В начале 90-х команда McLaren нажаловалась Берни Экклстоуну на «некрасивые» кубки за победу в Формуле 1

Босс McLaren Рон Деннис был известен своей зацикленностью на призах за победу в гонках: он всегда отбирал трофеи у гонщиков, считая их собственностью команды. Поэтому когда на Гран При Италии 1989 года Ален Прост подарил свой приз толпе тиффози, Рон был в такой ярости, что после подиума швырнул в Проста командный кубок, едва не сломав тому пальцы ног.

Первая часть этой истории попала на видео: Рон Деннис стоит справа в белой рубашке и не может поверить, как «его» кубок уничтожают у него же на глазах. А вот о том, как Деннис отреагировал на действия Проста, мы знаем благодаря мемуарам координатора McLaren Джо Рамиреса, который видел эту сцену своими глазами.

Вот еще одна история про отношение команды McLaren к трофеям в Формуле 1, взятая из мемуаров Джо «Воспоминания гоночного человека». Узнать о книге подробнее можно в подкасте Masta Kink: единственном подкасте на русском языке, полностью посвященном книгам о Формуле 1, которые никогда не публиковались в России.

Рон Деннис и победные кубки

«С того дня, как в 80-х у нас украли кубок прямо после церемонии подиума Гран При Германии, я взял на себя заботу следить за тем, чтобы трофеи доезжали до базы команды в целости и сохранности. Для Рона Денниса кубки были физическим воплощением достижений команды. Он был к ним так внимателен, что после прихода в McLaren стал прописывать в контрактах гонщиков пункт о том, что призы всегда принадлежат команде.

Обычно гонщики просили меня сделать для них копию, и я всегда им помогал. Но Айртон Сенна на второй год в McLaren это изменил: ему самому хотелось иметь у себя оригинал. Тогда я стал делать копии для McLaren. Но поскольку и Сенна, и Рон настаивали на том, что настоящий кубок должен быть у них, я всегда уверял обоих, что оригинал был именно у него!

В начале 90-х команда McLaren нажаловалась Берни Экклстоуну на «некрасивые» кубки за победу в Формуле 1

Одним из самых красивых призов в нашей коллекции был, без сомнения, кубок Леопольда III, вручавшийся Королевским автомобильным клубом Бельгии. Договоренность была такая: победившая команда хранила его у себя в течение года, после чего должна была привезти его на следующий Гран При и вернуть, чтобы его можно было вручить следующему победителю. При этом они также презентовали победителю еще один кубок, который команда могла оставить у себя навсегда.

В 1991 году мы выиграли Гран При Бельгии в четвертый раз подряд, но организаторы забыли вручить нам кубок, который предполагалось оставить команде.

Когда я забирал призы с подиума, я заметил, что этого кубка нет. Я спросил руководителя трассы, бывшего тим-менеджера Ferrari и промоутера Гран При Сан-Марино Роберто Носетто: «Послушай, а что насчет нашего кубка?»

 — О черт! Я забыл о нем. Я пришлю тебе на следующей неделе.

 — Нет, спасибо. Меня устраивает этот. Мы оставим его у себя, раз уж мы побеждали столько раз.

В начале 90-х команда McLaren нажаловалась Берни Экклстоуну на «некрасивые» кубки за победу в Формуле 1

Но он настаивал, чтобы на будущий год мы вернули его организаторам.

Через пару недель на базу прибыла посылка с другим кубком, и я не мог поверить своим глазам: это была дерьмовая консервная банка, даже хуже приза за третье место в мексиканской картинговой гонке в 50-х. Я испытал такое отвращение, что отправил посылку назад, велев засунуть ее туда, где не светит солнце, и уведомив, что мы оставим себе кубок Леопольда III. Затем я написал письмо Берни Экклстоуну, в котором пожаловался на качество трофеев, учитывая, сколько сил и денег тратится на победу в Гран При. Начиная с 90-х стандарты призов были прописаны в регламенте FIA, и теперь они выглядят дорого и красиво.

Трофей за победу Гран При Бельгии был шестиугольным серебряным кубком, установленным на подставку из черного дерева. На нем были выгравированы имена всех предыдущих победителей, включая Нуволари, Брукса, Фанхио, Аскари, Брэбема, Кларка, Сертиза, Герни, Макларена, Родригеса, Фиттипальди, Стюарта, Лауды, Андретти, Рейтеманна, Шектера и Проста. И, конечно, Сенны, который побеждал в Спа четыре раза подряд.

В начале 90-х команда McLaren нажаловалась Берни Экклстоуну на «некрасивые» кубки за победу в Формуле 1

Рону так нравился этот кубок, что он заказал своему брату Майклу — выдающемуся ювелиру — сделать изящную копию. Однако позже он подарил ее члену одной из иностранных королевских семей — в рамках бизнес-сделки, о чем спустя годы, мне кажется, сильно жалел.

Через год Роберто Носетто больше не стоял у руля Гран При Бельгии, а новому менеджменту трассы не было дела до старых призов. Мне казалось, что я бился за этот трофей не меньше гонщиков, поэтому так привязался к нему, что едва не спросил Рона, могу ли я его оставить у себя. Не думаю, что ответ был бы положительным!»

Эта история была опубликована в книге Джо Рамиреса. «Воспоминания гоночного человека», которая в России не издавалась.

Узнать больше об этой книге и послушать другие истории из нее можно в подкасте Masta Kink:

Masta Kink – это подкаст про книги о «Формуле-1», которые никогда не выходили на русском языке.

Вот какие эпизоды уже вышли в первом сезоне подкаста:

– «Другая жизнь». Книга Вирджинии Уильямс об аварии Фрэнка Уильямса и ее невыносимых последствиях

– «Я просто делала чай». Книга Дианы Спайрс о золотых годах паддока «Формулы-1»

– «Выжить. Управлять. Победить». Книга Ника Фрая о том, как команда «Браун» сотворила чудо в «Формуле-1»

– «Моя жизнь с Айртоном». Книга Адрианы Галистеу о ее отношениях с Сенной

– «Моя история». Книга Алекса Дзанарди о Формуле 1, титулах в США и аварии, оставившей его без ног

– «Воспоминания гоночного человека». Книга Джо Рамиреса о взрослении Формулы 1 и о характерах Сенны, Проста и Рона Денниса

Подкаст доступен в Apple Podcasts, в Google Podcasts, в Яндекс Музыке, в Spotify и на YouTube.