В Гран-при теперь есть гонки среди женщин – с 18-летней русской. Цель – довести девушку до «Ф-1», бюджет – $30 млн

Рубку на равных машинах «Ф-3» уже поддерживают бренды вроде Puma.

В Гран-при теперь есть гонки среди женщин – с 18-летней русской. Цель – довести девушку до «Ф-1», бюджет – $30 млн

Во время Гран-при Штирии на «Ред Булл Ринге» стартовал и второй сезон Серии W – чемпионата для самых перспективных гонщиц планеты. Теперь женские заезды стали частью уик-эндов «Формулы-1», а в число участниц даже вошла 18-летняя Ирина Сидоркова из России. Цель у организации крайне мощная: предоставлять машины самым талантливым исключительно по способностям и найти ту самую девушку, способную зажечь и в Гран-при – и чемпионатов с подобной структурой больше в мире просто нет (даже у мужчин).

Как устроена Серия W?

Ее создала спортивный юрист Катрин Бонд Мур с помощью экс-пилота «Ф-1» Дэвида Култхарда и инвестиций бизнесмена Шона Водсуорта – на проведение первого сезона потребовалось 30 миллионов долларов. Впрочем, с третьего сезона серия планирует выйти в прибыль.

Чемпионат позиционирует себя как место, где девушки могут соревноваться на технике с омологацией ФИА вне зависимости от финансовых возможностей, заявить о себе и (в теории) выстроить карьеру в традиционно мужских чемпионатах – вплоть до «Формулы-1». Участниц отбирают на специальных тестах исключительно по таланту и не берут никаких спонсорских денег (к тому же выплачивают призовые – 500 тысяч долларов за титул, еще миллион распределяется между остальными по позициям в общем зачете). Для сравнения, в «классических» молодежных сериях выступать без платы невозможно – к примеру, в «Формуле-3» можно потратить до миллиона за сезон. В серии W шасси того же уровня – Tatuus F3 T-318 по регламенту «Ф-3», но меньшая мощность моторов (270 против 380 л.с.).

Болиды у всех одинаковые – и по ходу сезона гонщицы даже ими меняются, чтобы избежать малейшего влияния технических факторов. Команд в привычном понимании нет (они появятся в 2022-м), однако с этого сезона введены их внешние атрибуты – спонсорские ливреи. Участниц разделят на десять «конюшен» с отличиями лишь в названии и расцветкой – симпатичный способ упрощения идентификации и получения поддержки от брендов вроде Puma.

В Гран-при теперь есть гонки среди женщин – с 18-летней русской. Цель – довести девушку до «Ф-1», бюджет – $30 млн

В 2019-м Cерия W поддерживала немецкий кузовной чемпионат ДТМ – соответственно, девушки не выезжали за пределы Европы. Сезон-2020 отменили из-за пандемии, зато сейчас с повышением статуса чемпионата расширили и географию: помимо Австрии (где пройдут два этапа) запланированы гонки в рамках Гран-при Великобритании, Венгрии, Бельгии, Нидерландов и США, а завершат чемпионат 30 октября в Мексике. Формат предельно простой: практика и квалификация в пятницу, получасовая гонка в субботу. 

Кто гоняется?

Первой чемпионкой стала Джейми Чедуик – и победа позволила ей получить работу в «Формуле-1»: гонщицей по развитию «Уильямса».

В Гран-при теперь есть гонки среди женщин – с 18-летней русской. Цель – довести девушку до «Ф-1», бюджет – $30 млн

А еще Чедуик взяли в новенькую серию электровнедорожников Extreme E – там она недавно взяла подиум на X-при Океана. Есть достижения и в гонках на открытых колесах: в 2020-м Джейми заняла четвертое место в Азиатской «Формуле-3» – между Никитой Мазепиным и Пьетро Фиттипальди (оба впоследствии участвовали в Гран-при).

У других участниц успехов меньше – награды на локальном уровне и эпизодическое участие в младших «формулах».

Дикий старт электроралли с чемпионами «Ф-1»: три аварии с кульбитами в песках, финиш на трех колесах, сходы еще до первой гонки

Дебютирует в чемпионате и Эбби Итон – тест-пилотесса шоу Джереми Кларксона The Grand Tour и одна из двух открытых ЛГБТ-гонщиц в серии.

«Надеюсь, мы дадим русским ребятам немного уверенности быть собой». Две гонщицы-лесбиянки – о каминг-ауте и поездке в Питер

Есть за кого поболеть и нашим соотечественникам: за Ирину Сидоркову из Петрозаводска – самую младшую гонщицу Серии W. В свои 18 лет она уже успела погонять в российской и испанской «Ф-4» (взяла там два подиума), а также в Азиатской «Ф-3». Ее поддерживает гоночная программа «СМП Рейсинг» –  она же финансирует гонки и Роберта Шварцмана с Александром Смоляром (а также экс-пилотов «Ф-1» Виталия Петрова и Сергея Сироткина). В 2020-м Ира выступала в Серии W виртуально – и заняла третье место в онлайн-чемпионате, уступив лишь Бейтске Виссер и Марте Гарсии.

В Гран-при теперь есть гонки среди женщин – с 18-летней русской. Цель – довести девушку до «Ф-1», бюджет – $30 млн

В первой реальной гонке в Шпильберге Сидоркова финишировала девятой, но затем поднялась на одну строчку благодаря штрафу Джессики Хокинс. Победу же одержала Элис Пауэлл (третье место по итогам 2019-го), а Чедиук на старте попала в аварию как раз из-за действий Хокинс и в итоге стала лишь шестой. Дебют Ирины можно назвать отличным – она опередила очень быстрых Бейтске Виссер (2-е место в первом сезоне), Эмму Кимилайнен (31-летняя финка раньше гонялась наравне с мужчинами, вернулась в женскую серию после пяти лет перерыва и выиграла одну из гонок) и Марту Гарсию (тоже одна победа в прошлом году и четвертое место в тотале). Очень неплохо для старта карьеры в рамках Гран-при.

