Будущий безработный выжал 48 кругов из шин и уступил только Хэмилтону. Он – лучший в «Ф-1» по работе с резиной, но команда от него избавилась

Мощный прощальный подиум.

Претендентов на титул «гонщика дня» по итогам Гран-при Турции набралось с полдесятка: вполне справедливы притязания и Льюиса Хэмилтона (победа и седьмой титул), и Себастьяна Феттеля (прорыв на подиум с 11-го), и Шарля Леклера (куча рискованных стратегических шагов и взлет на 4-е с 12-го), и Карлоса Сайнса (еще один прорыв – с 15-го на 5-е и в борьбу за подиум).

Но все-таки стабильнее всех в каждой фазе гонки – от дождевой до более сухой – выглядел только один пилот: Серхио Перес из «Рейсинг Пойнт». Он идеально контролировал темп на любых покрышках в любом состоянии, догонял напарника, отбивался от «Ред Булл» и «Феррари» – и в целом провел максимально гроссмейстерский заезд. Давайте же отдадим должное будущему безработному с последними тремя гонками в «Ф-1» и разберемся, как ему это удалось.

Будущий безработный выжал 48 кругов из шин и уступил только Хэмилтону. Он – лучший в «Ф-1» по работе с резиной, но команда от него избавилась

Стартовал на третьем месте, оказался вторым и прессинговал напарника

«Рейсинг Пойнт» удивил всех уже в субботу: на самом скользком треке сезона, да еще и под дождем именно пилоты в розовом показали себя лучше всех: Ланс Стролл взял поул, а его напарник забрал третью стартовую позицию.

Этот волшебный круг по самому скользкому треку года в «Ф-1» подарил поул Строллу. Хэмилтон отстал на 5 секунд!

Многие болельщики окрестили успех случайным, но на самом деле команда из Сильвертоуна полностью его заслужила: лучше всех справилась и со стратегией (моментом установки более быстрых «промежуточных» шин вместо дождевых), и с непосредственно прогревом покрышек.

Именно с введением температуры в рабочие окна возникли проблемы практически у всех участников Гран-при Турции: из-за нового гладкого асфальта, обильно политого водой, шины практически не цеплялись за поверхность и не прогревались до нужного уровня. В итоге болиды конкурентов скользили без возможности атаковать в поворотах.

«Я не мог ни поддерживать температуру, ни прогреть шины до нужной температуры – и это происходило постоянно по ходу всего уик-энда», – признался Валттери Боттас, только в гонке исполнивший шесть разворотов.

«Нам было трудно прогреть шины, а в такой ситуации разницу делает пара градусов, – рассказал Феттель после квалификации. – Потому мы не смогли реализовать весь потенциал, а на дождевых шинах ехали хуже всего».

«Обычно считается, что на мокрой трассе пилот может рискнуть чуть сильнее и показать мастерство, выиграв пару позиций на решетке, – рассказал Даниэль Риккардо.- Можно как-то настраивать аэрообвес, но если шины не работают – ты просто пассажир. И я в процессе уик-энда не раз оказывался в такой ситуации».

Но как же прогреть покрышки на таком скользком асфальте, да еще и в дождь? Нужно выбрать идеальный баланс между резкими разгонами и торможениями (для передачи температур от колодок), а также добавить ровно нужный уровень прижимной силы. Причем не все команды даже с бюджетами в сотни миллионов разобрались с требованиями «Пирелли» по нагрузкам – как раз здесь в роли флагмана и выступил «Рейсинг Пойнт», давно и много изучающий поведения резины.

Будущий безработный выжал 48 кругов из шин и уступил только Хэмилтону. Он – лучший в «Ф-1» по работе с резиной, но команда от него избавилась

«Обычно мы считаем, что на мокрой трассе пилот может чуть больше рисковать и показать себя лишний раз, отвоевать пару позиций на решетке, – рассказал Риккардо журналистам по окончании заездов. – Но сейчас, похоже, все зависит в первую очередь от уровня сцепления с трассой. Если шины заработали – ты сразу на несколько секунд ускоряешься.

«Мы все возможное вложили в симулятор и оборудование для него – именно это и привело к лучшему пониманию, в каких местах машины мы можем выжать больше всего скорости, – рассказал еще на старте сезона технический директор «Рейсинг Пойнт» Энди Грин. – За несколько лет до того периода мы предвидели, что одним из важнейших факторов в будущем станет работа с шинами. Нам стало ясно, что именно резина станет важнейшей переменной в эффективности работы машин. И мы инвестировали огромное количество сил и времени в этот вопрос, внедрили лучшие технологии, которые нам только были известны на тот момент, наняли лучших людей – все для исследования взаимодействия с покрышками. Нам нужно было знать, что мы на все сто оптимизировали использование пятна контакта шины с дорожным полотном».

Еще недавно в «Ф-1» за подиумы билась команда-банкрот. У нее не было денег на запчасти и бумагу для принтера, а машина отставала на два года

Так что равная битва Стролла с Пересом с дождевым гением Ферстаппеном на сверхнавороченном дорогущем «Ред Булл» была на самом деле закономерной.

