В «Формуле-1» новая большая звезда – Норрис из «Макларена». Он быстрее всех наращивает фанбазу через онлайн-гонки

Самый популярный пилот новой волны.

В «Формуле-1» новая большая звезда – Норрис из «Макларена». Он быстрее всех наращивает фанбазу через онлайн-гонки

Жизнь в «Формуле-1» замерла вместе со всем остальным спортом: коронавирус отменил все Гран-при до 28 июня (а, скорее всего, как минимум до первых чисел июля), а гонки переместились в виртуальный мир и постепенно набирают популярность среди представителей «Ф-1». К примеру, между первым и вторым официальным онлайн-Гран-при количество действующих пилотов высшего автогоночного класса выросло с двух до шести, к третьему – до семи, и еще двое – на подходе.

Кто же проявил себя лидером онлайн-движения сразу после отмены первой гонки сезона в Австралии? 20-летний вчерашний новичок и ноунейм Ландо Норрис. Пилот «Макларена» стал фронтраннером серии «не Гран-при» от Veloce Esports (и выиграл турнир по системе плей-офф), выступил на двух виртуальных этапах «Формулы-1», а в перерывах между заездами радовал зрителей стримами в твиче и уморительными переговорами с коллегами. Британцу удалось совместить развлечение с благой целью: он собрал 12 000 долларов на борьбу с коронавирусом и отметил это в прямом эфире новой стрижкой «под ноль» (ну, почти).

Виртуальная «Ф-1» – огонь: пилот «Макларена» обзвонил половину паддока, пока за него прорывался бот. А потом выдал лучшую битву вечера

Пилот «Макларена» постригся в прямом эфире за $12000 на борьбу с коронавирусом. И разнес коллег по «Ф-1» классными фотожабами

Затянувшийся перерыв между гонками вряд ли кого-то радует, но Ландо пользуется отпуском максимально продуктивно и становится знаковой фигурой новой «Формулы-1».

Виртуальные гонки – будущее. Они должны дополнять реальные

В «Формуле-1» новая большая звезда – Норрис из «Макларена». Он быстрее всех наращивает фанбазу через онлайн-гонки

Онлайн-мероприятия с участием реальных пилотов получились противоречивыми: продемонстрировали как свой потенциал для популяризации автоспорта, так и многочисленные аспекты, требующие улучшения.

«Формула-1» находится в особом положении в спортивном мире, ведь виртуальные автогонки куда ближе к реальным, чем FIFA или PES – к настоящему футболу. Конечно, разница велика, и победы симрейсеров над профессиональными пилотами в «не Гран-при» подчеркивают отличия. Тем не менее, тот же Норрис или лидер «Ред Булл» Макс Ферстаппен вполне успешно рубятся с геймерами в виртуальном мире, а каждый пилот «Формулы-1» проводит долгие часы на симуляторе, изучая трассы – сложно представить подобную подготовку к футбольным поединкам (хотя некоторые спортсмены готовятся к матчам как раз с джойстиком в руке).

«iRacing дает хорошую обратную связь и ощущается более реалистично: это касается руления и всего такого, – говорит Норрис, хотя и признается, что не все гоночные игры реалистичны, – Порекомендовал бы я F1 серьезным гонщикам? Нет, лучше iRacing или rFactor. rFactor похож на настоящие симуляторы, о ней все время говорят как о лучшей программе».

Но даже в F1 2019, где проводит свои виртуальные Гран-при «Формула-1», гонщики могут показать жесткую борьбу и красивые обгоны. Есть и интерес со стороны зрителей: онлайн-гонку на «Альберт-парке» посмотрели более 1,7 миллиона человек только на ютуб-канале серии (кроме этого, трансляция проводилась в твиче и на Sky Sports). До аудитории реальных Гран-при в 90 миллионов еще очень далеко, но это отличные показатели для созданной практически на коленке онлайн-серии.

Таких цифр невозможно было бы достичь без пандемии, но чемпионату стоит задуматься и о месте симрейсинга в посткоронавирусной «Формуле-1». В отличие от футбольного сезона с минимальными зазорами между матчами, стандартный перерыв между гонками «Ф-1» составляет две недели, а зимняя пауза длится больше трех месяцев. Даже если серия доведет количество Гран-при до 25 за сезон, что увеличит нагрузку на и без того напряженно работающих механиков, оставшееся время придется чем-то заполнять.

