса» Кевина Магнуссена: датчанин свернул с трассы и припарковался у пункта маршалов, вызвав желтые флаги.
Круг спустя дирекция гонки решает эвакуировать машину на пит-лейн – все-таки №20 остановился не очень далеко, и так можно было сократить потерянное гоночное время. Включается режим автомобиля безопасности и запрещаются пит-стопы – гонщикам на последнем секторе на информационном табло после этого показали вот такие символы.
И Хэмилтона позвали в боксы сразу же после объявления режима – по идее «Мерседес» уже должен был знать о закрытии пит-лейн (поскольку гоночная дирекция заявила об принятии двух решений одновременно), но команда все равно пригласила лидера на смену шин. И он поехал – хоть ему и показывали ровно те же сигналы.
Даже два раза!
Тем не менее, «Мерседес» обслужил Льюиса и выпустил его трассу – только потом осознав, что пит-стоп прошел не по правилам. У шестикратного чемпиона не было шансов избежать наказания: в регламент четко прописан штраф за подобное нарушение – 10 секунд «стоп-энд-гоу». Не попасть под его действие можно было только в одном случае – если пилот проехал в боксы после включения сэйфти-кара, но до демонстрации сигналов на панелях. Именно поэтому не наказали Пьера Гасли, Кими Райкконена и Николаса Латифи: они физически успели проехать дисплеи и никак не могли их видеть. Везение в чистом виде.
Льюис тоже попытался съехать через оправдания «я ничего такого не заметил».
«На въезде в пит-лейн не было огней, – сказал он по радио после объявления о штрафе. – Вы уверены, что я не проехал их до включения? Потому что я, очевидно, наблюдал за правой стороной, потому что инцидент был справа».
Что ж, на въезде на пит-лейн в Италии и правда нет информационных панелей – потому, собственно, трюк и удался Гасли, Райкконену и Латифи. Вот только Хэмилтон как один из главных ветеранов «Формулы-1» уж точно должен знать, куда смотреть в поисках важнейших указаний от гоночной дирекции!
И даже если представить, будто он и правда по соображениям безопасности смотрел только вправо – то вот незадача: там тоже был сигнал.
Его сложно заметить на повторе из-за солнца, но он показывает ровно тот же крест, что и все остальные. Стопроцентная гарантия наказания даже с учетом максимально возможной лояльности от ФИА.
После финиша шестикратный чемпион, видимо, пересмотрел повтор и понял, на что ему стоило обратить внимание – больше отпираться он не стал.
«Я сам беру на себя ответственность за то, что не увидел сигналы (о закрытом пит-лейн)», – признал Льюис.
Тем не менее, главный вопрос все равно адресуется не Хэмилтону (который, на самом деле, правильно следил за стороной со стоящей машиной и маршалами), а к «Мерседесу» – команда не просто зазвала его в тот момент, когда остановки в боксах уже запретили, но еще и ничего не сказала №44 по радио прямо перед въездом на пит-лейн. А времени у стратегического штаба оказалось достаточно – Льюис проехал почти всю «Параболику» под «крестами», и на пит-уолл «Мерседеса» никак не могли об этом не знать.
Расчет лидеров чемпионата тем более непонятен как раз из-за характера нарушения: оно не отдается на откуп стюардам, за него прописано конкретное жесткое автоматическое наказание. И даже рисковать с целью не потерять лидерство не имело смысла в тот момент: «Макларены» тем более не успевали в «счастливое окошко» (куда угодили Гасли и прочие) и точно поехали бы на пит-стоп по открытии боксов (что и произошло). Если бы стратеги «Мерседеса» просто не стали суетиться и подождали – Хэмилтон спокойно бы выиграл гонку, поскольку преимущество в темпе над Сайнсом и Норрисом оказалось колоссальным.
В итоге Льюису пришлось прорываться – и он дотянул только до седьмого места
Казалось бы, «Мерседес» намного быстрее конкурентов и способен за 25 кругов отыграть и 35 секунд, если потребуется – а значит, ситуация у №44 еще не выглядела безнадежной. Но ее усугубила авария Леклера и красные флаги: гонку прерывали, соперники тоже сменили шины, а рестарт и вовсе назначили с места. Причем большая часть пелотона выбрала свежий «медиум» против «харда» у Льюиса – тем самым сожрав примерно по 0,5 секунды преимущества «Мерседеса» на каждом круге.
Так что Хэмилтону пришлось иметь дело не с растянутым пелотоном, собранным сэйфти-каром, который можно умело дернуть на рестарте и сходу отыграть 3-5 секунд (и который, как правило, внутри тоже очень неоднороден). И когда он отбыл наказание – обнаружил себя на последнем месте с отставанием в 23 секунды от предпоследнего Алекса Албона.
«Это просто ####### (много!)» – отреагировал Льюис по радио.
До финиша оставалось 23 круга – так что итоговое седьмое место (с отставанием в 17 секунд от победителя) после семи обгонов еще можно назвать чертовски удачным.
Конечно, без красных флагов Льюис вряд ли бы скатился на последнее место и, вероятно, приехал бы на финиш даже в топ-5. Однако победу он точно потерял именно в момент заезда в боксы по приглашению «Мерседеса» – редчайшая ошибка на ровном месте от лучшей команды «Формулы-1». Мы не видели ничего подобного несколько лет – и, скорее всего, не увидим еще столько же.
Правда, сам Хэмилтон после финиша отказался унывать.
«С учетом обстоятельств я согласен на седьмое место с лучшим кругом в гонке. Макс Ферстаппен вообще не набрал очков, так что сегодня мы потеряли не так много», – сказал шестикратный чемпион.
И правда: Льюис все еще лидирует в общем зачете с отрывом в 47 очков от Валлтери Боттаса. Можно отдыхать два полных Гран-при – и все равно приехать на третий главным претендентом на седьмой титул.