Феттель выиграл чемпионат по прорыву сквозь трафик.
Командный мостик Скудерии весь 2019-й (да и все предыдущие 10 лет) в основном веселит, генерирует лулзы и мемы: алые стратеги постоянно находили способ сливать гонки или пилотов даже в очень благоприятных обстоятельствах. В этом сезоне апофеоз их перфоманса пришелся на Гран-при Монако, а на Гран-при Германии фанаты даже обнаружили, что персонал из Маранелло изо всех сил мешал своим пилотам с быстрыми и верными решениями.
Прошло буквально два месяца (летний перерыв и сентябрь) – и теперь те же люди придумали выигрышную тактику и улучшили положение команды на трассе буквально одним быстрым разговором по радио. Именно благодаря им «Феррари» и Себастьян Феттель вообще получили шансы на победу в Сингапуре.
Непостижимым образом боссу «Феррари» Маттии Бинотто в кратчайший срок удалось переломить мышление своих подчиненных, заставить их принимать моментальные решения – и при этом не допускать ошибок в стиле «верим приборам, что дождя нет, а не реальному дождю за окном».
Сейчас все объясним.
«Марина-Бэй» не подходила «Феррари», но поул ушел Леклеру
Весь сезон алый SF90 страдал от нехватки прижимной силы и механического сцепления, из-за чего «Мерседес» спокойно рвал конкурентов на всех типах треков, клепал победы, поулы и дубли. Да, у Феттеля с Леклером в распоряжении оказался самый крутой мотор в пелотоне (за счет которого Шарль и выиграл в Бельгии и Италии), но в поражении Скудерии в Сингапуре вообще никто не не сомневался. Еще в начале августа «Феррари» уступила на похожем треке в Венгрии больше минуты – казалось, путешествие в азиатский полис станет диким жарким адом.
Но в квалификации все сложилось совсем по-другому: инженеры из Маранелло впервые в сезоне подобрали баланс, который позволил гонщикам выжать из себя все возможное, хотя замеры GPS в предшествующих практиках утверждали: SF90 принципиально нигде не ускорилась. Следовательно, новые детали сработали именно на расширение окна настроек, из-за чего Леклер с Феттелем и полетели как бешеные, пытаясь реализоваться на узком треке.
В результате Шарль все-таки сделал всех и отобрал поул благодаря шикарному кругу: монегаск трижды боролся с машиной, спасая ее от свидания с барьерами, но крайне рискованный его пилотаж на грани в медленных и среднескоростных поворотах отыграл все потерянное время. В итоге парень опередил Хэмилтона на 0,2 секунды.
Великий круг Леклера по Сингапуру
Победа «Феррари» в квалификации стала важнейшим стратегическим моментом для перспектив в гонке. Поскольку «Марина-Бэй» – узкий городской трек с большим количеством среднескоростных поворотов, обгонять здесь невероятно сложно (особенно когда у соперника преимущество на прямых). Поэтому лидер может спокойно диктовать удобный для себя темп, практически не беспокоясь о преследователях, и не уничтожать покрышки в экспресс-режиме – так что выигрыш старта всегда является ключом к успешной гонке.
«Феррари» умно реализовала поул
Шарль Леклер с первых же кругов занялся контролем темпа: все-таки он сам после финиша субботних заездов признал, что повредил задние шины на решающем круге. Именно поэтому монегаск экономил ресурс резины и на первых пяти кругах ехал на 8 секунд медленнее времени поула, а потом еще сильнее сбросил скорость и показывал времена на 14 секунд хуже относительно себя же в субботу. Его преследователи тоже соответственно замедлились – быстрейшими на трассе оказались следовавшие в хвосте Нико Хюлькенберг и Джордж Расселл на безнадежном «Уильямсе»!
Контроль за темпом помог Скудерии не только с повышенным износом резины: при таких условиях лучшим способом обгона становится не атака на трассе, а более ранний пит-стоп. Стратегия реализуется благодаря нескольким кругам в чистом воздухе: без следующих впереди машин круги всегда получаются быстрее, а потому на свежих шинах можно отыграть разом 5-6 секунд у задержавших визит в боксы лидеров.
«Феррари» же сильно замедлила пелотон – вопреки обычной ситуации в последних сезонах «Формулы-1» он не развалился. «Макларен» и остальные середняки удерживали темп и висели за топ-6 на расстоянии всего в 3 секунды – а значит, ранний пит-стоп гарантировал желающим рискнуть «Мерседесам» прорыв сквозь трафик с потерей времени и перегревом покрышек. У немцев отобрали единственное оружие, которое могло убить шансы Леклера на победу – и сами чемпионы ничего не могли с этим поделать. Им оставалось только ждать остановок в боксах в середине пелотона, чтобы аутсайдеры сами расчистили им нужное окно чистого воздуха. Этот момент уже был очевиден для всех, и у соперников «Феррари» не было эффекта неожиданности.
Послегоночное интервью Хэмилтона это только подтверждает.
«Я знал, что нужно делать «подрезку» – еще с утра на брифинге, – сказал лидер чемпионата. – Я сказал что-то вроде: «Давайте рискнем», но команда не захотела».