В «Формуле-1» новая большая звезда – Норрис из «Макларена». Он быстрее всех наращивает фанбазу через онлайн-гонки

Сторонникам онлайн-апокалипсиса можно не волноваться: виртуальные гонки – не соперники настоящим по популярности и тем более не вытеснят их в обозримом будущем, однако вполне могут занять свое место среди дополнительных активностей «Формулы-1» вроде презентаций болидов или гала-церемонии ФИА. В отличие от торжественных мероприятий или местечковых событий (к примеру, показательных заездов по улицам городов), онлайн-заезды при правильной организации подарят СМИ и зрителям то, чего они хотят больше всего – интригу и интересные истории. К тому же развитие в виртуальном мире вполне соответствует тренду «Ф-1» на расширение онлайн-влияния, продвижение в соцсетях и привлечение новых болельщиков.

«Виртуальные гонки не вызывают у меня тех же эмоций, что и настоящие, – признается президент ФИА Жан Тодт, – Можно влететь в стену и потом просто начать заново. Но это хорошее сочетание – профессиональные гонщики сражаются с симрейсерами с интересом и энтузиазмом, это здорово. Безусловно, мы будем развивать онлайн-гонки, это часть программы. Но ничто не заменит реальность».

Мощнейший обгон в жизни Леклера случился в виртуальной гонке. Звезда «Феррари» уделала двоих в одном повороте

Не обойдется и без сложностей: пока пилоты ожидаемо не знают, за что борются, поэтому часто дурачатся и относятся к заездам несерьезно. Неплохо было бы привлечь к гонкам всех пилотов «Формулы-1» или хотя бы большинство, и эта задача не выглядит невыполнимой: к примеру, Даниилу Квяту мешал нестабильный интернет, а Пьер Гасли остался без руля на карантине в Дубае. И, несомненно, необходим значительный прогресс в плане режиссерской работы и телевизионной подачи мероприятий.

Что происходит при планомерном развитии виртуальной серии с участием почти всего пелотона, видно на примере заокеанских чемпионатов: если все становится серьезно, приходят большие спонсоры.

«Посмотрите на призовой фонд виртуальной серии NASCAR, которую поддержала Coca-Cola – 300 тысяч долларов, это просто невероятно для симрейсинга. У чемпионата Porsche 250 или 200 тысяч, так что в онлайн-гонках начинают крутиться огромные деньги. Здесь теперь получают больше, чем многие из настоящих пилотов», – рассказывает шестикратный участник «Инди-500» Сейдж Карам, победивший в одном из виртуальных заездов «Индикара».

Маловероятно, что американские владельцы «Ф-1» из «Либерти Медиа» проигнорируют успешный опыт на родной земле.

Норрис – чемпион по росту популярности

В «Формуле-1» новая большая звезда – Норрис из «Макларена». Он быстрее всех наращивает фанбазу через онлайн-гонки

В «Формуле-1» главным вдохновителем онлайн-гонок стал именно пилот «Макларена» – и серьезно расширил аудиторию благодаря своему увлечению. Ведущее мировое агентство спортивной статистики Nielsen Sports подтверждает динамику: за последнее время популярность Норриса растет быстрее, чем у любого другого гонщика «Ф-1» – к примеру, Ландо привлек более 50 тысяч новых инстаграм-подписчиков всего за две недели. Норрис со своими 1,3 миллионами фолловеров вдвое обходит Алекса Албона и Джорджа Расселла, стартовавих в «Формуле-1» тот же год назад, и держится наравне с куда более опытными Карлосом Сайнсом и Валттери Боттасом. В агентстве это напрямую связывают не только с возрождением «Макларена», но и с онлайн-активностью британца.

«Есть большой интерес к виртуальным гонкам, и, похоже, он занимается ими больше, чем большинство пилотов. Думаю, это может привести к увеличению зрителей настоящих Гран-при», – говорит глава Nielsen Sports Найджел Гич.

До показателей Льюиса Хэмилтона в соцсетях еще далеко, хотя Autosport отмечает: если считать с отмененного Гран-при Австралии, постов о молодом британце на портале ровно столько же, сколько и о более опытном (и шестикратном!) соотечественнике.

За вторым виртуальным Гран-при на твич-канале Норриса наблюдали 77 тысяч человек – и многим версия стрима от Ландо понравилась больше, чем официальная трансляция «Формулы-1». Похоже, именно так и выглядит новое лицо автоспорта – не стоит недооценивать значимость интернет-популярности в современном мире.

