Главные инновации в «Ф-1» 2020-го созданы двумя командами. DAS провалился, а игры с подвеской и носом выстрелили

Одна новинка даже осталась загадкой для экспертов.

Главные инновации в «Ф-1» 2020-го созданы двумя командами. DAS провалился, а игры с подвеской и носом выстрелили

Необычный год подходит к концу, и «Формула-1» успешно его пережила, проведя один из самых зрелищных чемпионатов: да, без интриги, зато с кучей ярких гонок вроде Гран-при в Монце или в Турции. 

Не менее интересным сезон оказался и с технической точки зрения. Инженерным штабам команд удалось серьезно усовершенствовать болиды даже несмотря на локдауны, карантины, ковидные и бюджетные ограничения. Правда, особо отличившихся коллективов всего лишь два: «Мерседес» и «Ред Булл», которые как раз и заняли первые две строчки. И сейчас вы поймете, почему именно они и разыграли лидерство в Кубке конструкторов.

«Мерседес» серьезно рискнул с уникальной задней подвеской

Новой конструкцией чемпионы хотели увеличить уровень прижимной силы, однако сделать необходимую подвеску оказалось сложнейшей задачей. Проблема заключалась в риске не пройти крэш-тест на удар сзади  из-за устройства новинки.

Для установки подвески механикам требовалось освободить больше места между задними шинами и краями диффузора. Основная же цель заключалась в сочетании двух потоков воздуха: выходящего из-под диффузора и созданного обновленной конструкцией – намного более интенсивного. Чтобы достичь цели, точку крепления поперечного рычага немного сместили относительно предыдущего варианта (кожуха коробки передач).

Главные инновации в «Ф-1» 2020-го созданы двумя командами. DAS провалился, а игры с подвеской и носом выстрелили

Эти изменения помогли отодвинуть заднюю подвеску назад, открыв пространство для аэродинамического потока. Образовавшийся вихрь с увеличением скорости давал больше прижимной силы. Таким образом сместился центр аэродинамического давления, что гарантировало устойчивость болида. Потому машина ехала в медленных поворотах как по рельсам даже с агрессивными настройками Льюиса Хэмилтона. Именно по этому пути семикратный чемпион пытался направлять команду. И в смысле чистой скорости, пожалуй, именно эту идею можно назвать лучшей новинкой года.

«Ред Булл» вдохновился чемпионами и полностью переработал носовую часть шасси

В прошлом году в стане «быков» пришли к заключению, что философия широкого носа c направляющими вбок воздух j-образными лопастями полностью изжила себя. В пример взяли «Мерседес», который вот уже с 2017 года делает тонкий нос со специальной деталью (так называемый «плащ» (cape), что помогает легче и раньше заходить в повороты. А чем раньше и плавнее заходишь в поворот – тем устойчивее поток.

Главные инновации в «Ф-1» 2020-го созданы двумя командами. DAS провалился, а игры с подвеской и носом выстрелили

Правда, у концепции есть свои проблемы. Из-за узкого носа появляется дополнительное пространство, в котором разные потоки воздуха взаимодействуют друг с другом и создают ненужные завихрения. Для решения этой задачи как раз и сделали ту дополнительную деталь под носом болида. К слову, ее использует уже половина пелотона, пусть и в собственных версиях («Макларен», «Альфа Ромео», «Рено», «Рейсинг Поинт»/«Астон Мартин»)

Очередь дошла и до «Ред Булл». Однако команда Эндриана Ньюи пошла еще дальше с попыткой сделать нос максимально тонким. Проблема оказалась в рулевом механизме и резервуарах передней подвески: они расположились в максимально неудобном для сокращения размера месте. Что сделали в «Ред Булл»? Отодвинули их назад. А это очень непростая работа.

