Второй пилот «Ред Булл» одинаково ошибается на обгонах уже целый год. От аварий спасает только удача

Серьезнейший недостаток в пилотаже.

Второй пилот «Ред Булл» одинаково ошибается на обгонах уже целый год. От аварий спасает только удача

Эпоха Алекса Албона в «Ред Булл» практически перевалила за год – по-настоящему мощное достижение по современным меркам для команды, способной выбросить пилота через десяток неудачных Гран-при. Но первое восхищение более смелым и боевитым по сравнению с Пьером Гасли тайцем постепенно сталкивается с реальностью: №23 тоже оказался не в состоянии соответствовать темпу Ферстаппена и проигрывает Максу по 0,5-1 секунде с круга в зависимости от трека и фазы гонки.

«Албон смотрится живо и боевито. Порой даже слишком, – оценил бывший пилот «Ф-1» и эксперт Джолион Палмер. – Но его темп недостаточно высок и это начинает вызывать беспокойство.

Албон в своем нынешнем состоянии не способен предложить что-либо в борьбе за победы. Так что ему нужно прибавлять».

«Албон просто слишком медленный в целом гонщик, – согласился Ральф Шумахер. – В сравнении с Ферстаппеном мы всегда говорим об отставании в 0,5 секунды, а в гоночных условиях оно может быть и больше.

Проблема в том, что когда речь зайдет о борьбе за титул, то разве ваш второй пилот не должен будет как минимум не уступать второму пилоту «Мерседеса», чтобы вы могли выиграть Кубок конструкторов? Ведь в противном случае у вас ничего не получится».

«Такого уничтожения напарников не было со времен Сенны и Шумахера», – описал внутреннюю расстановку сил в «Ред Булл» Дженсон Баттон.

Второй пилот «Ред Булл» одинаково ошибается на обгонах уже целый год. От аварий спасает только удача

«Раньше я никогда не оказывался под таким огнем критики, – отреагировал Алекс. – Для меня это что-то новое. Но во время изоляции у людей, возможно, не так много тем для разговоров, так что это нормально. Я просто делаю свою работу и определенно постараюсь прибавить в квалификациях».

Команда пока что поддерживает Албона – о замене или открытом недовольстве речи не идет. Но слабые места тайского гонщика озвучиваются в прессе даже руководством «Ред Булл».

«Ему нужно лучше квалифицироваться, – заметил шеф команды Кристиан Хорнер. – Что касается гоночных умений и гоночного темпа, то он проделывает отличную работу. Мне сложно понять критику в его сторону.

Нас радует тот факт, что Албон, как мы видели, способен бороться с Хэмилтоном. К тому же не стоит забывать и о дополнительном давлении – ведь его напарником является Макс Ферстаппен. Я считаю, что Албон справляется невероятно здорово.

Албон очень умный парень, он много думает об улучшении качеств, которые у него пока сыроваты».

Второй пилот «Ред Булл» одинаково ошибается на обгонах уже целый год. От аварий спасает только удача

Да, на первый взгляд Алекс однозначно лучше Гасли в обгонах: смелее и чаще атакует и объезжает более медленных конкурентов, реже застревает за соперниками и вообще производит более живое впечатление.

Однако именно в последней цитате Хорнера и заключается истинная главная проблема Алекса: хоть Албон и радует мощными обгонами – но на самом деле повторяет одни и те же ошибки при атаках раз за разом. Практически каждая из них просто должна была закончиться аварией (и еще лет 5-6 назад непременно бы заканчивалась) – но осторожность других пилотов спасает гонщика «Ред Булл» от реноме «крэшера», уничтожения прессой и понижения. Нет, правда: №23 постоянно провоцирует опасные ситуации – но ему везет. Сейчас все объясним.

Слабейшее место Албона – внезапные атаки по внутренним траекториям. Он вообще не умеет их реализовывать

Лучше всех манеру поведения тайского пилота при попытке атаковать кого-то в зонах торможения описал опять же Джолион Палмер – в собственном шоу на F1 TV в выпуске, посвященном Гран-при Венгрии.

«На первый взгляд Алекс провел в целом неплохую гонку – финишировал пятым после старта с 13-го места. Ему немного повезло: сперва он объехал Переса, когда тот вылетел с трека, затем Себастьян Феттель заблокировал колесо и пропустил Албона. По сути №23 получил несколько позиций в подарок.