«Думаю, это неплохо, – отвечает Норрис на вопрос о том, каково быть главной фигурой виртуального автоспорта, – То есть, моя цель не в этом, я просто получаю удовольствие. Каждый, кто занимается симрейсингом, наслаждается возможностью сражаться друг с другом, мы все это любим. Но в то же время такие гонки являются просто бонусом – сейчас это единственное, за чем фанаты автоспорта могут наблюдать.

Это здорово и для меня. Но, думаю, я не являюсь лидером, хотя играю в этом какую-то роль. Я вижу, как много людей следят за твичем и уходят в симрейсинг – конечно, это далеко не только моя заслуга, однако в небольшой степени это происходит и из-за меня, потому что я стал одним из первых, кто это сделал, особенно если говорить о «Формуле-1». Так что, да, круто, что присоединяется все больше людей».

Другие пилоты тоже стримят

За Норрисом последовало практически все молодое поколение «Формулы-1»: каналы на твиче завели звезда «Феррари» Шарль Леклер, пилот «Ред Булл» Алекс Албон и гонщики «Уильямса» Джордж Расселл и Николя Латифи, а представитель программы «Феррари» Антонио Джовинацци начал участвовать в онлайн-мероприятиях вместе с коллегами.

В «Формуле-1» новая большая звезда – Норрис из «Макларена». Он быстрее всех наращивает фанбазу через онлайн-гонки

Способствуют увеличению интереса к симрейсингу и чрезвычайные обстоятельства, однако без британского пилота настолько высокая активность вряд ли была возможна. Если учесть Ферстаппена, который, как и Норрис, давно увлекается онлайн-гонками, в виртуальный мир перешли буквально все лучшие пилоты нового поколения. Именно эти ребята – Норрис, Ферстаппен, Леклер и Расселл – разыграют между собой реальные титулы уже в ближайшем будущем.

Впрочем, виртуальная серия привлекает и пилотов постарше: напарник Ландо Карлос Сайнс выступил на Гран-при Китая, Ромен Грожан из «Хааса» собирается присоединиться чуть позже, да и Себастьян Феттель впервые в жизни купил симулятор и уже занят настройкой. Скоро в полноценную гоночную жизнь в компьютерном мире будет вовлечена почти половина пелотона: восемь гонщиков в официальном чемпионате и Макс Ферстаппен, предпочитающий iRacing и альтернативные соревнования. И это не считая тех, чье время в высшей категории еще впереди – в различных недавних заездах засветились Роберт Шварцман (чемпион «Ф-3», академия «Феррари»), Кристиан Лундгор, Чжоу Гуаньюй (оба – молодежь «Рено»), Каллум Айлотт (тоже Скудерия) и другие. Вероятно, через несколько лет наличие канала на твиче или хотя бы участие в подобных мероприятиях станет неотъемлемым атрибутом жизни топ-гонщиков, обязательным для продвижения и коммуникации с болельщиками – вроде страничек в инстаграме или твиттере, которыми упрямо пренебрегает лишь Себастьян Феттель.

Благотворительный фандрайзинг и стрижка а-ля «под ноль» в прямом эфире

В «Формуле-1» новая большая звезда – Норрис из «Макларена». Он быстрее всех наращивает фанбазу через онлайн-гонки

«Макларен» невольно запустил процесс переноса стартовых гонок сезона, когда злосчастный коронавирус обнаружили у механика накануне первой свободной практики в Австралии. После снятия британцев с соревнований гонку в Мельбурне отложили, а через несколько дней и недель стали рушиться надежды увидеть другие Гран-при – сперва до мая, сейчас – как минимум конца июня.

В Уокинге первыми же начали менять экономическую политику в условиях кризиса – с непосредственным участием Ландо. Вместе с партнером по команде он согласился на понижение зарплаты.

«У нас очень большая компания, так что приходится думать о будущем и о том, что будет лучше для каждого конкретного человека, работающего в «Макларене». Естественно, это касается меня и Карлоса, – комментирует решение Норрис, – Лучшее, что можно сделать – предпринять все меры, чтобы по возвращении обстановки в нормальное русло мы все вернулись к работе и смогли жить обычной жизнью, насколько это возможно. Речь идет о 700-800 сотрудниках гоночного подразделения, но еще есть тысячи людей в McLaren Group и McLaren Automotive».