Скудерия лучше воспользовалась самым удобным моментом для пит-стопа
После стратегической победы «Феррари» выиграла еще и тактически – первой зазвала Феттеля на 20-м круге. Правда, заслуга командного мостика здесь не в конкретном расчете: первыми нужное окно для остановки в боксах нашли в «Ред Булл» для Макса Ферстаппена. По словам босса итальянцев Маттии Бинотто, алые просто увидели подготовку соперников – и сразу же связались с Себом.
Немец успел повернуть на пит-лейн в последний момент даже до Макса. Игра была сделана – оба «Мерседеса» поехали дальше вслед за контролирующим темп Леклером.
Это и правда эпохальное решение для «Феррари»: обычно их стратеги долго мнутся и сомневаются, сверяют планы друг с другом на протяжении чуть ли не десяти кругов и редко моментально реагируют на запросы пилотов. Особенно хорошо их медлительность проявлялась в начале сезона, когда один из гонщиков терял по 10-15 секунд за более медленным напарником до применения командной тактики, или на том же Гран-при Германии.
Теперь же все произошло в точности наоборот: инженеры Скудерии моментально отреагировали на действия конкурентов и сразу же рискнули. Такого в их исполнении мы не видели уже очень давно – похоже, в Маранелло произошла грандиозная внутренняя революция с полным изменением философии, а это уже – настоящее чудо.
Стратегические шахматы от «Мерседеса»
Сразу же после остановки Феттеля (и в особенности после остановки Леклера кругом после) стало ясно: чемпионы не успели с более ранним пит-стопом (хоть Хэмилтон и предлагал это по радио). Пилоты «Феррари» выиграли слишком много времени и оба обогнали бы Льюиса, так что немцы сменили тактику: они принялись ждать.
Расчет заключался во все том трафике: в «Мерседесе» ждали, пока Феттель подъедет к группе не побывавших в боксах аутсайдеров (Ланс Стролл, Даниэль Риккардо, Пьер Гасли, Антонио Джовинацци) – Себ должен был застрять за ними и потерять время относительно Хэмилтона. Именно поэтому Льюис поехал в боксы как раз в тот момент, когда №5 догнал розовый «Рейсинг Пойнт».
Но план немцев провалился: четырехкратный чемпион внезапно не увяз в борьбе, как с ним это часто было за последний год, а моментально прорвался мимо Стролла и сразу же догнал Риккардо. В итоге никто никого не задержал, и Хэмилтон после пит-стопа оказался даже позади Ферстаппена – улетел со второго места за пределы топ-3. Более того, Льюис проиграл бы и Боттасу, если бы главный стратег команды заранее не приказал финну замедлиться.
После провала запасного плана «Мерседесам» оставалось надеяться только на рестарты после автомобилей безопасности, но их атаки Ферстаппен отбивал без проблем. «Феррари» же снова получила контроль над гонкой – проиграть с того момента можно было только в случае еще одного внезапного разворота или контакта между напарниками.
Феттель проехал как чемпион
Впервые за весь 2019-й Себастьян выглядел не как аморфный ветеран, близкий к завершению карьеры, а как настоящий претендент на титул. Когда перед ним встала задача быстро прорваться через трафик с минимальной потерей времени – пилот «Феррари» выполнил все в точности с максимальной эффективностью. Ни разу он не провисел на хвосте у середняка больше одного круга (что для Сингапура – очень хорошо), проводил быстрые и неотвратимые атаки, пользовался любой малейшей возможностью и в борьбе за победу совсем не церемонился с конкурентами.
К примеру, посмотрите, как он вынудил Пьера Гасли убраться с дороги.
Именно в этой фазе гонки Феттель и одержал победу на всем Гран-при: он прорвался сквозь трафик быстрее и увереннее Шарля Леклера, который потратил целую кучу энергии на нытье по радио, а не на обгоны. Если до примерно 28 круга монегаск был в полном праве требовать первую позицию обратно, то 30 километров спустя стало ясно: Себ на нее честно наработал.
Особенно с учетом реального темпа №16: он так ни разу и не подобрался к напарнику на дистанцию атаки, проиграл все рестарты после автомобилей безопасности. Конечно, без Леклера победы бы не было, но это вовсе не значит, что первое место нужно было немедленно возвращать – в конце концов это гонки, и если бы риск с Феттелем провалился, Шарль точно не предложил бы тоже улететь в хвост из солидарности.
Возможно, Себ из предыдущих Гран-при (например, из Италии) точно уперся бы в Стролла, потерял бы кучу времени и только сдержал всех позади, подарив Хэмилтону еще один шанс, либо значительно проигрывал бы в темпе Леклеру, ставя его под удар Ферстаппена. Но №5 из конца сентября ехал достаточно быстро и показал себя совсем другим – и потому реально заслужил победу. Отбирать ее командной тактикой ради амбиций молодого парня было бы неправильно, так что Бинотто с мостиком одержали и третью победу – не допустили полной деклассации одного из гонщиков.
Более идеального уик-энда «Феррари» на неподходящей трассе мы не видели уже очень давно. Хоть конец сезона порадует нас отборной интригой.