Перес красиво и эффективно отбился от Ферстаппена и Албона – благодаря мастерству контроля над шинами

Не менее мощно парни из «Рейсинг Пойнт» провели первую фазу гонки на дождевых покрышках: прогрели резину лучше всех и сходу уехали ото всех на старте – где были и провалы (оба «Ред Булл» просто застыли на месте), и развороты.

https://www.instagram.com/p/CHm60-qj1kZ/

Далее гонщики в розовом выбрали разные стратегии: Ланс ринулся вперед в погоне за лучшими кругами и быстро нарастил отрыв от напарника до шести секунд, а Серхио спокойно ехал в одинаковом темпе, контролируя отрыв от преследователей (который к пятому кругу вырос до 10 секунд). Да, на тот момент «Рейсинг Пойнт» гнал на 4 секунды с круга быстрее конкурентов!

Однако на шестом круге ситуация развернулась: покрышки Стролла перегрелись, и Перес начал догонять его, снимая по 0,3-0,5 секунды с петли. №11 достал бы напарника, если бы не не первая волна пит-стопов: весь пелотон получил свежие «промежуточные», но из-за медленной остановки в боксах (4,9 секунды – обычно в «Ф-1» за такое время «переобувают» две машины) Чеко уже улетел назад на 10 секунд и оказался позади группы из Ферстаппена, Феттеля и Хэмилтона. Пришлось перестраивать планы и обороняться.

И задачу не пропустить соперников Перес выполнил на невероятном уровне – два круга подряд идеально перекрывал траектории Ферстаппену и не давал тому раньше разгоняться. А когда Макс приблизился слишком сильно – словил нидерландца в воздушный мешок. Лидер «Ред Булл» потерял прижимную силу и в вираже улетел в разворот!

Будущий безработный выжал 48 кругов из шин и уступил только Хэмилтону. Он – лучший в «Ф-1» по работе с резиной, но команда от него избавиласьБудущий безработный выжал 48 кругов из шин и уступил только Хэмилтону. Он – лучший в «Ф-1» по работе с резиной, но команда от него избавиласьБудущий безработный выжал 48 кругов из шин и уступил только Хэмилтону. Он – лучший в «Ф-1» по работе с резиной, но команда от него избавиласьБудущий безработный выжал 48 кругов из шин и уступил только Хэмилтону. Он – лучший в «Ф-1» по работе с резиной, но команда от него избавилась

Следующим Серхио достал напарник Макса Алекс Албон – и тот предусмотрительно не рисковал с агрессивными маневрами. Хоть болид №23 по покруговкам выигрывал у №11 по полсекунды, обогнать мексиканца таец тоже не сумел: четыре круга провисел за конкурентом, перегрел шины и отстал ради возвращения резины в комфортное температурное окно.

И за то же время Перес еще и вновь отыграл у напарника шесть секунд!

Растянул «промежуточные» на 48 кругов – больше только у Квята и Хэмилтона – и выжал из них максимум, когда напарник провалил работу с резиной

Именно на середине гонки – около 29-го круга – Перес по сути и выиграл свой подиум: Албон начал отставать все больше из-за проблем со сцеплением, а Стролл все активнее жаловался по радио на огромный износ. Тогда-то и произошел ключевой момент в стратегии Гран-при: Шарль Леклер рискнул с поездкой в боксы за новыми «промежуточными» (прямо как на первом пит-стопе) – и часть пилотов отправилась вслед за ним.

Вот только не все правильно выбрали момент: монегаск получил зеленые покрышки еще на достаточно мокром треке и достаточно равномерно выводил их в нужное температурное окно. Те, кто последовал за ним в пределах 3-4-х кругов, тоже успели в окно «кроссовера» – когда состояние трассы позволяло привести шины в нужное состояние. Ланс Стролл не успел – он получил «промежуточные» на шесть кругов позже, когда трасса уже слишком сильно подсохла. В результате попытка максимально быстро прогреть покрышки в обычной манере (словно условия остались такими же, что и пятью минутами ранее) привел к моментальному перегреву и зернению резины – на что тут же канадец и пожаловался по радио.

Результат оказался катастрофическим: №18 тут же провалился за пределы топ-6, терял по несколько секунд с круга и постоянно отставал. К концу заезда его обогнал Ландо Норрис – другой пилот, перешедший на «промежуточную» резину на 36-м круге, но прогревавший новый комлпект более плавно.

А что же Перес? Достаточно хорошее состояние его покрышек позволило ему рискнуть и обойтись без пит-стопов: мексиканец пошел по пути Льюиса Хэмилтона и поехал до конца. Всего на такую тактику решились только четверо – еще Даниил Квят и Эстебан Окон.