И, разумеется, Ландо не мог не использовать потенциал бурной онлайн-активности во благо: сначала собрал 12 тысяч долларов в рамках акции Stream Aid 2020 на борьбу с коронавирусом, а затем стал частью чемпионата от Леклера с той же целью (монегаск и компания в итоге собрала 70 тысяч долларов для ВОЗ). После Stream Aid 2020 Норрис даже подстригся в прямом эфире – таким было его обещание болельщикам. Прямо скажем, парикмахер из парня не очень: Ландо обещал попрощаться с волосами, однако оставил при себе довольно-таки немалое их количество. С другой стороны, делать что-то глобально хорошее без надрывного пафоса и развлекая при этом своих поклонников – что может быть лучше?

Популярность придется доказывать на трассе

В «Формуле-1» новая большая звезда – Норрис из «Макларена». Он быстрее всех наращивает фанбазу через онлайн-гонки

Болельщикам «Ф-1» уже сложно в это поверить, но однажды их внимание переключится на борьбу реальных болидов на настоящих треках. В мире после пандемии онлайн-гонки могут занять значимое место наряду с соцсетями, но они в любом случае будут второстепенными – фейл на трассе не исправишь мемом в инстаграме или самым популярным стримом.

Даже если оставить в стороне сложности при подготовке пилотов к сдвоенным и строенным этапам (фактически без предсезонных тестов), головной боли у молодой звезды будет предостаточно. В дебютном сезоне Ландо показал, что не собирается повторять провал некогда суперперспективного Стоффеля Вандорна: Норрис выдал несколько отличных выступлений и побил напарника в квалификациях. Но теперь британец перестал быть новичком, и если в первый год в «Ф-1» приличное отставание от Сайнса по очкам не помешало ему стать открытием сезона, то в 2020-м оценивать Ландо будут иначе.

Сам гонщик уже чувствует, что пора воспринимать себя по-новому:

«Когда уже год находишься в «Ф-1», люди относятся к тебе с уважением и чуть больше прислушиваются. Не знаю, можно ли назвать меня ветераном, но я стал более уверенным в себе. Это касается и взаимодействия с «Маклареном»: ты смотришь на вещи более профессионально, становишься в каком-то смысле представителем команды – человеком, на которого можно рассчитывать, к которому прислушиваются».

Без сомнений, Норрис рассчитывает как минимум на равную борьбу с партнером по команде, который уверенно и заслуженно стал лучшим в средней группе, а сейчас, по слухам, входит в шорт-лист «Феррари» на замену Феттелю. После прогресса в 2019 году болельщики ждут от «Макларена» новых подиумов – не дрогнет ли 20-летний гонщик в сражениях за высокие позиции? Пока мы не знаем, как поведет себя Ландо, претендуя на призовые места или в жесткой битве с напарником на трассе. Отношения с Карлосом напоминают идиллию, да и в общении Норриса с другими коллегами он кажется чересчур плюшевым. Но «Формула-1» – это жестокий мир противоречий, и по-настоящему интересно было бы понаблюдать за Ландо под давлением, в конфликте – будь то с Сайнсом или с любым другим конкурентом.

В «Формуле-1» новая большая звезда – Норрис из «Макларена». Он быстрее всех наращивает фанбазу через онлайн-гонки

Норрис и сам понимает, насколько важно четкое переключение между развлечениями и кропотливой гоночной работой.

«Нужно будет воспринимать вещи чуть серьезнее, – признается британец, – Но я все тот же и не стану тем, кем не являюсь. Я не собираюсь все время выглядеть комично и не воспринимать ничего всерьез. Но я все еще могу шутить и все такое – просто сначала сфокусируюсь на работе, а потом буду развлекаться. Я не буду постоянно веселиться и выглядеть человеком, который не способен сосредоточиться. Вот и все».

Получится ли у Норриса – узнаем только на реальной трассе. Пока у болельщиков нет выбора: в ближайшие пару месяцев придется следить за тем, что в нормальных условиях было бы лишь дополнением к настоящей гоночной жизни – виртуальными обгонами, стримами, твитами и стрижками в прямом эфире.

А в новом дивном мире онлайн-«Формулы-1» Ландо точно нет равных.

Пилоты «Ф-1» хором проорали музыкальную тему из телезаставки Гран-при перед онлайн-заездом. Один из гонщиков растрогался до слез

Ферстаппен ворвался в гонки суперкаров двойным мегаобгоном. Итог – три подиума в четырех заездах!