В автоспорт двигают лен – он дешевле и крепче углеплаcтика. Шасси из него прошло первые крэш-тесты, в «Ф-1» уже производят детали

Грядет новая эра в гонках.

Главный материал современной «Формулы-1» – без сомнений, углепластик и прочие разновидности карбонового волокна. Они захватили автоспорт еще с 1981-го, когда «Макларен» первым в истории произвел из него монокок – машина MP4/1 не выиграла титул, но сотворила историю. С тех пор из углеволокна производят шасси, аэрообвес и большинство деталей практически во всех топовых гоночных сериях, а также делают корпуса для навороченных и дорогих супер- и гиперкаров.

Однако лидерство по процентовке использования карбона до сих пор удерживает «Ф-1» – более 70 процентов гоночной машины состоит именно из него.

Правда, теперь рынок материалов для «Формулы-1» и прочих серий завис перед большим переделом. В игру ворвался лен – а точнее, конструкция из специального сплетения льняных волокон от швейцарской компании Bcomp. Их продукт оказался крепче, дешевле и лучше карбона – и снижает углеродный след на целых 75 процентов.

Немного цифр: при тех же показателей по крепости масса детали изо льна меньше на 9 процентов по сравнению с карбоновой. Также деталь обойдется на 30 процентов дешевле по сравнению с традиционной карбоновой при улучшенных физических характеристиках: ее низкая плотность при высокой жесткости позволяет улучшить поглощение вибраций и сопротивление кручению, сжатию и обрывам. Она гасит вибрации в пять раз лучше любого материала из класса углепластиков!

При всех положительных качествах продукция Bcomp остается полностью эко-нейтральной и биоразлагаемой. Сырье можно выращивать по программам севооборота (ротация разных растений на одном поле из года в год для предотвращения опустынивания) и без прямой конкуренции с пищевыми культурами – а это важный аспект для современного мира.

И 20 октября лен предстал перед, наверное, важнейшей проверкой на прочность: структура безопасности, сотканная из волокон Bcomp, прошла все первые базовые крэш-тесты ФИА.

В автоспорт двигают лен – он дешевле и крепче углеплаcтика. Шасси из него прошло первые крэш-тесты, в «Ф-1» уже производят деталиВ автоспорт двигают лен – он дешевле и крепче углеплаcтика. Шасси из него прошло первые крэш-тесты, в «Ф-1» уже производят детали

Теперь материал допустят к производству шасси, антикрыльев и прочих элементов болида «Формулы-1» и других машин для серий с открытыми колесами.

Правда, льняным волокнам предстоит еще большой путь: экспериментальная структура безопасности оказалась на 40 процентов тяжелее такой же карбоновой, но все-таки нужно сделать скидку на сам факт первых испытаний – когда углепластик используют уже почти 40 лет.

Правда, лен уже участвует в гонках – внутри болидов «Макларена». Английская команда сделала из растительных волокон сиденья для пилотов в рамках тестов новой разработки – более серьезные детали (особенно с перспективой контакта в борьбе на треке) до прохождения проверок со стороны ФИА изготавливать запрещено.

Новый прорыв «Ф-1»: теперь часть болида произведут изо льна. Оказывается, он крепче, дешевле и легче углепластика

В автоспорт двигают лен – он дешевле и крепче углеплаcтика. Шасси из него прошло первые крэш-тесты, в «Ф-1» уже производят детали

Также из льняных волокон сделаны несколько стандартных запчастей в немецкой гоночной серии ДТМ – к примеру, боковые пластины диффузора.

В автоспорт двигают лен – он дешевле и крепче углеплаcтика. Шасси из него прошло первые крэш-тесты, в «Ф-1» уже производят детали

Также нити льна уже используют при отделке машин «Тесла» и «Вольво», а также при производстве элитных яхт.

На самом деле, ФИА вряд ли будет против дальнейшего использования волокон в автоспорте: с ними гонки станут даже безопаснее. Пластина изо льна в отличии от углепластика не склонна к растрескиванию или разрушению в хрупком месте. Технология плетения Bcomp ограничивает зону повреждения, а в случае прорыва льняного волокна «обломки» детали окажутся намного мягче по сравнению с карбоном. Более того, отделить их от пластины намного сложнее – скорее всего, они не разлетятся по треку, создавая опасность проколов и новых аварий, а просто повиснут, потеряв форму.

Теперь преодоление крэш-тестов доказало возможность использования льна в гонках на деле. После получения допуска от ФИА команды и производственные компании точно вложат достаточно денег в разработку и оптимизацию системы плетения, чтобы выжать из растения максимум и доставить его в «Ф-1» и другие серии.

«Мерседес» переизобрел диск колеса для «Ф-1». Даже пришлось править регламент, чтобы устранить преимущество от инновации

Маленькая команда тонет в «Ф-1», но вдохновляет топов на копирование ее деталей. Все благодаря особой бизнес-модели

Система защиты «гало» спасла от травм головы 4 гонщиков «Ф-1» за три последних Гран-при. Ее ненавидели за уродование болидов