Видели серию Top Gear эпохи Кларксона с тестом болида «Ф-1»? Профессиональный пилот ее разнес: нашел 7 переборов с драмой ради шоу

Вам врали 12 лет.

Трудно не любить тот самый легендарный Top Gear из нулевых с Джереми Кларксоном, Ричардом Хаммондом и Джеймсом Мэем: святая троица выстреливала бесконечными шутками и подколами, не стеснялась самоиронии и регулярно придумывала все более безумные соревнования. Причем главное веселье всегда происходило на фоне лучших машин, суперкаров и болидов планеты, а к ним на шоу регулярно заглядывали самые звездные гонщики вроде Кими Райкконена, Себастьяна Феттеля, Михаэля Шумахера, Рубенса Баррикелло, Мики Хаккинена и вообще основной части пелотона «Формулы-1».

Но рок-н-ролльная и дерзкая слава Top Gear не мешала команде снимать и серьезные мощные специальные выпуски или отдельные сюжеты про лучшую технику или самых ярких личностей. Даже сейчас, десятки лет спустя и под брендом The Grand Tour, у них выходит не хуже – взять хотя бы мощную документалку про двукратного чемпиона «Ф-1» Джима Кларка.

Джереми Кларксон выбрал лучшего гонщика в истории «Ф-1». И снял про него шикарную документалку

Схожие эпизоды троица снимала еще в Top Gear. И особенно фанатам шоу запомнилась серия от 25 ноября 2007 года – в ней Ричард Хаммонд получил возможность протестировать на «Сильверстоуне» (трассе, принимающей Гран-при Великобритании) самый настоящий чемпионский болид Фернандо Алонсо – «Рено» R25, один из последних авто из монструозной эры с мотором V10. Причем на пути к вожделенной технике «Формулы-1» ведущего ждали машины молодежных серий – начиная с юношеских маломощных «Формул-Рено» и заканчивая второй по скорости (на тот момент) машине для «Мировой серии «Рено» 3.5».

«Сегодня не будет типичной чепухи Top Gear», – с первых же секунд пообещал Хаммонд. Основа сюжета заключалась в вопросе – «сможет ли абсолютно неподготовленный к «Ф-1» человек за день освоиться в гоночных авто и проехать на болиде мощностью 1000 л.с. два круга на более-менее приличной скорости без разворотов, аварий и перегрева мотора?». Ричард выполнил задачу – и только на ютубе эпизод про укрощение R25 собрал 10 миллионов просмотров (а перезалитая версия в высоком качестве – еще 500 тысяч).

Но все ли показанное в шоу Top Gear – в самом деле правда? Пустили ли Хаммонда за руль реального болида «Ф-1»? Не преувеличил ли он отдельные страдания и не было ли там чрезмерного нагнетания ради большей драмы?

Именно этим вопросом задался Скотт Мэнселл – основатель школы пилотажа Drive61 и автор одноименного канала. Скотт – профессиональный пилот, номинированный на титул «лучшего молодого гонщика Великобритании» в 2004-м (проиграл будущему чемпиону ДТМ и пилоту «Ф-1» Полу ди Ресте, приз за 30 лет доставался Дэвиду Култхарду, Дженсону Баттону, еще одному чемпиону ДТМ Гэри Паффетту, Энтони Дэвидсону, а также нынешним пилотам «Ф-1» Джорджу Расселлу и Ландо Норрису).

Теперь же он впервые посмотрел эпизод Top Gear про болид «Ф-1» – и нашел сразу семь замечаний.

«Я инструктировал и обучал множество обычных людей, неподготовленных к «Ф-1», перед их первым опытом пилотажа болида. Так что я знаю, как они реагируют и действуют, когда оказываются в настоящей машине для Гран-при впервые в жизни. Потому я и решил проанализировать пилотаж Ричарда, чтобы объяснить: что реально, а что – драматичные штучки Top Gear.

