В серии WTCR живет дух настоящих гонок. Экс-пилоты «Формулы-1» гоняют на заряженных компактах и рубятся борт в борт до последнего круга

Уходящий год стал для автоспорта постепенным возвращением к нормальной жизни после скомканного пандемией 2020-го. Тем не менее ограничения продолжили вмешиваться в расписание мировых чемпионатов и, как в случае с топовой туринговой серией WTCR, перенесли развязку сезона с улиц Макао на трассу «Формулы-1» в Сочи. После отмены азиатского турне именно автодром на побережье Черного моря впервые в своей истории принял этап главного кузовного первенства планеты и стал свидетелем триумфа молодого француза Яна Эрлаше, оформившего в России второе чемпионство подряд. Судьба титула решилась только в предпоследнем заезде, а борьба по ходу сезона-2021 была настолько плотной, что в 16 гонках победу праздновали 12 разных пилотов. 

В серии WTCR живет дух настоящих гонок. Экс-пилоты «Формулы-1» гоняют на заряженных компактах и рубятся борт в борт до последнего круга

Рубка до самого финиша и минимальный разрыв между соперниками лежат в основе философии кузовных гонок и делают эти соревнования особенно зрелищными на фоне других чемпионатов, где прежде всего решает техника. Наследник легендарных туринговых баталий прошлого WTCR – не исключение. Наравне с сохранением традиций этой серии удалось кардинально переосмыслить вид спорта целиком, став еще интереснее для болельщиков по всему миру. Включая Россию, где «кузова» теперь прописались надолго.

WTCR продолжает традиции культовых чемпионатов 90-х, но вместе с тем делает турнир более доступным для команд и пилотов

Уже дебютный сезон чемпионата мира среди туринг-каров, прошедший в 1987 году, вызвал настолько большой интерес болельщиков, что ФИА, опасаясь оттока аудитории у «Формулы-1», просто закрыла турнир. Тем не менее подъем кузовных гонок продолжился в 90-е с появлением культового класса «супертуринг». Новая категория стала настоящим инженерным челленджем для команд, которые были вынуждены вталкивать сложную «изнанку» гоночного болида в кузов серийной машины. Фишкой «супертуринга» стали автомобили, похожие на те, что ездили по обычным дорогам, но поражали своей мощью на трассе. «Альфа Ромео» 155, «БМВ» 3-й серии, «Хонда Аккорд» и многие другие модели тех лет стали поистине культовыми для автоспорта. 

Однако «супертуринг», задуманный с целью сократить расходы и влияние производителей, вскоре сам пал жертвой астрономических трат. К разработке машин подключались в том числе команды «Формулы-1» и конечный продукт был скорее уникальным и очень дорогим миксом передовых технологий, чем просто апгрейдом серийной машины. С началом нового тысячелетия на смену «супертурингу» пришла более доступная категория Super2000, а в 2018-м регламент кубка мира по турингу адаптировали под правила TCR. Ключевое отличие TCR от всех предыдущих опытов – его универсальность. Крупные марки больше не участвуют в кузовных чемпионатах напрямую, а только поставляют омологированную технику всем желающим – на машинах TCR можно заявляться как в национальные чемпионаты, будь то наш РСКГ, так и мировые без каких-либо дополнительных условий.

В серии WTCR живет дух настоящих гонок. Экс-пилоты «Формулы-1» гоняют на заряженных компактах и рубятся борт в борт до последнего круга

Сами болиды представляют собой максимально близкие к обычным версии компактных седанов и хэтчбеков с передним приводом. Из доработок – только приспособленные под гонки тормоза и подвеска, а также необходимые для безопасности усиленный каркас и шеститочечная система ремней. Турбированные движки, работающие на экологичным биоэтаноле, могут выдавать не более 350 лошадиных сил, но благодаря облегченной конструкции со скоростью у WTCR все по-прежнему в порядке. Например, так машины чемпионата пролетают одну из шикан трассы По-Арно во Франции:

 
 
 

View this post on Instagram

A post shared by FIA WTCR (@fia_wtcr) 

Конкуренция регулируется правилами, которые исключают решающее преимущество одной из команд. Победы нередко одерживают андердоги 

Чтобы избежать доминирования одного из участников, в WTCR, как и в ряде других гоночных серий, применяется система Balance of Performance. В рамках BoP организаторы могут искусственно замедлить наиболее резвую машину по итогам предсезонных тестов, накинув ей дополнительные килограммы балласта, подняв клиренс, либо ограничив мощность двигателя. Обязательный груз, весом в 60 килограмм, полагается и всем гостевым участникам, которые по правилам могут присоединиться к чемпионату на любом этапе. С этой проблемой, к слову, столкнулся отечественный коллектив LADA Sport ROSNEFT, принявший участие в финальной гонке сезона на «Сочи Автодроме». На «Вестах» чемпиона России Кирилла Ладыгина и его напарника Михаила Митяева в дополнение к балласту подняли на 10 миллиметров дорожный просвет, что стоило пилотам примерно 2 секунд с круга.

