Болид «Ф-1» без запретов регламента: восемь закрытых колес и огромный насос сзади

Просто чудовище.

За все 69 лет существования «Формулы-1» правила и различные требования к болидам менялись десятки раз. Техника прошла огромный путь от небольших алюминиевых торпед на колесах до современных четырехметровых монстров, параллельно подарив миру кучу интересных автоизобретений. Были среди инноваций и слишком передовые или хитрые идеи, предоставлявшие продвинутой команде чрезмерно большое преимущество — тогда технологии запрещали и направляли по новому, более честному пути. Именно он и привел болиды к тому виду, который мы знаем сегодня.

Но как бы выглядела машина для Гран-при без самых громких запретов последних семи десятилетий? Издание WTF1 углубилось в историю и прикинуло конструкцию такого монстра.

Болид «Ф-1» без запретов регламента: восемь закрытых колес и огромный насос сзади

Колеса

В первую очередь у такой машины было бы совсем не 4 колеса. Почему? Во второй половине 70-х «Тиррелл» представил миру шестиколесное чудо Р34 — с четырьмя небольшими колесами на передней оси.

Болид «Ф-1» без запретов регламента: восемь закрытых колес и огромный насос сзади

Они служили для очистки воздушного потока, следовавшего на заднее антикрыло — без турбулентных возмущений от больших передних колес эффективность задней части выросла, и машина начала генерировать больше прижимной силы. В то же время из-за снижения площади соприкосновения с воздухом уменьшилось и лобовое сопротивление — а следовательно, увеличилась и скорость на прямых. Также увеличилась площадь контакта шин с асфальтом — в результате в поворотах машина демонстрировала шикарные сцепные свойства.

Тем не менее, система подвесок и рулевого управления оказалась невероятно сложной, однако даже несмотря на трудности с механическими элементами болид доказал конкурентоспособность: одна победа на Гран-при Швеции, 13 подиумов за 2 сезона и третье место в Кубке конструкторов 1976-го.

Другие команды тоже попробовали конструкцию с шестью колесами — но уже перенеся два комплекта на заднюю ось. Самым известным прототипом стал «Уильямс» FW08B 1982 года.

Болид «Ф-1» без запретов регламента: восемь закрытых колес и огромный насос сзади

Привод приходился на все четыре задних колеса, из-за чего машина невероятно здорово «держала» дорогу. Уменьшенные колеса также позволяли сделать более эффективную «юбку» граунд-эффекта, что положительно влияло на прижимную силу. Гонщикам нравился результат — на FW08B неофициально побили несколько рекордов треков, но перед стартом сезона ФИА забанила любые машины с числом колес больше четырех.

Для идеальной машины, существующей вне пределов регламента, идеально было бы взять оба решения — две пары колес спереди и сзади.

Болид «Ф-1» без запретов регламента: восемь закрытых колес и огромный насос сзади

Прижимная сила

Ее никогда не бывает много, не так ли? Так что стоит добавить на машину запрещенный регламентом граунд-эффект, чтобы получить еще больше прижимной силы. А еще можно поставить насос в заднюю часть — прямо как в знаменитом «Брэбэме» ВТ46В.

Болид «Ф-1» без запретов регламента: восемь закрытых колес и огромный насос сзадиБолид «Ф-1» без запретов регламента: восемь закрытых колес и огромный насос сзади

Граунд-эффект формировался туннелями под днищем болида, ограниченными «юбкой» по бокам. Благодаря этому внизу образовывалась область низкого давления, и машина буквально «присасывалась» к асфальту. «Брэбэм» еще сильнее продвинул технологию, установив насос в заднюю часть авто — по уверениям, для нужд охлаждения двигателя. Но главной функцией огромного вентилятора стало ускорение воздушного потока под днищем, что увеличило граунд-эффект и повысило прижимную силу. Машина вышла на старт в единственном Гран-при — Швеции — и Ники Лауда победил на ней с преимуществом в полминуты. ФИА моментально забанила насос, а сам граунд-эффект продержался до 1982 года, после чего тоже попал под запрет.

Автомобильных чиновников волновал рост скорости в поворотах — машины стали больше походить на ракеты, представляя опасность для пилотов. Сейчас же нам явно не стоит об этом беспокоиться, так что и граунд-эффект, и насос можно смело добавлять к идеальному болиду.

Болид «Ф-1» без запретов регламента: восемь закрытых колес и огромный насос сзади

Вспомогательные системы

Активная подвеска, трэкшн-контроль, АБС и бесступенчатая трансмиссия — никто не делал такие штуки лучшие «Уильямса» в начале 90-х. Болид FW14B 1992 года получил большинство подобных технических инноваций: активная подвеска контролировала дорожный просвет и динамически меняла его ради максимального уровня прижимной силы, АБС и трэкшн упрощали сам процесс пилотажа. А еще машину разработал Эдриан Ньюи, так что она была классной и с точки зрения аэродинамики.

Болид «Ф-1» без запретов регламента: восемь закрытых колес и огромный насос сзади

С дальнейшим прогрессом всех систем болид FW15C 1993 года стал одним из самых технически продвинутых авто за всю историю «Формулы-1». Команда даже дошла до тестов бесступенчатой коробки передач, удерживавшей оптимальные обороты мотора и выдачу мощности и в любой момент времени и для любого поворота. Тем не менее, систему забанили до того, как она перешла в трековую версию машины, а к концу сезона под запрет попали и подвеска с АБС и трэкшном.

Тем не менее, сейчас они явно помогли бы пилотам проявить свои способности лучшим образом.

Болид «Ф-1» без запретов регламента: восемь закрытых колес и огромный насос сзади

Закрытые колеса

Если мы хотим сделать болиды еще быстрее, нужно здорово снизить лобовое сопротивление. Для этих целей в 1950-х многие команды делали машины с закрытыми колесами на скоростных треках для уменьшения объема турбулентного воздуха, генерируемого шинами. Чаще всего так делал «Мерседес».

В конце десятилетия ФИА обязала всех конструкторов производить болиды только с открытыми колесами. Тем не менее, сейчас ослабление регламента позволило бы командам оптимизировать аэродинамический пакет, снизить лобовое сопротивление и повысить скорость в поворотах. Для тех же целей инженеры с радостью бы заключили и пилота в закрытый кокпит — так что если бы не ограничения со стороны правил, машины уже давно выглядели бы вот так.

Болид «Ф-1» без запретов регламента: восемь закрытых колес и огромный насос сзади

Двигатель

Плохие новости для мечтающих вернуть в «Формулу-1» моторы V12: современные гибридные и турбированные V6 входят в число самых мощных, надежных и экономичных силовых установок в истории. Конечно, их звук многим не нравится, но когда у команд был выбор в 70-х и 80-х, небольшие турбомоторы ошеломляюще быстро стали главным выбором любого инженера. Следовательно, идеальный мотор для лучшего болида «Ф-1» лучше искать на современной стартовой решетке — он обладает мощностью в более 1000 л.с., пробил 50-процентную отметку энергоэффективности и способен проехать тысячи километров. Двигатели V10, к примеру, выдерживали всего одну-две гонки.

«Мерседес» крушит «Формулу-1» из-за хитрого технического решения. Но у «Феррари» еще будет шанс