Как видите, на машине для «Мировой серии «Рено» Хаммонда развернуло – на таком болиде это достаточно просто: достаточно слишком резко нажать на педаль газа, особенно в медленном повороте. Особенно когда пилот не может как следует прогреть резину. В таких случаях достаточно всего лишь крошечного чрезмерного усилия – и все, задние шины провернутся слишком быстро и развернут машину.

Так что да, довольно непросто надеяться на быстрый прогресс с болидом для «Мировой серии «Рено» после юниорской «Формулы-Рено». Особенно в один день, как тут показано. Обычно мы, гонщики, проходим этот путь несколько лет, и там реально много всего изучать».

Первые претензии у Мэнселла вызвал процесс обсуждения телеметрии ведущего Top Gear с инженером «Рено» – по словам последнего, Хаммонд «одновременно давил на газ и тормоз, а если бы он понизил передачу в перед поворотом так в болиде «Ф-1» – мотор бы накрылся».

Видели серию Top Gear эпохи Кларксона с тестом болида «Ф-1»? Профессиональный пилот ее разнес: нашел 7 переборов с драмой ради шоу

«Конечно, давить на педали тормоза и газа в одно и то же время – довольно частая ошибка для новичков в любой машине с двумя педалями. Однако рассказ инженера про чрезмерное количество оборотов при переключении передач – это уже небольшая вставка для шоу от Top Gear.

Видели серию Top Gear эпохи Кларксона с тестом болида «Ф-1»? Профессиональный пилот ее разнес: нашел 7 переборов с драмой ради шоу

И машины для «Мировой серии «Рено», и «Ф-1» оснащены роботизированной коробкой передач с подрульными лепестками – а еще у них есть блок GSU: блок контроля за переключением передач. Он просто не позволит понизить передачу в тот момент, когда двигатель не способен справиться с такой операцией. Компьютерная система просто не переключила бы шестерню, если бы по ее расчетам в результате действия перебор с оборотами убил бы мотор. Небольшая драма специально для Top Gear».

Жалобы Хаммонда на боль в шее и физические трудности с продолжением пилотажа – абсолютно правдивая история с точки зрения Мэнселла.

«В этих машинах переживаешь перегрузки в 3,5-4g в поворотах, и если пилоты не тренируют шеи особым образом – сложности появляются уже через 5-6 кругов».

Помните, Путин ездил на болиде «Формулы-1»? Мы проверили – это фэйк

Следующая претензия – вновь к цитате инженера, на сей раз пообещавшего Ричарду «усложнение задачи в болиде «Ф-1» втрое по сравнению с машиной «Мировой серии «Рено».

«Здесь снова подбавили драмы: машина «Формула-1» – не сложнее болида «Мировой серии» втрое. Может, на 40-50 процентов более сложная. Очевидно, они пытаются немного поднять ставки здесь».

Мучения Хаммонда при попытке сдвинуть R25 с места в первый раз – улыбка, но не сомнения с претензиями.

Видели серию Top Gear эпохи Кларксона с тестом болида «Ф-1»? Профессиональный пилот ее разнес: нашел 7 переборов с драмой ради шоу

«Если вам кажется, что сдвинуться с места – довольно просто, то на самом деле это очень, очень сложно! Сцепление на болиде «Формулы-1» находится под рулем на отдельных лепестках – они очень маленькие, пружинки просто крошечные, и они не дают вообще никакого обратного ощущения в пальцы.

Видели серию Top Gear эпохи Кларксона с тестом болида «Ф-1»? Профессиональный пилот ее разнес: нашел 7 переборов с драмой ради шоу

Это совсем не то же самое, что и в обычной машине с педалью сцепления, где можно ногой ощутить точку «закусывания» сцепления. В лепестке просто маленькая пружинка, она постоянно ощущается одинаково, и ее нужно просто потихоньку отпускать вплоть до тех пор, пока ты не почувствуешь, что машина двигается.

Как видите, двигатель продолжает работать – это благодаря антипробуксовочной системе. ECU включает сцепление и не дает мотору заглохнуть».