Главные инновации в «Ф-1» 2020-го созданы двумя командами. DAS провалился, а игры с подвеской и носом выстрелили

Главные инновации в «Ф-1» 2020-го созданы двумя командами. DAS провалился, а игры с подвеской и носом выстрелили

Как можно было догадаться, механики серьезно изменили переднюю подвеску. Если раньше она крепилась верхним поперечным рычагом, то теперь нижним, что опустило центр тяжести. Здесь также стоит помнить: поперечный рычаг у «быков» крепится в двух точках – и это уникальная конструкция для пелотна. Так новая подвеска помогла сделать сцепление с трассой еще лучше.

Революционная подвеска «Ред Булл» превратила болид в идеальный ферстаппеномобиль. Все для агрессивных атак поребриков и конкурентов

Система DAS оказалась провалом

Пожалуй, самая известная новинка этого сезона – и в то же время чуть ли не самая бесполезная. Не похоже, чтобы двухосное управление дало дополнительную мощность «Мерседесу». Бессмысленности ей придает и запрет на использование с 2021 года.

https://www.instagram.com/p/B8ygMR0odiV/

Система DAS позволяет движением руля вперед-назад менять угол поворота передних колес. Теоретически эффект заключался в помощи при прогреве резины в нужные моменты (при подготовке к квалификационному кругу или при медленной езде за машиной безопасности).

«Мерседес» снова хакнул правила «Ф-1» – на этот раз рулевым управлением. Уникальная инновация для скорости на прямых

Но проблема оказалась в изначальном планировании «Мерседеса» именно развивать технологию и дальше с целью предоставить пилоту бесконечные возможности по созданию желаемых настроек и улучшению скоростей в поворотах. Решение о запрете с 2021-го полностью перечеркнула планы чемпионов.

Потому гениальное творение (а оно таковым и является) осталось просто недоделанным, а оттого и не таким полезным, как всем сперва показалось.

Эволюция носа «Ред Булл» 

Тонкий нос сходу доставил немало проблем команде из Милтон-Кейнса. Главной оказалась низкая управляемость при небольшой скорости – главная претензия Ферстаппена к RB16. Новинку не лучшим образом подогнали к антикрылу и обтекателю по размерам, из-за чего возникали вредные вихри от носа до боков (причем они еще и ускорялись, прежде чем опуститься вниз, ломая работу и другим деталям аэродинамического обвеса).

Главная проблема болида «Ред Булл» в «Ф-1» – нестабильность просвета в задней части. Технический эксперт объяснил парой снимков

Как оказалось, «плащ» не смог полностью решить проблему, поскольку после преодоления той зоны потоки попадали в абсолютно бесконтрольное пространство без рассекателей и закрылков вплоть до днища.

Поэтому уже в Турции на «плаще» по обе стороны от носа появились прорези, которые полностью направляли воздух под болид (смотреть на второй подборке фото сверху). Из-за этого количество потоков, направленных к бокам, резко уменьшилось, зато к болиду вернулась стабильность.

Прорези на торцевой пластине RB16 спасали резину  

Идея оказалась проста: инженеры избавили передние колеса от столкновения с потоками воздуха, чтобы сократить нагрев покрышек и генерирование турбулентного воздуха за ними.

Главные инновации в «Ф-1» 2020-го созданы двумя командами. DAS провалился, а игры с подвеской и носом выстрелили

Для воплощения на базе «Ред Булл» проделали несколько прорезей на торцевой пластине переднего крыла. Поток входил в нижнее отверстие спереди и выходил из двух небольших сзади. По крайней мере, так предполагают технические эксперты, поскольку механикам удалось скрыть подробности и не засветить новинку на снимках в хорошем качестве. Тем интереснее будет наблюдать за новой итерацией RB16 на предсезонных тестах – ведь шеф команды Кристиан Хорнер пообещал перенести 60 процентов конструкции в новый чемпионат.

«Мерседес» уже готов 2021-му: добавил 25 л.с. мощности и проехал 200 кругов в «Ф-1» с новой системой охлаждения и аэрообвесом

Механики в «Ф-1» здорово рискнули жизнью: закатывали машину в боксы под опасностью удара током. Не заметили предупреждающий сигнал

Оказывается, в болиде «Ф-1» руку может зажать рулем к колену. Вот насколько в кокпите тесно