А потом после нескольких кругов преследования Шарля Леклера Алекс прорвался мимо в первом повороте. Честно говоря, первый маневр выглядел половинчатым – словно Албон просил о столкновении. Авария была бы неизбежной, если бы Шарль повернул чуть раньше, защищая позицию.

Второй пилот «Ред Булл» одинаково ошибается на обгонах уже целый год. От аварий спасает только удача

Практически такая же ситуация возникла при атаке на Ромена Грожана – и на сей раз Алекс немного запорол маневр.

      View this post on Instagram

A post shared by FORMULA 1® (@f1) on Jul 19, 2020 at 2:03pm PDT

Остановим вот на этом моменте: Грожан начал торможение сразу после стометровой отметки.

Второй пилот «Ред Булл» одинаково ошибается на обгонах уже целый год. От аварий спасает только удача

Албон тут же решился на маневр – хотя вообще не показывал Ромену намерений до этого. С этим нет проблем, но по мере подъезда к повороту Алекс сохранил довольно много скорости – и опять проявил половинчатую отдачу.

Второй пилот «Ред Булл» одинаково ошибается на обгонах уже целый год. От аварий спасает только удачаВторой пилот «Ред Булл» одинаково ошибается на обгонах уже целый год. От аварий спасает только удача

Его передняя часть болида вновь оказалась слишком далеко по отношению к «Хаасу». И если поставить на паузу здесь, на входе в поворот…

Второй пилот «Ред Булл» одинаково ошибается на обгонах уже целый год. От аварий спасает только удача

Маневр Албона выглядит так, словно он так и не доведен до конца. Грожан все еще впереди и поворачивает [в соответствии с правилами]. В реальности ему к этому моменту нужно уже было как минимум поравняться с Роменом. В таких ситуациях необходимо отдаваться маневру полностью еще в самом начале зоны торможения и не отдавать ситуацию полностью в руки Грожана.

В этих маневрах Албон действительно слишком много веры вложил в поведение других пилотов. В данном случае Грожан повернул вовнутрь, а потом наружу после того, как увидел приближающийся болид Алекса – и уже оказалось слишком поздно, болид Ромена получил повреждения.

Мы видели хорошие атаки от Албона раньше, он умеет быть агрессивным. Но именно при обгонах с поздним торможением он словно оказывается не там, где надо. Недостаточно четко принимает решения, когда нужно. В этот раз ему повезло, но вообще-то отдавать судьбу обгонов исключительно на откуп решениям других пилотов – не очень мудро».

Отличное объяснение Джолиона характеризует важный психологический момент: Алекс временами недостаточно уверен в себе или просто не успевает реагировать на просчеты – когда маневр по идее должен был получаться, но в итоге не получился.

На самом деле у №23 подобных моментов просто очень много – к примеру, за похожий он получил штраф в Великобритании, выбив Магнуссена с трассы.

Early drama at Silverstone 😮And an early exit for Kevin Magnussen after a big collision with Alex Albon 💥#BritishGP 🇬🇧 #F1 pic.twitter.com/b6Je5qUZgq

— Formula 1 (@F1) 2 августа 2020 г.

Да, Кевин предварительно сам ошибся, подскочив на поребрике, но Алекс вновь повторил ту же ошибку – не успел занять внутреннюю траекторию на входе в поворот.

Второй пилот «Ред Булл» одинаково ошибается на обгонах уже целый год. От аварий спасает только удача

И атаковать так второй пилот «Ред Булл» начал не в 2020-м – ровно такие же маневры он проворачивал еще в предыдущем сезоне, когда все восхищались его яркостью и смелостью.

Например, обгон Ландо Норриса в Японии, который завершился угадайте, чем? Правильно – столкновением!

A charging Red Bull = trouble at the chicane for two buddies 😬And it was Lando who came off worse 👀#JapaneseGP 🇯🇵 #F1 pic.twitter.com/34Wnjd3OGi

— Formula 1 (@F1) 15 октября 2019 г.

Албон вновь проиграл вход в поворот и по идее не должен был продолжать атаку.

Второй пилот «Ред Булл» одинаково ошибается на обгонах уже целый год. От аварий спасает только удача

Но не успел нажать на тормоз и вынес Ландо. Честно говоря, и здесь пилоту «Ред Булл» повезло – соперник получил намного больше повреждений, чем машина Алекса, хотя именно №23 косплеил торпеду.

