В «Ф-1» зачистили команду под сына русского миллиардера и Шумахера. Выбросили двух опытных пилотов с десятком подиумов на двоих

Новая бомба трансферного рынка.

Вплоть до Гран-при Португалии именно «Хаас» мог похвастаться самой фактурной и суровой парой пилотов. Некогда сверхталантливый Ромен Грожан, заслуживший за карьеру в 177 Гран-при не только 10 подиумов, но и титул главного крэшера чемпионата, а также Кевин Магнуссен – тот самый парень, который взял подиум за «Макларен» в первой же гонке в «Ф-1», а потом прославился как главный грубиян серии и адепт максимально жесткой обороны.

Однако теперь мы, похоже, больше не увидим их в Гран-при: оба пилота 22 октября объявили об уходе из «Хааса» в конце сезона (хотя у Магнуссена, например, оставался еще год по контракту). Американская команда решила резко изменить политику работы с пилотами и переключиться на молодых дебютантов с огромными финансовыми возможностями. И болельщики из России могут ждать отличных новостей уже к концу ноября.

По слухам и инсайдам, в «Хаасе» в 2021-м поедут Никита Мазепин и Мик Шумахер

Об уходе Магнуссена и Грожана предполагалось еще месяц назад: сразу несколько изданий с разным уровнем связей в паддоке рассказывали об активных переговорах между американской организацией и семьей Мазепиных – владельцев «Уралхима» и «Уралкалия» с состоянием более 1,6 миллиарда долларов: французский Canal+ поведал о сделке между «Хаасом» и Никитой Мазепиным на 2021-й, а через неделю итальянская редакция Motorsport уточнила – речь идет сразу о двухлетнем контракте.

Правда, ожидать объявления раньше начала декабря не стоит. Мазепин хоть и сильно выступает в «Ф-2» (у него две победы, три подиума и шестое место в общем зачете с отставанием всего в 7 баллов от топ-3), но ему непременно нужно финишировать в топ-6, если он хочет получить суперлицензию на выступление в «Ф-1». Лицензию не дадут раньше завершения гоночного сезона, а значит до 6 декабря вряд ли стоит ждать новостей с подтверждением трансфера.

Год назад над русским гонщиком смеялись. А он теперь побеждает в «Формуле-2»

Других вариантов, кажется, для Никиты и нет, ведь в «Формуле-2» он, похоже, не останется: французское издание Auto Hebdo слило новости о переговорах принадлежащей Дмитрию Мазепину команды «Хайтек» с пилотами «Ред Булл» Лиамом Лоусоном и Юри Випсом на 2021-й. Вряд ли можно представить трансфер Мазепина-младшего в другой коллектив молодежной серии – тогда зачем выбрасывать под десяток миллионов долларов на собственную?

А кандидат номер один на второе место в «Хаасе» по данным все того же итальянского Motorsport – соперник Никиты по «Формуле-2» Мик Шумахер! Раньше его связывали с возможным переходом в «Альфа Ромео», но, судя по всему, планы на сына Михаэля со стороны «Феррари» изменила ситуация в нынешней «Ф-1». Скудерия, судя по всему, решила упрочить связи с Хаасом», предоставив американской команде лидера «Ф-2» с огромным коммерческим потенциалом и закрыв любые слухи о возможном переходе партнера на силовые установки и прочие узлы от «Рено». Да и в «Альфа Ромео» ситуация с пилотами до сих пор не очень ясна: Кими Райкконен так и не принял финальное решение насчет еще одного сезона в «Ф-1», а из-за задержки со стороны финна «Феррари» не может решить, убирать ли из второго кокпита Антонио Джовинацци или все-таки оставить.

Да и сам босс «Хааса» Гюнтер Штайнер еще после Гран-при России подтверждал сам факт переговоров с Мазепиными – хоть и без какой-либо конкретики. Зато постоянно оговаривался в прессе в стиле «надеюсь, Грожан и Магнуссен ведут переговоры с другими командами «Ф-1» – так что и француз, и датчанин давно получили максимально прозрачные намеки.

По слухам, владелец «Хааса» собирается продать команду Мазепиным. Но есть и более выгодный путь

По инсайду немецкого издания Bild, опубликованного еще после уик-энда в Сочи, русский миллиардер проявлял заинтересованность не просто в покупке места для сына, но и в полной приватизации команды «Ф-1». В переговоры о продаже вполне можно было поверить, ведь владелец организации Джин Хаас неоднократно высказывал сомнения в желании и дальше вкладывать по 50-60 миллионов долларов в год без серьезной отдачи в виде результатов на треке. Хоть представители команды и опровергли сразу же любые слухи о возможной сделке – мало кто поверил в официальный пресс-релиз.

Однако для понимания мотивов и выгод Хааса сперва нужно рассмотреть финансовую ситуацию команды за последние годы в принципе. Американская организация всегда оперировала одним из самых маленьких бюджетов в «Ф-1» – от 100 до 150 миллионов долларов – и призовые покрывали лишь около половины затрат.

