Гонщику «Ф-1» иногда лучше не тренироваться между Гран-при. Виноваты перелеты – объяснил пилот Сергей Сироткин

Оказывается, с нынешним календарем даже восстановиться – почти невозможно.

От редакции: Какой аспект в «Ф-1» – ключевой? Как нужно проходить те или иные повороты? Как готовиться к гонкам? В своем блоге на Sports.ru экс-пилот «Формулы-1» и гонщик программы «СМП Рейсинг» Сергей Сироткин разбирает все мыслимые вопросы об автоспорте, и сегодня добрался до темы тренировок под влиянием постоянных перелетов с Гран-при на Гран-при – и их влияния на форму через усталость и джетлаг.

Гонщику «Ф-1» иногда лучше не тренироваться между Гран-при. Виноваты перелеты – объяснил пилот Сергей Сироткин

«На самом деле влияние перелетов на форму – ключевая и самая сложная тема. Вот тут как раз мы возвращаемся к вопросу важности комплексного развития организма – тренировочного процесса и их циклов. Их крайне трудно выстроить, когда у тебя нет стабильного графика: например, когда он уплотняется, и не всегда остается достаточно времени для восстановления. Или наоборот – иногда ты вынужден пропускать больше, чем хотелось бы.

Стресс от перемещений по миру тоже не лучшим образом способствует восстановлению, как и возможные случаи нарушения питания. И это я еще не говорю про джетлаги и большую разницу во времени: когда у тебя сбивается сон и все остальное. В таком состоянии очень трудно тренироваться с мыслями об улучшении результатов – скорее нужны восстановительно-поддерживающие тренировки.

Например, как-то я тренировался уже после сезона «Формулы-1»: наконец-то провел дома больше месяца, четко распланировал все занятия на ближайшие дни и недели и в итоге крайне удивился достигнутому прогрессу.

Это многому меня научило. Поскольку я сам по себе достаточно упрямый человек и всегда уперто пытался во что бы то ни стало успеть все закончить, когда все понимали, что это в принципе невозможно. В итоге порой уже на следующий день после гонки я пытался что-то там наверстать, пока остальные восстанавливались. И зачастую это оборачивалось слишком большим стрессом для организма, что не способствует ни восстановлению, ни улучшению результатов.

Гонщику «Ф-1» иногда лучше не тренироваться между Гран-при. Виноваты перелеты – объяснил пилот Сергей Сироткин

И мы в итоге как-то плавно пришли к правильному графику только к середине сезона, когда нашли оптимальное сочетание. Оказалось, порой лучше и продуктивнее вообще не тренироваться. А в условиях сдвоенных и строенных этапов – лучше даже перейти на поддерживающие тренировки с низкой интенсивностью: чуть-чуть подвигаться, подышать, размяться. Например, побегать, поделать набор силовых с собственным весом, растянуться – без дополнительного стресса на организм.

Просто гонка – очень большой стресс для организма. Когда этап раз в две недели – есть немного времени, чтобы сперва восстановиться, потом вернуться в рутину, а потом иногда даже чуть-чуть прибавить (хотя объективно – конечно, нет), а затем уже идти к новому этапу. Когда же заезды постоянно – нет возможности даже полностью восстановиться, особенно со всеми сложностями логистики».

Кстати, именно победу над джетлагом и нахождение баланса в перелетах Нико Росберг называл одним из важнейших факторов завоевания чемпионского титула в 2016-м.

«Хэмилтон не понимал, что происходит и как я это делаю». Секреты победы над лучшим пилотом «Формулы-1»

«Формулой-1» необязательно дышать каждые 24 часа семь дней в неделю — просто необходимо найти лучший баланс между жизнью и работой. Я выяснил это на своем примере: чем лучше жизнь — тем лучше результаты. Таков слоган моего последнего врача в «Ф-1» Аки Хинтсы. Он всегда упирался в этот постулат, и я многому у него научился. В чемпионском сезоне 2016 года я изо всех сил пытался достичь идеального баланса между жизнью и гонками и не только много работать, но и находить время на восстановление с друзьями или родными. И у меня получилось.

Также я обратился к сомнологу для борьбы с десинхронозом («джетлагом» – синдромом смены часового пояса — Sports.ru). Эффективный метод потребовал от меня огромной самодисциплины. Начинать нужно за пять дней до собственно поездки и претворять план в жизнь короткими шагами — отматывать время в нужном направлении не более чем на полтора часа в день. Например, когда едешь в Австралию и стартуешь за пять дней до отлета, к моменту прибытия сдвигаешь режим на 7,5 часов. В итоге я просыпался в час ночи, час дня или в другое абсолютно сумасшедшее время. Моя жена смотрела на меня и говорила: «Какого …? Ты что, теперь совсем долбанулся? Из ума выжил?». А я вставал и шел на пробежку по Монако, потом садился в самолет и летел на практику — по прибытию мне оставалось скорректировать время на последние полтора часа.

Гонщику «Ф-1» иногда лучше не тренироваться между Гран-при. Виноваты перелеты – объяснил пилот Сергей Сироткин

В итоге я провел весь сезон без десинхроноза. Это была революция всей моей жизни — потому что раньше я часто не мог уснуть из-за «джетлага».

Подробнее о питании, травмах, тренировках и влиянии перелетов читайте в новом большом посте Сергея:

Почему в «Ф-1» качают шею? Что едят в день гонки? А кофе, пиво и фастфуд можно? Рассказывает пилот Сергей Сироткин

Инстаграм Сергея Сироткина

Ключ к скорости в «Ф-1» – быстрый прогрев шин. Но их нельзя «включать» резкими рывками – инсайд экс-гонщика «Уильямса» Сироткина