Зачем нужна Серия W?

За 70-летнюю историю «Ф-1» лишь две гонщицы добирались до официального этапа «Ф-1» – причем последний раз это происходило в 1976 году. А организаторы Серии W убеждены: женщины способны соревноваться с лучшими мужчинами – тем не менее, для возвращения девушек на высочайший уровень требуются время и усилия. Хоть формально гендерных барьеров в автоспорте нет, существуют стереотипы и культурные предрассудки.

Уже с картинга в гонках у мужчин подавляющее численное преимущество, а с повышением статусности соревнований гендерное расслоение становится все более глубоким. Как показало свежее исследование, опубликованное в научном журнале Psychology of Sport & Exercise, гонщиц не склонны оценивать серьезно, им сложнее найти спонсоров из-за нацеленности маркетинга на мужскую аудиторию, а критика часто сексистская (гонщик вылетает с трассы, потому что ищет предел, а гонщица – потому что она девочка). Играет роль и внешность: для мужчин-пилотов она – не решающий, а просто позволяющий подзаработать фактор (привет контрактам Шарля Леклера и Льюиса Хэмилтона с модными брендами), а у «нефотогеничной» девушки зачастую нет шансов.

«На самом деле ситуация становится даже хуже, – отмечает исполнительный директор Серии W Бонд Мур. – Число женщин в «формулах» уменьшается год от года».

В Гран-при теперь есть гонки среди женщин – с 18-летней русской. Цель – довести девушку до «Ф-1», бюджет – $30 млн

И одна из причин плачевного состояния женского автоспорта – отсутствие достойных примеров. Получается порочный круг: девочки не идут в картинг, потому что они (и их родители) даже не думают о реалистичности подобной карьеры, а те, кто все же пробуют, сталкиваются с предвзятостью и отсутствием интереса со стороны спонсоров – ведь историй успеха за пределами традиционных мужских исчезающе мало.

Серия W пытается решить как минимум две проблемы – огромные финансовые затраты в «формулах» и отсутствие примеров для подражания. Он их подход и критикуют: София Флерш (выступает в ДТМ и WEC, раньше гонялась в «Ф-3») ругает чемпионат за «сегрегацию» и отсутствие перспектив для взрослых участниц – ведь победительнице первой гонки сезона-2021 Элис Пауэлл уже 28 лет, и в «классические» молодежки по линии «Ф-1» ее точно уже не возьмут. Но организаторы вообще-то и не брендируют свои соревнования молодежными, понимая, что для потенциального трансфера в Гран-при потребуется не одно поколение выпускниц.

«Нет никаких физических причин, которые не позволяли бы девушкам сражаться с лучшими пилотами – но нужно время. Не каждый мужчина-гонщик так же быстр, как Льюис Хэмилтон или Себастьян Феттель, и лучшие гонщицы Серии W могут никогда не достигнуть уровня многократных чемпионов «Ф-1». Но мы ожидаем, что со временем лучшие воспитанницы смогут соревноваться в «Ф-1» на равных условиях с мужчинами», – говорится на сайте чемпионата.

Два главных шага уже сделаны: теперь лучшие гонщицы-женщины не просто соревнуются на глазах тех же фанатов и спонсоров, что и звезды Гран-при, но обладают реальным шансом получить доступ до самых топовых болидов. Ранее высочайшая конкуренция в «классических» молодежках закрывала дорогу в «Ф-1» еще и бюрократическим фильтром – для выступлений в главной серии требуется суперлицензия, а для ее получения нужно накопить целых 40 баллов за успехи в молодежных или менее престижных чемпионатах. С попаданием в Гран-при Серия W теперь признается и ФИА: за чемпионский титул начисляют 15 очков (больше, чем за титул в «Ф-4», на уровне титулов в региональных «Ф-3» – в точности по ранжиру мощностей моторов). И победившая в двух сезонах подряд получит суммарный миллион призовых и право поучаствовать в тренировках и тестах «Ф-1» – хотя бы для сравнения собственного уровня с лучшими гонщиками-мужчинами. Также денег и баллов даже за один выигрышный сезон хватит на место в средней команде «Ф-3» – а значит, даже у самой бедной, но сверхталантливой девушки появился теоретический шанс пробиться без единого обращения к спонсорам.

А ведь в «классической» схеме автоспорта такой системы больше нет – и любому пилоту мужского пола так или иначе надо искать деньги: либо у семьи, либо у потенциальных меценатов. Именно поэтому в «Ф-1» все меньше историй вроде Эстебана Окона об огромных жертвах родителей и жизни в трейлере ради гонок – и все больше сыновей миллиардеров (Николас Латифи, Ланс Стролл, Никита Мазепин, да даже у отца Ландо Норриса состояние в $200 млн). 

«Я три года жил с семьей в автоприцепе». Сложный путь пилота в «Ф-1» – теперь он укатал Алонсо и получил контракт лидера

Так что Серия W – крайне важная инициатива не только для девушек, но и для всего мирового автоспорта. Потенциально он способен изменить расклад в сфере подготовки юных гонщиков – но только если выйдет на самоокупаемость и представит миру пару громких имен, конечно же.

В автоспорте – девушка-суперталант. Била рекорды в 11 лет, а теперь выносит парней в молодежной серии и целит в «Ф-1»

Феноменальный обгон из женской гоночной серии. Результаты уже заметили в «Формуле-1»