Да и в самом начале карьеры в «Формуле-1» на Гран-при Китая-2019 он делал ровно то же самое в борьбе с Антонио Джовинацци.

Второй пилот «Ред Булл» одинаково ошибается на обгонах уже целый год. От аварий спасает только удача

Но вновь тайцу повезло – итальянец в «Альфа Ромео» не завернул для защиты позциии и просто отдал ее вообще без боя.

Битва с Норрисом в России в 2019-м – абсолютно та же история.

Второй пилот «Ред Булл» одинаково ошибается на обгонах уже целый год. От аварий спасает только удача

Ландо пришлось убраться за пределы трека в экспресс-режиме, чтобы избежать неминуемой аварии!

Второй пилот «Ред Булл» одинаково ошибается на обгонах уже целый год. От аварий спасает только удачаВторой пилот «Ред Булл» одинаково ошибается на обгонах уже целый год. От аварий спасает только удача

Битва с Пересом на прошлогоднем Гран-при Венгрии.

Второй пилот «Ред Булл» одинаково ошибается на обгонах уже целый год. От аварий спасает только удача

И вновь Албону уступили дорогу – после контакта колес мексиканец отвернул и пропустил соперника!

А иногда Алекс все-таки идет до конца и пытается отвоевать вход в поворот у соперника в последний момент – как, например, во время схватки с Даниилом Квятом и Кими Райкконеном на Гран-при России.

Второй пилот «Ред Булл» одинаково ошибается на обгонах уже целый год. От аварий спасает только удача

Второй пилот «Ред Булл» одинаково ошибается на обгонах уже целый год. От аварий спасает только удача

Второй пилот «Ред Булл» одинаково ошибается на обгонах уже целый год. От аварий спасает только удача

Это не совпадения: Албон усиленно пользуется подобным маневром на разных шинах, в разных гоночных условиях и на разных фазах гонки. И очень часто видна именно такая картина – тайцу просто не хватает расчетливости или способности предугадать шансы на успех. Каждая успешная атака в данных условиях – невероятное везение: если хотя бы один соперник поехал как Ферстаппен и пошел бы до конца, половинчатое торпедирование закончилось бы аварией намного раньше инцидента с Магнуссеном.

Как должен правильно выглядеть такой маневр?

Давайте возьмем для примера атаку Квята на Гран-при Венгрии – когда россиянин наседал как раз на Албона.

Смещение внутрь сразу после момента нажатия на тормоз конкурентом (именно его показывают красные огни позади машины), и лишь потом начало собственного замедления.

Второй пилот «Ред Булл» одинаково ошибается на обгонах уже целый год. От аварий спасает только удача

Быстрый разрыв дистанции – чтобы соперник не успел захлопнуть калитку.

Второй пилот «Ред Булл» одинаково ошибается на обгонах уже целый год. От аварий спасает только удача

Выигрыш входа в поворот – как видите, рядом нет никого выпирающего антикрыла Алекса Албона.

Второй пилот «Ред Булл» одинаково ошибается на обгонах уже целый год. От аварий спасает только удача

Следующий поворот – то же самое, но Квят как минимум наравне с напарником и занимает внутреннюю траекторию. Следовательно, вираж – его, и тайцу нужно с этим смириться.

Второй пилот «Ред Булл» одинаково ошибается на обгонах уже целый год. От аварий спасает только удачаВторой пилот «Ред Булл» одинаково ошибается на обгонах уже целый год. От аварий спасает только удача

Следующий поворот – теперь уже Албон оказался на внутренней траектории и атакует, но вновь он не сумел даже поравняться с соперником.

Второй пилот «Ред Булл» одинаково ошибается на обгонах уже целый год. От аварий спасает только удачаВторой пилот «Ред Булл» одинаково ошибается на обгонах уже целый год. От аварий спасает только удача

Даниилу приходится съезжать с трека всеми колесами, чтобы не столкнуться с Алексом.

Второй пилот «Ред Булл» одинаково ошибается на обгонах уже целый год. От аварий спасает только удача

На новом вираже Квят вновь оказывается внутри и наравне с напарником – и окончательно выигрывает позицию, выдавливая Албона в ответ.