В «Ф-1» зачистили команду под сына русского миллиардера и Шумахера. Выбросили двух опытных пилотов с десятком подиумов на двоих

Все деньги «Формулы-1»: главные команды тратят по $400 миллионов в год, но прибыли не добивается никто

Поэтому владельцу одноименного завода и приходилось вкладывать настолько огромные суммы: у молодой команды просто не было достаточно крупных партнеров. В 2019-м место генерального спонсора попытались заполнить компанией Rich Energy – но в итоге все привело к неплатежам, конфликтам и досрочному разрыву контракта. По сути, сейчас у «Хааса» лишь один более-менее крупный рекламодатель – личный партнер Кевина Магнуссена Jack & Jones, но он вряд ли платит больше 10-15 миллионов в год.

Казалось бы, в таких условиях продажа команды весьма логична, но все меняют два фактора.

Во-первых, уже с 2021-го в «Ф-1» вводят потолок бюджетов – на болид и основную часть персонала нельзя будет тратить больше 135 миллионов, так что разрывы в ресурсах у организацией практически обнуляются. «Хаас» получит новый шанс на спортивный успех.

Во-вторых, если команда получает пилота с огромным спонсорским потенциалом (Шумахера) и второго гонщика с большим бюджетом (Мазепин), вся диспозиция по затратам со стороны владельца меняется. Несколько крупных контрактов позволят Джину Хаасу сократить собственную финансовую поддержку с 50 миллионов до 10 или вовсе до нуля – и в полной продаже крепкого маркетингового уже не окажется смысла. Американский промышленник ввязался в авантюру с «Ф-1» точно не для того, чтобы выйти при любом удобном случае – ему нужно продвигать бренд завода по производству станков, и с возможным ростом результатов при снижении затрат ценность актива только вырастет.

Намного логичнее выглядит простая спонсорская двухлетняя сделка с Мазепиными либо лишь частичная продажа организации с дальнейшим владением на партнерских отношениях. Оба варианта обойдутся намного дешевле полной покупки, да и польза для обеих сторон может выйти более осязаемая.

Так что новой полностью русской команды в «Ф-1» пока не будет.

Карьерам Грожана и Магнуссена в «Ф-1» конец

Конечно, формально свободные места еще остаются: в «Ред Булл» в данный момент не уверены насчет напарника для Макса Ферстаппена и «Альфа Ромео» до сих пор официально не подтвердила ни одного пилота на 2021-й. Теоретически и у Ромена, и у Кевина были бы шансы зацепиться за оба варианта – если бы на рынке не присутствовали более солидные конкуренты.

«Ред Булл» все-таки предпочитает продвигать в основную команду собственных пилотов, но сейчас австрийская компания столкнулась с небольшим кризисом в молодежке – Алекс Албон окончательно предстал нервным гонщиком с бесконечными одинаковыми ошибками при попытке атак. В хоккее таких называют «баст».

Второй пилот «Ред Булл» совсем поплыл: завалил старт, разрушил полмашины Квяту, едва не вынес еще двоих

В качестве возможной замены со стороны босс гоночной программы «Ред Булл» Гельмут Марко назвал только две фамилии: Серхио Переса и Нико Хюлькенберга. Они оба – не менее опытные, чем Грожан и Магнуссен, более стабильные (и, скорее всего, быстрые), а также не обладают спорной репутацией крэшеров и грубиянов. Более того, за Пересом еще и стоит мощная поддержка от мексиканских спонсоров – от 25 до 30 миллионов долларов ежегодно.

Ситуация в «Альфа Ромео» еще сложнее: швейцарский сателлит полностью зависим от решения Кими Райкконена и «Феррари». Скудерия, судя по всему, хочет продолжить реализацию системы «более-менее опытный пилот+новичок» и сейчас ждет ответа от Айсмена: хочет ли он еще один сезон в «Ф-1». В случае продолжения карьеры чемпиона-2007 «Феррари», скорее всего, высадит Антонио Джовинацци и продвинет на свободное место кого-то из пары Каллум Айлотт-Роберт Шварцман – звезд из «Ф-2». Если Райкконен решит остановиться, то роль ментора уже перейдет как раз нынешнему напарнику Кими – либо как раз Серхио Пересу или Нико Хюлькенбергу (у которого блестящие личные отношения с нынешним боссом «Альфа Ромео» Фредом Вассером).

Надеяться на место в сателлите «Феррари» обоим ушедшим из «Хааса» можно только в случае, если все остальные гонщики откажутся бело-красного кокпита. Крайне маловероятный сценарий.

Что же ждет дальше Грожана и Магнуссена? Ромен уже высказывал заинтересованность в проекте «Пежо» на «24 часах Ле-Мана» в классе гиперкаров, а также инсайды в прессе рассказывали о переговорах его стороны с командами «Формулы Е». Кевина тоже ждут в гонках на выносливость – датская пресса рассказала о факте переговоров, но без конкретики насчет команды или класса. Сходятся все только в одном: Гран-при Абу-Даби 2020-го станет последним в «Формуле-1» для обоих бывших пилотов «Хааса». Все-таки отсутствие сильных личных спонсоров многое решает даже перед введением потолка бюджетов.

Россия в «Ф-1»: собственный Гран-при, 4 подиума, команда-аутсайдер. Когда же будут победы?

Суперюниор из России дебютировал за рулем «Феррари». И показал суперлицензию на гонки в «Ф-1» в соцсетях

Ради Феттеля «Астон Мартин» избавился от давнего лидера с контрактом на три года. Карьера парня в «Ф-1» схлопывается на пике