Однако по ходу первого круга в R25 претензий появилось намного больше.

«Если вглядеться в монтаж, можно увидеть, как резко Хаммонд заворачивает в поворот – думаю, здесь Top Gear снова нагнетает драму. Мне кажется, этот разворот сделали специально.

Видели серию Top Gear эпохи Кларксона с тестом болида «Ф-1»? Профессиональный пилот ее разнес: нашел 7 переборов с драмой ради шоуВидели серию Top Gear эпохи Кларксона с тестом болида «Ф-1»? Профессиональный пилот ее разнес: нашел 7 переборов с драмой ради шоу

Никто обычно не въезжает в этот поворот с таким внезапным резким движением руля. Если посмотреть на другие моменты на записи – Ричард управляется совсем иначе: аккуратно и бережно. Думаю, это сделали, чтобы добавить новый слой драмы.

К тому же, Хаммонд говорит, что ему надо разогнаться намного, намного быстрее, чтобы прогреть шины и тормоза – а иначе он просто разобьет машину. Что ж, на этой трассе ехать сильно быстрее точно не получится.

Прогрев шин вообще напрямую связан с температурой тормозов – нужно давить на них изо всех сил и довести до 800 градусов по Цельсию. Уже после этого тепло от тормозов через обод перейдет к резине. Это единственный способ ее прогреть».

Следующий наброс драмы от Top Gear проявляется во время очередного разговора ведущего с инженером: человек из «Рено» акцентирует внимание на необходимости тормозить сразу после снятия ноги с педали газа без задержки в полсекунды.

«Конечно, не очень-то здорово тратить полсекунды на снятие ноги с педали газа и нажатие на тормоз, но для достижения целей Ричарда Хаммонда в этом эпизоде изменение этого аспекта не внесет вообще никакой разницы! Больше всего ему нужно было работать именно над силой давления на тормоз. Когда колодки холодные – нужно использовать их как можно жестче. Потому что в таком состоянии их слишком трудно контролировать».

Финальные два круга Мэнселла тоже не очень-то впечатлили.

«Веселый у них монтаж, да… Но, как я вижу по определенным кадрам со стороны, машину пилотировали специальным образом, чтобы выжать как можно больше драмы.

Видели серию Top Gear эпохи Кларксона с тестом болида «Ф-1»? Профессиональный пилот ее разнес: нашел 7 переборов с драмой ради шоу

И я сомневаюсь, что на таких отрезках болидом управлял Ричард Хаммонд: потому что как пилот поворачивает, тормозит, управляет резкими движениями задней части – за рулем, должно быть, сидит профессиональный гонщик. Я не утверждаю, будто Ричарда не было здесь вообще – просто некоторые отдельные кадры выглядят так, словно на них запечатлена работа профессионала.

Что еще смешнее, шины блокируются буквально везде – и съемочная команда зачем-то наложила к видеоряду звук скрипа тормозов. Эта машина не издает таких звуков при блокировке колес. Да, еще немного драматичного монтажа.

Видели серию Top Gear эпохи Кларксона с тестом болида «Ф-1»? Профессиональный пилот ее разнес: нашел 7 переборов с драмой ради шоу

Видели вот этот момент, когда его занесло на выходе из последнего поворота? Определенно, за рулем не мог быть Хаммонд – думаю, в машине в тот момент снимался профессиональный пилот. Ему бы ни за что не позволили сделать подобное: на той части трека не такая уж большая зона вылета, стены очень близко. Думаю, кадры со стороны снимали именно с профи. – и вставили потом это в серию Еще немного драматичного монтажа».

Джереми Кларксон – главная рок-звезда телевидения. У него нет даже плохих аналогов

Новейший гиперкар «Макларена» (1035 л.с.!) – против истребителя. Машина билась до последнего, у ролика 2 млн просмотров

Все давно хотели знать, кто лучший гонщик – Кларксон, Хаммонд или Мэй. Теперь есть ответ профессионального пилота