Будущий безработный выжал 48 кругов из шин и уступил только Хэмилтону. Он – лучший в «Ф-1» по работе с резиной, но команда от него избавилась

Эффективнее всего стратегия сработала у пилота «Мерседеса»: как только трек немного подсох, №44 здорово ускорился и моментально обогнал Переса, создав комфортный отрыв. Но вот из остальных пилотов с Чеко уже никто не смог соперничать – хоть под конец Феттель, Леклер и Сайнс догнали мексиканца, ему хватило скорости и ресурса шин как раз для защиты позиции под клетчатым флагом.

Почему же такой длинный отрезок сработал? Просто «промежуточные» у Хэмилтона и Переса уже держали нужные температуры, плюс рельеф в достаточной мере стесался – только посмотрите, как выглядели покрышки, снятые с болида «Феррари» на 33-м круге.

Будущий безработный выжал 48 кругов из шин и уступил только Хэмилтону. Он – лучший в «Ф-1» по работе с резиной, но команда от него избавилась

А это шины Хэмилтона после финиша!

Будущий безработный выжал 48 кругов из шин и уступил только Хэмилтону. Он – лучший в «Ф-1» по работе с резиной, но команда от него избавилась

Поверьте: у Переса такие же!

По сути, мексиканец и англичанин естественным образом сделали себе некоторое подобие сликов – и задача состояла только в доведении их до финиша в более-менее целом состоянии. Весьма рискованная стратегия – но, как выяснилось в случае Стролла, играть в рулетку с прогревом свежего комплекта тоже очень просто.

«Я даже говорил команде, что эти шины просто взорвутся, если я проеду на них еще хотя бы один круг. Но выбор в пользу длинного отрезка сделал нашу гонку. Команда прекрасно поработала над стратегией», – похвалил «Рейсинг Пойнт» Перес после финиша.

В общем-то, исход гонки в самом деле вряд ли удивит: первое и второе места забрали лучшие «заклинатели шин» пелотона – просто с поправкой на разницу в силе болидов. Да-да, Серхио несомненно входит в число лучших пилотов «Ф-1» по работе с покрышками – вот как его навыки оценивает все тот же Энди Грин.

«Когда Чеко ловит ритм воскресного дня – превращается в одного из лучших пилотов. Абсолютно. Он – один из тех немногих пилотов, кто реально дальше всех продвинулся в эффективной работе с шинами, чувстве машины, понимании, что и когда нужно делать с покрышками, как долго надо ехать спокойнее, когда атаковать.

Будущий безработный выжал 48 кругов из шин и уступил только Хэмилтону. Он – лучший в «Ф-1» по работе с резиной, но команда от него избавилась

Он один из лучших. Его эффективность в работе с шинами… Думаю, он входит в топ-2 или топ-3 пелотона. Не так уж много человек может лучше. Когда он в поворотах, то просто чувствует, что надо делать с покрышками. И невероятно точно контролирует педаль газа. Словно в него встроен трэкшн-контроль!»

Если вам раньше могло казаться, будто технический директор «Рейсинг Пойнт» преувеличивает – что ж, вот вам еще одно подтверждение.

Теперь Перес – четвертый в общем зачете. И без места в «Ф-1» на следующий сезон

После второго места на Гран-при Турции у Переса на личном счету оказалось 100 очков (и это с двумя пропущенными гонками!) – он обогнал Шарля Леклера и Даниэля Риккадо. Однако ни фантастические способности к работе с шинами, ни успех в турнирной таблице, ни мексиканские спонсоры с пакетом на 20-25 миллионов долларов в год не спасли Чеко от схлопывания карьеры: еще в начале сентября будущий «Астон Мартин» отказался от долгосрочного контракта с лидером ради Себастьяна Феттеля.

Место под Феттеля в «Астон Мартин» расчистили совсем некрасиво. Пилот спас команду от закрытия, а теперь его уволили без компенсации

В начале сентября команда объявила о расторжении договора с Пересом – и у Серхио до сих пор нет альтернативных вариантов. Слухи отправляют его в «Ред Булл» и «Хаас», но американская организация скорее подпишет Мика Шумахера и сына российского миллиардера Никиту Мазепина. Роль напарника Ферстаппена тоже не выглядит сильно достижимой: австрийцы, похоже, согласны предоставить безлимитный кредит Алексу Албону, да и слухи о переговорах вообще поддерживают в основном журналисты из Мексики (довольно странно, не находите?).

Будущий безработный выжал 48 кругов из шин и уступил только Хэмилтону. Он – лучший в «Ф-1» по работе с резиной, но команда от него избавилась

Сам Серхио недавно в интервью признал: перерыв на год – возможный вариант. И, похоже, он все больше похож на самый реалистичный.

Мир «Формулы-1» суров: здесь иногда талант, мастерство и даже деньги ничего не гарантируют. Даже вместе взятые.

«Феррари» наконец поехала как топ: Феттель взял первый подиум за год, Леклер рисковал с шинами и взлетел на 8 позиций

Пилоты «Ф-1» в ярости от асфальта на Гран-при Турции. Оказывается, вместо гоночного положили обычный – для автострад

Мощнейшее торможение в «Ф-1» – до разлета ошметков шин во все стороны. Это Феттель заблокировал колесо «Феррари»