Второй пилот «Ред Булл» одинаково ошибается на обгонах уже целый год. От аварий спасает только удача

Правда, иногда у Алекса все-таки получается – нужно отдать ему должное. В Италии атака на Сайнса выглядела мегаэффектно и технично.

Alex Albon ⚔️ Carlos Sainz#F1 #ItalianGP 🇮🇹 pic.twitter.com/9rZe11mC3X

— Formula 1 (@F1) 9 сентября 2019 г.

Но, судя по всему, здесь сыграло скорее не мастерство, а удача: просто в этот раз соперник затормозил чуть раньше, и пограничной ситуации не возникло.

Почему Албон регулярно допускает одну и ту же ошибку?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо сперва изучить другие типы обгонов в исполнении Алекса – к примеру, по внешней траектории. Занятно, но с ними у тайца проблем почти не возникает: они обычно получаются влет с первого же раза (если только обороняющимся не оказывается Хэмилтон).

Правда, иногда, конечно, выходит та же ситуация – как в Бразилии при атаке на Феттеля:

Второй пилот «Ред Булл» одинаково ошибается на обгонах уже целый год. От аварий спасает только удача

Это занимающий внутреннюю траекторию впереди Алекса Себ спокойно едет по правилам, а №23 прорывается в двумя колесами за пределами трека.

Но в целом, конечно, при таких атаках второй пилот «Ред Булл» намного инициативнее.

History repeats itself for Albon and Hamilton 😭#AustrianGP 🇦🇹 #F1 pic.twitter.com/3FR1oxG2cd

— Formula 1 (@F1) 5 июля 2020 г.

В принципе, это был хороший и практически завершенный обгон – здесь ошибся уже недостаточно сильно сбросивший скорость в зоне торможения Хэмилтон.

Таких маневров у Алекса наберется минимум с полдюжины – причем даже неудачные выглядят намного менее опасно половинчатых попыток «торпедирования».

Почему же обгоны по внешней траектории у второго пилота «Ред Булл» выходят намного лучше попыток атаковать соперника внутри? Ведь все-таки именно последний вариант обгона на торможении считается более простым и «классическим» – и ему чуть ли не одним из первых пилоты учатся после перехода на открытые колеса.

Возможно, дело в психологии: когда Албон более уверен в машине и покрышках – атакует по внешней, реализует техническое преимущество и легко уходит от конкурентов. Но когда его одолевают сомнения в потенциальном успехе, он, возможно, использует теоретически более простой путь с нырком внутрь.

Далее включается нехватка мастерства: Алекс еще не научился точно выбирать момент начала атаки и контроля скорости. Вероятно, потому в процессе он занимает неуверенную полупозицию, из которой, как кажется на первый взгляд, намного проще выбраться в случае непредвиденной ситуации: нажать на тормоза или просто отрулить, если соперник начал заворачивать слишком резко.

Однако, как мы уже увидели, осторожный подход Албона еще ни разу не сработал: болид тайца все равно шел на контакт с машиной конкурента, или другой пилот великодушно отворачивал сам, отдавая позицию. Возможно, именно поэтому №23 пока и не сделал никаких выводов из ошибки и повторяет ее раз за разом: поскольку она для него работает – незачем что-то менять.

Тем не менее, даже такие атаки как раз и создают пилоту «Ред Булл» живой и боевой образ более смелого и результативного пилота по сравнению с Гасли образца 2019-го. Во многом именно из-за них (и положительного результата) общественное мнение и приняло сторону Албона, записав его в мастера обгонов. Но все-таки главный фактор успеха Алекса в данной части гонок – это везение и джентльменское поведение других пилотов. Будь они немного жестче или грубее – сейчас таец считался бы крэшером похуже Грожана. А так именно общий прогресс «Формулы-1» порождает настоящую аномалию, ошибочно убеждающую в мастерстве Албона.

Однако вечно так продолжаться не может. Однажды кто-то все-таки решит не пропускать резвый «Ред Булл» – и все закончится неприятной аварией. Возможно, даже не одной.

Сын миллиардера вылетает с трассы почти в каждой гонке «Ф-1». Его отец спонсирует команду на $50 млн в год

«Ред Булл» недоволен выступлениями Квята. Похоже, Даниил вылетит из «Формулы-1» – мест почти не осталось

Пилотажный стиль Ферстаппена намного умнее, чем все думают. Он заточен под уход от ошибок – потому Макс и рвет «Ф-1»