Система «сдерживания» может работать противоречиво, но вместе с тем превращать борьбу за победу в настоящую лотерею. Например, триумфаторы прошедшего сезона из китайско-шведской Lync & Co, весь чемпионат проехали с максимальным грузом в 60 килограмм и «придушенным» мотором, в то время как их соперникам на «Хонде» наоборот разрешили облегчить машину на 20 килограмм (больше чем всем остальным участникам) и раскрутить двигатель на полную мощь. За счет таких перестановок расклад сил меняется перед каждой гонкой, которая легко может завершиться неожиданной победой. Так, в Сочи пилоты венгерской Zengo Motorsport Микель Аскона и Роб Хафф, выступающие на испанских хот-хэтчах «Купра», выиграли обе гонки, до этого промучившись почти весь сезон от поломок и аварий.

Контактная борьба на уровне «Наскара», а судьи действительно дают пилотам бороться

Оторванные бамперы и схватки вплоть до вылета соперника появились в туринге задолго до WTCR. Сами условия подобных гонок предполагают максимально контактную борьбу – близкие по мощности машины большую часть дистанции едут в плотной группе и уступать никто не собирается. Тяжелые за счет балласта болиды не отличаются особой ловкостью, поэтому каждый вход в поворот чреват столкновением или выносом: 

 
 
 

View this post on Instagram

A post shared by FIA WTCR (@fia_wtcr)

Нередко пилотам приходится прибегать к приемам из дрифта, чтобы удержать машину на трассе:

 
 
 

View this post on Instagram

A post shared by FIA WTCR (@fia_wtcr)

А если кому-то посчастливилось вырваться из этого хаоса, то в самый неподходящий момент крест на его победе может поставить нелепая случайность – например, отказавшие дворники. В такую ситуацию во время дождевой гонки в Сочи попал Жан-Карл Верне, которому не хватило ровно круга, чтобы сдержать Микеля Аскону: 

 
 
 

View this post on Instagram

A post shared by FIA WTCR (@fia_wtcr)

Дополнительным фактором, который смешивает карты, является реверсивная решетка, определяющаяся по итогам второго сегмента квалификации. Как и в «Формуле-1», распределение стартовых мест в WTCR проходит в формате «на вылет», но так как за уикэнд участники едут сразу две гонки, то пилот, замкнувший десятку во второй сессии, в первом заезде стартует с поула. 

Несмотря на жесткую борьбу, сопоставимую по уровню с американским «Наскаром», гонки WTCR не утопают в бесконечных судейских пересудах. Стюарды руководствуются довольно простым принципом и если позиция была добыта не по правилам, просят пилота вернуть место и провести атаку снова. Строго наказываются лишь случаи откровенно опасного пилотажа. 

У WTCR много связей с Россией: нынешний чемпион начинал на «Весте», а в качестве гостя участвует заводская команда АвтоВАЗа

Современный кубок мира по турингу можно отнести к одному из самых открытых гоночных чемпионатов. Ненавязчиво и интересно гонщики всегда готовы объяснить закулисье своего турнира, как это делает голландский ветеран Том Коронел. В своем блоге чемпион WTCC и бывший тестер «Формулы-1» не только подробно разбирает каждую трассу прямо за рулем своего «Ауди», но заодно делится инсайдами по настройке машины и другими тонкостями:

Годы, когда команды спешили закрыть боксы от посторонних глаз, а пилоты напоминали небожителей, остались в далеком прошлом. Теперь паддок WTCR максимально открыт для всех желающих, насколько позволяют ковид-ограничения, и здесь безусловно есть на кого посмотреть. Среди участников – такие гиганты, как Иван Мюллер, четырехкратный чемпион WTCC и дядя нынешнего лидера серии Яна Эрлаше, или победитель «24 часов Ле-Мана» Жорди Жене, чей брат Марк долгие годы выступал в «Формуле-1» и работал тестером «Феррари». «Ф-1» также представлена в WTCR Тьягу Монтейру, когда-то взявшим шальной подиум за «Джордан» на скандальном Гран-при США 2005-го, а до конца этого сезона в чемпионате выступал Габриэле Тарквини – живая легенда туринга с почти 40-летней карьерой в автоспорте, заставший в «Формуле-1» еще времена Айртона Сенны.

Кроме того, у целого ряда нынешних пилотов WTCR есть история, связанная с Россией. Например, победитель заключительной гонки сезона-2021 Роб Хафф еще в бытность чемпионата WTCC выигрывал в Макао на «Ладе Гранте» за заводскую команду АвтоВАЗа. С российский машины начинал свои выступления в туринге и Ян Эрлаше – в 2017-м француз дебютировал на частной «Весте». 

С появлением в календаре WTCR сочинского этапа российским болельщикам вполне стоит ждать очередного гостевого выступления наших пилотов из LADA Sport ROSNEFT. Первое знакомство с новой серией вышло для Кирилла Ладыгина и Михаила Митяева сложным, ведь кроме ограничений команде пришлось выступать на незнакомых шинах «Гудиер». Но к следующему приезду WTCR в Сочи тольяттинцы должны подойти уже во всеоружии. 

В серии WTCR живет дух настоящих гонок. Экс-пилоты «Формулы-1» гоняют на заряженных компактах и рубятся борт в борт до последнего круга

Напомним, что в следующем году этап WTCR пройдет в России 6-7 августа (а «Формулы-1» – 23-25 сентября, и туда уже продаются билеты). Как говорили пилоты после финиша гонки-2021, они с удовольствием ждут новой встречи на «Сочи Автодроме». Ну а болельщики уже сейчас могут планировать свой отдых в самый разгар курортного сезона совместно с просмотром главной кузовной серией планеты.